Карантания

Карантания (словен. Karantanija, Korotan) — одно из древнейших славянских государств, возникшее в начале VII века на территории Каринтии, Штирии и Словении. Государство просуществовало около трёхсот лет, пока не было включено в состав Каролингской империи. Славянское население Карантании (карантанцы) является родоначальником современных словенцев.

Содержание

Возникновение

Славянские племена расселились на восточных склонах Альп и в верхнем течении Муры, Дравы и Савы в конце VI—начале VII века. Уже под 595 г. в «Истории ломбардов» Павла Диакона упоминается Славянская провинция (лат. provincia Sclaborum), в которой некоторые историки[1] видят догосударственное образование предков современных словенцев. Славянское население этого региона практически сразу же попало под власть Аварского каганата. Однако в 622 г., воспользовавшись войной аваров с Византией славяне подняли восстание, во главе которого встал князь Само, который разгромил в 623 г. аварские войска, а в 631 г. отразил набег франков. Таким образом было создано независимое славянское государство, охватывающее территорию современной Моравии, Нижней Австрии, Штирии, Каринтии, Словении и части западной Венгрии.

Государство Само представляло по-сути союз славянских племён. Уже в 631 г. упоминается некая Вендская марка (лат. marca Vinedorum), которая, вероятно, представляло собой автономное княжество хорутан (карантанцев) в составе государства Само. После смерти Само в 658 г. его держава распалась. Карантанское княжество получило независимость.

Название Карантания (старо-слов. Korotan), возможно, происходит от славянского корня gora (гора) и индо-европейского stan (дом, страна). С другой стороны название древнего кельтского племени, проживавшего в этом регионе, — карнов (лат. carni) — вероятно, восходит к кельтско-иллирийскому слову carn (скала). В любом случае название Карантания, по всей видимости, характеризует горный характер земель, населённых предками словенцев.

Территория

Ядром Карантании являлась территория современной федеральной земли Каринтия (верховья Дравы), где распологалась столица княжества — Крнски град (Карнбург у Цолфельда, к северу от Клагенфурта). В периоды наибольшего расширения территория Карантании включала, помимо Каринтии, Штирию, Восточный Тироль, восточные регионы Зальцбурга, часть территории Верхней и Нижней Австрии. Вероятно также, что в состав Карантании входили земли современной Словении.

Национальный состав и социальная структура

Большинство населения Карантании составляли славяне, переселившиеся в этот регион в VI веке. Сохранилось также романизированое кельтское население, а также потомки римлян (главным образом, в городах). На ранней стадии истории страны, вероятно, существовали поселения аваров. Правящий класс был практически полностью славянским.

В Карантании достаточно быстро произощла социальная дифференциация. Оформился слой зависимого крестьянства и словенской феодальной знати. Сложилась особая прослойка косезов (лат. kosez) (потомки дружинников князя), сохранивших своё привилегированное положение и право избрания князя даже после вхождения Карантании в состав Священной Римской империи. Косезы были лично свободными, имели право ношения оружия, могли быть судимы только равными и обладали исключительным правом возведения князя на престол. Князья Карантании были выборными, однако вскоре сложилась традиция избрания князя из представителей одной семьи. При возведении на престол князь подтверждал права и привилегии косезов и карантанской знати.

Обряд избрания князя

Карантания наиболее известна благодаря своему древнему ритуалу избрания и коронации князей этого государства. Эта традиция сохранилась и после падения славянского княжества и создания немецкого герцогство Каринтия. Последним монархом, коронованным согласно карантанскому обряду был в 1414 г. герцог Эрнст Железный из династии Габсбургов.

Церемония избрания князя проходила на словенском языке на особом Княжеском камне, представляющим собой остаток древней кельтской колонны, недалеко от Крнского града. Правом избрания князя пользовались все свободные землевладельцы Карантании. На их собрании избирался один представитель—судья, который подвергал кандидата на княжеский престол ритуальному опросу, а затем спрашивал согласия народного собрания на его избрание. Собрание могло отвергнуть кандидатуру князя, что случалось даже в период герцогства Каринтии в середине XI века. Если собрание соглашалось на избрание князя, последний должен был принести особую присягу, причём делал он это сидя на каменном Княжеском троне, установленном на Госпосветском поле (современный Цолфельд, Каринтия).

Этот обряд был описан в книге Жана Бодена Six livres de la Republique. Существует точка зрения, что поскольку эту книгу читал Томас Джефферсон, карантанский обряд избрания князя повлиял на процедуру избрания президента и текст Декларации независимости США, разработанных Джефферсоном.

Политическое развитие

С самого начала существования Карантанского княжества оно вело практически непрерывную борьбу за существование со своими соседями: Аварским каганатом, лангобардами, баварами. Особенно усилилось аварское давление в начале VIII века. Карантанцы были вынуждены искать помощи против у баваров. В 745 г. после особенно разорительного набега аваров карантанский князь Борут обратился за поддержкой к герцогу Баварии Одило, а в замен за помощь признал сюзеренитет Баварии над Карантанией.

Христианизация славянского населения Карантании началась ещё в 630-х гг. миссией ирландского монаха Св. Аманда. Около 700 г. при дворе карантанского князя появился Св. Руперт, будущий основатель Зальцбургского епископства. Зальцбург стал и главным центром христианизации славян Карантании, которая резко усилилась во второй половине VIII века, после установления баварского сюзеренитета. Князь Борут отослал своих сыновей Горазда и Хотимира в Баварию, где они приняли христианство и воспитывались в немецких традициях. После вступления Хотимира на карантанский престол, он основал в княжестве несколько монастырей, ввёл подать в пользу церкви и пригласил проповедовать христианство среди славян Св. Модеста, ставшего апостолом словенцев. После смерти Хотимира в Карантании вспыхнуло восстание против христианства и немецкого влияния, но в 772 г. оно было подавлено и в стране окончательно утвердилась христианская религия. Таким образом Карантания стала одним из первых славянских государств, принявших христианство из Рима.

В 788 г. Бавария была разгромлена франками и, вместе с Карантанией, вошла в состав империи Карла Великого.

Падение Карантании

После вхождения в состав франкской империи Карантания сохранила свою автономию. Карантанский князь Войнимир совместно с маркграфом Фриули предпринял поход на аваров, одержал победу и разгромил столицу Аварского каганата. В 803 г. аварская держава перестала существовать. Князьями Карантании при франках оставались славяне, однако постепенно усиливалось немецкое влияние, прежде всего со стороны Фриульской марки, которой юридически подчинялось карантанское княжество. Германизация вызвала в 819 г. восстание славян Нижней Паннонии, долины Савы и части Карантании во главе с Людевитом Посавским. Восстание было вскоре разгромлено, чем воспользовались франки, сместив в 820 г. славянского князя Карантании и разделив её территорию между несколькими немецкими маркграфами. Славянская знать была отстранена от власти, немецкие колонисты, дворяне и церковь получили значительные земельные владения.

В результате Карантанское княжество перестало существовать. Оно вошло в состав Баварского герцогства, а в 976 г. было сформировано новое государственное образование — герцогство Каринтия, в состав которого вошли территории бывшей Карантании и часть северо-итальянских земель.

Ссылки

  1. Jožko Šavli, Slovenska država Karantanija, Ljubljana, 1990

См. также

Внешние ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home