Республика Сербская (Босния и Герцеговина)


Эту статью следует викифицировать.
Пожалуйста, оформите её согласно общим правилам и указаниям.

Республика Сербская (серб. Република Српска, Republika Srpska) — государственное образование на территории бывшей югославской республики Босния и Герцеговина. Населённые боснийцами-сербами территории провозгласили независимость своей Республики Сербской в начале 1992 г. в ответ на инициированный тогда же боснийцами-мусульманами выход Боснии и Герцеговины из состава Югославии. Республика принимала ключевое участие в кровопролитной боснийской войне и оставалась самопровозглашённой и непризнанной до конца 1995 г., когда благодаря вмешательству НАТО и ООН войне был положен конец, а Республика Сербская и босняцко-хорватская Федерация Боснии и Герцеговины образовали равноправный Союз Босния и Герцеговина.

Содержание

Расположение

Территория Республики Сербской составляет 25 053 км² и своими причудливыми очертаниями напоминает тропический атолл.

Она состоит из двух основных регионов, названных по пограничным рекам. Это Посавина на севере и Подринье на востоке. Большая часть республики лежит в пределах исторической области Босния, меньшая — в Герцеговине. Граница между Боснией и Герцеговиной примерно совпадает с дунайско-адриатическим водоразделом; Босния лежит к северу и северо-востоку от этой границы, Герцеговина — к юго-западу.

В нескольких местах государственная территория Республики Сербской сжимается до коридора шириною всего в несколько километров. Можно выделить до четырех таких «перетяжек»: на участке между Србиньей и Чайничей (ширина — 8 км), между Зворником и Углевиком (8 км), в районе Брчко (6 км), в окрестностях Модричи (12 км).

Такая странная конфигурация территории — итог Дейтонских мирных соглашений 1995 г., по итогам которых сербам было гарантированно право на обладание 49 % площади Боснии и Герцеговины.

В Республике Сербской есть две пограничные реки — Сава и Дрина. По Саве проходит граница с Хорватией, по Дрине и горным массивам Балкан — с Сербией и Черногорией.

Наиболее протяженную, изломанную и не соответствующую природным рубежам границу Республика Сербская имеет с босняцко-хорватской Федерацией Боснии и Герцеговины. Несмотря на подписанные Дейтонские соглашения, линия раздела Боснии и Герцеговины на сербское и босняцко-хорватское государства до конца не определена, многие её участки оспариваются обеими сторонами конфликта.

Около 55 % территории республики занимают горы. Высшая точка — массив Маглич на границе с Черногорией (2388 м).

Население

Численность населения Республики Сербской в конце 90-х годов оценивалась местными статистическими службами в 1391 тыс. человек (1997), а Федеральным статистическим агентством в Сараеве в 976 тыс. (1998).

До начала военных действий и массового перемещения населения, по данным переписи 1991 г., в 43 общинах, ныне входящих в территорию республики, проживало 1652 тыс. чел. В 31 общине сербы представляли собой наиболее многочисленную этническую группу, в 27 они составляли более половины всего населения. В сербское государство, согласно Дейтонским соглашениям, не вошли 4 общины с преобладанием сербского населения, расположенные в Западной Боснии (Дрвар, Гламоч и др.). В 12 общинах нынешней Республики Сербской в 1991 г. преобладало несербское население (в 10 — боснийское, в 2 — хорватское). Наименьшая доля сербов отмечалась в общинах Сребреница (всего 24 %), Трново (30 %), Вишеград (33 %), Братунац (35 %).

В настоящее время Республика Сербская представляет собой практически моноэтничное образование: доля сербов достигает 95 %, остальные преимущественно хорваты (по вероисповеданию в основном католики) и боснийцы (славяне-мусульмане)**.

Плотность населения составляет 55,5 чел./км².

По меньшей мере 50 тыс. граждан республики работают за границей, главным образом в странах ЕС (Германии, Франции, Австрии, Швеции).

Официальный язык — сербский, используются как кириллический, так и латинский алфавиты.

Господствующая религия — православие.

Условия жизни населения существенно ухудшились со времен существования единой Югославии. Безработица в 1998 г. охватывала 60 % трудоспособного населения. Средняя заработная плата тогда же не превышала 130 немецких марок (для сравнения: в босняцко-хорватской Федерации этот показатель был на уровне 300 марок). Жилищный фонд ещё не до конца восстановлен после войны. Значительная часть населения республики относится к беженцам и вынужденным переселенцам, полностью или частично утратившим своё имущество. Государственные службы Республики Сербской пытаются сгладить социальные контрасты.

Нынешняя столица республики — Баня-Лука. До Дейтонских соглашений 1995 г. квази-официальной столицей был «город» Пале — сербская часть Сараева с населением около 95 тыс. жит. Здесь размещались все властные институты непризнанной республики. После подписания мирных соглашений столица под давлением стран Запада была переведена в крупнейший деловой и экономический центр сербской Боснии с населением 218 тыс. человек (около 16 % населения Республики Сербской в 1996 г.).

Помимо Баня-Луки и Пале в Республике Сербской имеются десятки городов. Приедор (52 тыс. жит.) — третий по величине город республики, расположенный в межгорной котловине между возвышенностями Козарой и Гремечем, его название в переводе с сербского означает пролом, или брешь. Биелина (40 тыс.), расположенная в северо-восточном углу республики, всего лишь в 8 км от границы с Сербией, несёт функции торгового центра окружающего сельскохозяйственного района. Брчко (40 тыс.) — промышленный центр на Саве, у стратегически важного железнодорожного моста. Его принадлежность оспаривается Мусульмано-Хорватской Федерацией. Требине (36 тыс.) — крупнейший город республики в Герцеговине; на хозяйстве этого центра благоприятно сказывается близость черногорских портов Бар и Котор. Добой (28 тыс.) — город на реке Босна, центр горнодобывающего района. Со времен последней переписи населения, проведенной властями СФРЮ в 1991 г., большинство городов увеличили свое население в основном из-за притока беженцев как из сельской местности, так и из-за границ Республики Сербской. Например, население Вишеграда увеличилось почти в 2,5 раза, Зворника и Требине — в 2 раза, Баня-Луки и Приедора — в 1,5 раза. Потеряли население в первую очередь города, в наибольшей степени затронутые разрушениями войны 1992—1995 гг.: Сребреница, Сербски-Брод, Сербское Сараево, Козарска-Дубица, Мрконич-Град.

История сербов в Боснии

Сербы, по вероисповеданию православные христиане, столетиями жили на землях современной Боснии и Герцеговины. Средневековое Боснийское государство управлялось князьями из сербских династий. Славянская государственность была уничтожена турецким вторжением на Балканы в XIV—XV вв. В результате политики исламизации, проводимой турецкими завоевателями, значительная часть сербов и хорватов, отказавшись от христианства, постепенно сплотилась в новый славянский народ — боснийцев. Изначально вероотступниками двигала рассчётливость: мусульмане облагались меньшими налогами, были защищены от преследований и, будучи преимущественно горожанами, имели более высокий уровень жизни. В дальнейшем ислам стал для них традиционной религией. В конце XIX века сербы поднялись на восстание против дряхлеющей Османской империи.

Плодами успешной народно-партизанской войны 1875—1878 гг. воспользовалась Австро-Венгрия, захватившая в 1878 г. территорию Боснии и Герцеговины и закрепившая это приобретение на Берлинском конгрессе. Австро-венгерская администрация, опасаясь национального возрождения сербов, преднамеренно противопоставляла сербов хорватам и боснийцам. В 1908 г. Австро-Венгрия подтвердила свою аннексию Боснии и Герцеговины, Османская империя была вынуждена с этим согласиться. Тем временем сложившиеся в регионе противоречия вели к крупной европейской войне: сербы видели своё будущее в воссоединении всех сербских земель в едином государстве, хорваты вместе со своими соотечественниками, проживавшими в Славонии и Далмации, боролись за национальную независимость, боснийцы испытывали ностальгию по турецкому правлению. «Пороховой заряд», годами копившийся на Балканах, был взорован 28 июня 1914 г.: сербский националист Г. Принцип совершил в Сараеве удачное покушение на австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда, вслед за чем разразилась Первая мировая война. Четырёхлетняя военная кампания привела к краху Австро-Венгрии, на обломках которой в 1918 г. возникло Королевство сербов, хорватов и словенцев*** (с 1929 г. — Югославия). «Первая Югославия» была единым государством. Босния и Герцеговина делилась в нём на несамоуправляющиеся территориально-административные единицы — бановины.

Весной 1941 г. Югославия была захвачена фашистской Германией. Южнославянские земли стали полигоном для обкатки экспериментов по национально-территориальному размежеванию родственных народов. Последствия этих экспериментов явственно заметны и в наши дни. Согласно гитлеровскому плану, территория Боснии и Герцеговины присоединялась к вновь образованному марионеточному государству Хорватия, власти которого тесно сотрудничали с оккупационными властями. Все военные годы хорваты, и отчасти боснийцы, пытались очистить Боснию и Герцеговину от сербского населения. Жертвами этнических чисток стали сотни тысяч сербов. Не случайно поэтому именно сербы, в том числе и боснийские, составили основную массу антифашистской Народно-освободительной армии Югославии, К весне 1945 г. освободившей всю страну.

Пришедший к власти в итоге победы над фашизмом коммунистический режим Иосипа Броз Тито играл на противоречиях между государствами капиталистической и социалистической систем, что позволяло Югославии в послевоенные десятилетия довольно быстро развиваться. В качестве модели национального строительства во «второй Югославии» был избран федерализм. Конституция Социалистической Федеративной Республики Югославии, принятая в 1974 г., закрепила федеративное устройство страны, субъектами которого были шесть социалистических республик (в том числе Босния и Герцеговина) и два автономных социалистических края. Все народы Югославии были признаны равноправными. Титовская национально-государственная реформа привела к определенным успехам: стали постепенно забываться этнические чистки военных лет, в стране снизился накал межэтнических отношений. Руководство страны заявило о появлении новой наднациональной этнической общности — югославского народа. Количество людей, считающих себя югословенами (как правило, это были люди, рожденные в смешанных браках), увеличивалось от переписи к переписи, к моменту распада Югославии их доля в населении страны превысила 5 %. В самой Боснии и Герцеговине, отличавшейся в СФРЮ самым пёстрым национальным составом, в 1981 г. югословены составляли почти 8 % населения республики, но в 1991 г., ввиду усиления процессов национального самоопределения, их доля снизилась до 5,5 %.

Факторами распада югославской федерации стали смерть Тито и фиаско проводимой его преемниками национальной политики, распад мировой социалистической системы, всплеск национализма в Европе (причем не только в странах Центрально-Восточного региона). В 1990 г. во всех шести республиках СФРЮ были проведены местные выборы. Победу на них всюду одержали националистические силы. На выборах в Боснии и Герцеговине, состоявшихся в ноябре, было три таких политических движения. Славян-мусульман представляла Партия демократического действия, интересы сербов защищала Сербская демократическая партия, избиратели хорватской национальности проголосовали за Хорватское демократическое содружество. Программы всех трех движений не содержали пункта о построении единого полиэтничного государства в Боснии и Герцеговине. Хорваты требовали присоединения всей республики, или, по крайней мере, населенных хорватами районов, к своему национальному государству, сербы ратовали за сохранение связей Боснии и Сербии в рамках югославской федерации, боснийцы, подталкиваемые мусульманскими странами, мечтали о построении на всей территории республики унитарного исламского государства. Временный компромисс в сложившейся ситуации был найден путём создания института коллективного президентства — Президиума Боснии и Герцеговины, в который вошли семь членов: по два от боснийской, сербской и хорватской общин и один югословен.

В центрально-западной Боснии (Посавской Боснийской Краине) в апреле 1991 провозглашена Сербская Автономная Область Боснийская Краина со столицей в Баня-Луке.

В июне 1991 г. было провозглашено, но из-за политических разногласий и давления руководства Сербии не реализовано, объединение в Демократическую Республику Краина Сербской Автономной Области Боснийская Краина и Сербской Автономной Области Краина (в Хорватской Краине).

В восточной (Подринской) Боснии в сентябре 1991 г. были провозглашены Сербская Автономная Область Романия (Пале и восточнее), Сербская Автономная Область Семберия и Майевица (восточная граница с Сербией), а также Сербская Автономная Область Восточная Герцеговина (Требинье). В ноябре образована Сербская Автономная Область Северная Босния (округа Добоя), в января 1992 г. - Сербская Автономная Область Бирач (округа Власеницы).

В ответ на принятую 15 октября 1991 г. босняками и хорватами без сербов декларацию о суверенитете Боснии и Герцеговины, 24 октября 1991 г. была образована Боснийская Сербская Ассамблея всех пяти Сербских Автономных Областей восточной Боснии и Герцеговины. На референдуме 9-10 ноября 1991 г. сербы Боснии изъявили желание остаться в составе Югославии.

В начале 1992 г. глава Президиума босниец Алия Изетбегович потребовал у Белграда признания независимости Боснии и Герцеговины. К этому времени депутаты, представлявшие боснийских сербов, покинули республиканский парламент и 9 января 1992 г. провозгласили создание Республики Сербского народа Боснии и Герцеговины из Боснийской Краины и восточной Боснии. Тогда же боснийские хорваты объявили о создании в западной Герцеговине и центральной Боснии государства Хорватское Содружество Герцег-Босна. 28 февраля 1992 г. была принята Конституция Сербской Республики Боснии и Герцеговины как части Югославии. Боснийские сербы бойкотировали референдум о независимости Боснии и Герцеговины 29 февраля - 2 марта 1992 г., не признали её провозглашение в марте 1992 г. и 7 апреля объявили независимость Сербской Республики Боснии и Герцеговины. 12 августа 1992 г. название было изменено на Республика Сербская.

Шаткое равновесие было нарушено выходом из состава Югославии в июне 1992 г. Словении и Хорватии. На территории последней запылали очаги вооруженных конфликтов между Народной армией Югославии, поддержанной краинскими сербами, и вооруженными формированиями хорватов.

Военные действия в 1992—1995 гг. шли в различных концах Боснии и Герцеговины. Наибольшей интенсивности они достигали в районе столицы республики Сараева, вокруг мусульманских анклавов восточной Боснии: Сребреницы, Горажде и Жепы и в районе Дойни-Вакуфа, где армия боснийских сербов пыталась сохранить коридор, соединяющий сербские территории северной Боснии с самопровозглашенной в Хорватии республикой Сербская Краина. Военная ситуация на фронтах республики менялась еженедельно. Первоначально успех сопутствовал сербам, которым удалось закрепить за собой более половины территории Боснии и Герцеговины. Однако затем, попав под каток санкций мирового сообщества, сербы вынуждены были уступить ряд важных стратегических позиций. На стороне противников сербов не было единства. То вооруженные формирования хорватов и боснийцев объединялись воедино против сербов, то вчерашние союзники насмерть схватывались в битве за крупнейший город Герцеговины Мостар. Даже боснийцы-мусульмане из Бихача выступали против режима Изетбеговича, пытаясь с оружием в руках отстоять свою автономию.

К началу 1995 г. стало понятно, что вооруженной силой накопившиеся противоречия не разрешить. Враждующие стороны были обескровлены трехлетней войной. Промышленность и транспорт страны лежат в руинах, сотни тысяч жителей Боснии и Герцеговины были согнаны со своих мест проживания. Международными наблюдателями была предложена целая серия планов по прекращению военной стадии конфликта и разведению сторон. Все планы предусматривали создание на территории Боснии и Герцеговины государственных образований трех основных народов, находящихся между собой в состоянии «мягкой федерации» под управлением неких коалиционных органов.

В марте 1994 г., согласно подписанным в Вашингтоне договоренностям, территории, находившиеся под контролем боснийцев и боснийских хорватов, объединились в босняцко-хорватскую Федерацию Боснии и Герцеговины.

В июне 1995 г. из-за сильного международного давления руководство Сербии принудило отмененить запланированное объединение в Западно-Сербскую Федерацию Республики Сербской и Республики Сербская Краина.

8 сентября 1995 г. на переговорах в Женеве международное сообщество фактически признало факт существования Республики Сербской. В ноябре того же года лидеры сторон боснийского конфликта встречались в американском Дейтоне (штат Огайо), где ими был согласован итоговый план по установлению мира в Боснии и Герцеговине. Сербы были вынуждены пойти на подписание этого документа из-за проводимых авиацией НАТО бомбардировок военных и некоторых гражданских объектов (мосты, дороги, промышленные предприятия) на территории Республики Сербской.

Основные положения плана были утверждены Парижским мирным договором от 14 декабря 1995 г., и Республика Сербская и босняцко-хорватская Федерация объединились в федеративный Союз Босния и Герцеговина.

«Нарезка» (по Дейтонским соглашениям) границ двух национальных государств привела к очень большим неудобствам. По сути дела, оба образованных государства не могут полноценно существовать в своих нынешних границах. Во-первых, горнодобывающий район в центральной Боснии оказался отрезанным от центров переработки сырья, расположенных на Посавинской низменности. Во-вторых, промышленные и жилые кварталы сербского Нового Сараева обособились от центра города, населенного преимущественно боснийцами. В-третьих, железнодорожная сеть босняцко-хорватской Федерации оказалась заблокированной, так как все без исключения железнодорожные выходы, ведущие к Дунайскому бассейну, проходят через территории враждебной Республики Сербской. О непростой конфигурации территории Республики Сербской уже было сказано ранее. Государство боснийцев и хорватов также имеет очень неудачные очертания. В Посавине федерации принадлежат два анклава (Оджак и Орашье), полностью отделенные от её основной территории, кроме того, существуют два «выроста», соединённые с основными землями боснийцев и хорватов узкими «горловинами», — район Горажде, достигающий берегов Дрины, и южногерцеговинский коридор (предложен на переговорах делегацией хорватов, его предназначение — обеспечение безопасности хорватского Дубровника).

Дейтонские соглашения предусматривают создание единых органов управления для всей Боснии и Герцеговины: тройственного Президиума, общего правительства, общей двухпалатной Парламентской ассамблеи (Палата народов, состоящая из 15 депутатов, формируется на две трети Мусульмано-Хорватской Федерацией, на треть — Республикой Сербской; 42 места Палаты представителей заполняются по результатам прямых выборов по тем же квотам). Компетенция федеральных органов власти, согласно проекту, очень ограничена и касается лишь внешней политики. В любом другом случае два этих образования выступают на международной арене как де-факто суверенные государства: каждое из них имеет свои собственные конституцию, президентство, парламент, правительство, судебную власть, полицию, армию. Вопрос о валютном союзе пока не решается. Дейтонские соглашения в той их части, в которой говорится о создании общегосударственных институтов двух частей страны, существуют пока лишь на бумаге. Ни Республика Сербская, ни Мусульмано-Хорватская Федерация пока не признаны ни одним государством мира. Однако боснийско-хорватское государственное образование имеет свои представительства за рубежом (в том числе и в Москве), маскируя их под дипломатические офисы всей Боснии и Герцеговины.

Государственное устройство

Согласно конституции, Республика Сербская — президентская республика с однопалатным парламентом — законодательной ассамблеей.

Глава государства — президент, избираемый на 5 лет прямым голосованием (с ноября 2000 г. — Мирко Шарович). Уже в 2000 году Шарович оставил пост президента РС по настоянию представителей международных сил в БиГ на том основании, что его избрание противоречило Конституции Республики Сербской, но вместе с тем вплоть до 2003 года он оставался членом коллективного Президиума Боснии и Герцеговины как представитель от Республики Сербской. В 2003 году он вынужден был покинуть и этот пост в связи с обвинениями в причастности к афере, связанной с противозаконными поставками оружия из Боснии и Герцеговины в Ирак. В ноябре 2005 г Шарович был арестован, в акции задержания Шаровича участвовали спецслужбы Боснии и Герцеговины (Биг) при поддержке международных сил ЕУФОР Конституция закрепляет за президентом широкие полномочия. Он по должности становится верховным главнокомандующим страны, а также пользуется правом выдвижения в парламенте кандидатуры главы правительства.

Исполнительную ветвь власти Республики Сербской, помимо президента, составляет правительство, включающее 16 министерств, среди которых министерства обороны, иностранных дел, промышленности и энергетики, сельского хозяйства, коммерции и туризма, финансов, здравоохранения, по делам религий, юстиции, социальной помощи ветеранам войны и др.

Экономика

Восстановление разрушенной в результате межэтнического конфликта экономики Республики Сербской идет за счет международной донорской помощи. В отличие от босняцко-хорватской Федерации, поток финансовых средств в Республику Сербскую более чем скромный. К марту 1997 г. на Республику Сербскую (49 % территории и не менее 30 % населения Боснии и Герцеговины) приходилось всего лишь немногим более 3 % (!) международной помощи, выделенной в адрес Боснии и Герцеговины. В существующем положении ясно угадывается предвзятое стремление ведущих мировых держав изолировать сербов, списав на них всю вину за трехлетнюю гражданскую войну. Тем не менее, несмотря на блокаду, в республику прорываются отдельные кредиты и транши, позволяющие проводить, правда, не так быстро, как это необходимо, реанимацию хозяйственной жизни страны.

Политические перспективы

Нейтральность этой статьи поставлена под сомнение одним из участников Википедии.
Подробности — на странице обсуждения.
Эта статья или раздел нуждается в переработке.
Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей.

Балканы называют пороховой бочкой Европы. В таком случае Босния и Герцеговина — это ее тлеющий фитиль. На ее относительно небольшой территории зародилась Первая мировая война, шли одни из самых кровопролитных сражений Второй мировой и совсем недавно прервалась более чем сорокалетняя мирная пауза в истории Европы.

Простых вариантов разрешения целого клубка рожденных здесь конфликтов быть не может. На сегодняшний день хрупкий мир в Боснии поддерживают миротворческие контингенты стран мира (так называемые силы по поддержанию мира в Боснии — SFOR), в составе которых служат итальянцы, поляки, голландцы, украинцы, турки и даже малайзийцы.

В зону ответственности российских миротворцев с февраля 1996 г. входит северо-восточный угол Республики Сербской с городами Биелина, Углевик, Зворник. Вся территория бывшей югославской республики поделена на три сектора, которые контролируются военными контингентами ведущих стран НАТО. В британский сектор входит западная часть Боснии и Герцеговины, включающая западную часть Посавинского региона Республики Сербской и Унско-Санский, Среднебосанский, Герцегбосанский кантоны Мусульмано-Хорватской Федерации. Штаб сектора размещен в Баня-Луке. Американский сектор включает восток Посавинского региона и север Подринья Республики Сербской, а также Тузланский, Зеницко-Добойский и Посавинский кантоны Мусульмано-Хорватской Федерации (штаб в Тузле). Во французском секторе оказались юг Боснии и основная часть Герцеговины: юг сербского Подринья, Сараевский, Гораждинско-Подринский, Герцеговинско-Неретвинский, Западногерцеговинский кантоны Федерации (штаб в Мостаре). Тем не менее никакого двоевластия на указанных территориях не возникает, почти все стороны жизни контролируются правительствами двух боснийских государств.

Ту ситуацию, которая сейчас сложилась в регионе, можно определить как неустойчивое равновесие. Пока только не до конца забытые уроки войны да почти полное исчерпание сил останавливают правящие элиты сербов, хорватов и боснийцев от дальнейшей эскалации конфликта. Последние выборы, состоявшиеся во всех частях Боснии и Герцеговины в ноябре 2000 г., подтвердили, что население больше доверяет «ястребам войны», нежели «голубям мира». Видимо уже никто не верит в будущее лоскутной и противоречивой Боснии и Герцеговины — смертельно больного государства, сложившегося скорее случайно, жизнь которого полностью зависит от того, насколько своевременно и в каких количествах получит оно извне новую порцию лекарства. Похоже, что идея о свободной, демократической, полиэтничной и поликультурной Боснии — это миф, в который уже вряд ли верят всерьез даже на Западе. Страна напоминает воз из известной крыловской басни. «Лебедь» (боснийцы-мусульмане) рвется в облака к вершинам подлинного исламского государства, «рак» (сербы) пятится назад в сторону воссоздания хотя бы в усеченном виде былой югославской федерации (например, в форме союза Сербии и Республики Сербской), «щука» (хорваты) тянет в воду, то есть в сторону Адриатики, мечтая соединиться со своими соотечественниками в Хорватии. На все эти три силы сразу не угодишь. Наверное, было бы честнее официальным образом оформить развод и предоставить народам право самим определять свое будущее. Но маститые геополитики, сидя над картой мира, разграфленной в бело-черную шахматную клетку, обдумывают новые ходы. Как бы то ни было, балканский воз остается и ныне там, где он был, а именно в тупике.

См.также


Союз Босния и Герцеговина

Федерация Боснии и Герцеговины | Республика Сербская

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home