Диорама

Диорама — лентообразная, изогнутая полукругом живописная картина с передним предметным планом (сооружения, реальные и бутафорские предметы). Диораму относят к массовому зрелищному искусству, в котором иллюзия присутствия зрителя в природном пространстве достигается синтезом художественных и технических средств.

Диорамы рассчитаны на искусственное освещение и часто располагаются в специальных павильонах. Огромную роль в экспонировании диорамы играют оборудование экспозиционного зала и конструкция смотровой площадки, а также свет и звук (музыкальное и дикторское сопровождение). Большинство диорам посвящено историческим сражениям. Наиболее широко диорама применяется в музейной практике как особый способ подачи документального материала, подкрепленный образной эмоциональностью.

Содержание

Этимология

Слово «диорама» происходит от греческого διά «dia» (через, сквозь) и ‛όραμα «horama» (вид, зрелище).

История

Первая диорама была создана во Франции в 1822 году Луи Жаком Дагером, знаменитым изобретателем фотографии. Сложные механизмы и изощренная игра света вместе с зеркалами и пологом размерами 22х14 м диорамы Дагера и Бутона держали в напряжении зрителей, перед которыми каждые 15 минут менялись сюжеты: горы, развалины готических замков, итальянские пейзажи.

Позднее декоратором Грониусом была устроена диорама в Берлине, откуда в 1851 г. она была переведена в Петербург, где получила известность под названием панорамы Палермо. Посетители входили внутрь круглого здания и по лестнице поднимались в павильон, из которого открывался во все стороны вид на Палермо и его окрестности. Павильон находился как бы внутри монастырского здания, которого двор был выстлан каменными плитами; вблизи видна была колокольня (все - живопись), с которой при наступлении сумеречного освещения неслись звуки колокола, призывавшие к вечерней молитве, что способствовало усилению иллюзии, производимой прекрасно написанной декорацией.

Первая советская диорама «Взятие Ростова», посвященная событиям Гражданской войны, была создана в 1929 году Митрофаном Борисовичем Грековым. Диорама была утрачена в годы Великой Отечественной войны.

В создании диорам принимали участие М.И. Авилов, В.К. Быляницкий-Бируля, Г.Н. Горелов, Б.В. Иогансон, А.А. Лабас, А.В. Моравов, А.А. Пластов, Г.К. Савицкий, В.С. Сварог, П.П. Соколов-Скаля, а также члены Студии военных художников имени М.Б. Грекова, образованной в 1934 году.

В 1977 году Ефим Дешалыт создал самую большую в мире передвижную диораму «Панорама Москвы», которая с успехом экспонировалась в Филадельфии (США), Софии (Болгария), Лондоне и Турции, а с 1980 года до начала перестройки — на ВДНХ в Москве.

Настольные и минидиорамы

Минидиорамы изображают сцены исторических событий (напр., оловянные солдатики, расставленные для изображения какого-либо известного сражения). Характерным примером такого рода служат диорамы, которые можно увидеть в Музее норвежского сопротивления (Norges Hjemmefrontmuseum) в г. Осло (Норвегия).

В последнее время получило популярность изготовление диорам настольного формата моделистами, интересующимися военной историей, людьми, интересующимися произведениями в стиле «фэнтэзи» для создания настольных игр. Обычно на таких диорамах сюжеты представлены в масштабе 1/35.

Некоторые диорамы на территории России

В Москве

В других городах

Некоторые диорамы на территории стран СНГ

Белоруссия

Молдова

Украина

Литература

  • Аргасцева С.А. Художественная панорама как вид искусства. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Российская академия художеств, НИИ теории и истории изобразительных искусств. — М., 1993.
  • Завалий А. Искусство диорамы. — М.: Изд-во "Экспринт". — 56 с. [2]
  • Петропавловский В.П. Искусство панорам и диорам. — Киев, 1965.
  • Советская панорамная живопись. Сборник статей. — Л., 1965.
  • Халаминский Ю.Я. М.Б. Греков. — М., 1956.

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home