Анафора (литургия)

Анафора, евхаристическая молитва — центральная часть христианской литургии, во время анафоры осуществляется пресуществление хлеба и вина (см. евхаристия).

Несмотря на большое разнообразие христианских литургических чинопоследований, во всех анафорах можно выделить общие части:

  • Префация — благодарение Богу, вступительная часть анафоры.
  • Эпиклесис — призывание Святого Духа на Дары.
  • Тайноустановительные слова Иисуса Христа.
  • Анамнесис — воспоминание смерти и воскресения Христа.
  • Приношение — собравшиеся приносят жертву Богу, посвящая ему себя.
  • Ходатайственные молитвы к Богородице и святым.
  • Заключительное славословие (доксолог).

Порядок частей в различных анафорах может быть разным.

Самые ранние анафоры относятся ко IIIII веку. Постепенно из множества анафор древней Церкви сложились три типа:

После второго Ватиканского собора в богослужение латинской литургии вдобавок к традиционной для латинской церкви анафоре римского канона (она же первая Евхаристическая молитва) были добавлены ещё три анафоры: вторая, взятая из апостольского предания Ипполита Римского; третья — западно-сирийского типа, близкая к анафоре галликанского обряда и четвёртая, близкая к восточной анафоре св. Василия Великого.

Особенностью западных анафор является их большая вариативность, анафора (особенно префация) сильно меняется в зависимости от текущего празднества, дня недели и т. д. Галликанский и мосарабский обряды оставляют лишь малую часть анафоры неизменной.

Восточные анафоры, в том числе и анафоры Иоанна Златоуста и Василия Великого, используемые в православии и греко-католицизме, более постоянны, изменению подлежит лишь небольшая их часть.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home