Лихуд, братья

Лихуды, братья: Иоанникий, умер в 1717 году, Софроний, умер в 1730 году.

Греки по национальности, родом из Кефалонии, потомки византийского княжеского рода царской крови. Получив образование в Греции, потом в Венеции и Падуанском университете, они несколько лет состояли в Греции учителями и проповедниками.

Когда русское правительство задумало завести в Москве высшую школу с именем академии, царь Фёдор (1682 год) просил восточных патриархов о присылке в Москву православных и искусных учителей. Патриархи указали на Лихуд, которые и прибыли в Россию в 1685 году. В следующем 1686 году они начали преподавать в существовавших уже «заиконоспасских школах», помещавшихся в Заиконоспасском монастыре, и в продолжение восьми лет преподавали грамматику, пиитику, риторику, логику, математику и физику, встречая большие препятствия со стороны бывших в то время в Москве учёных западноруссов.

В 1688 году Иоанникий Лихуд в звании русского посла отправился в Венецию, где пробыл около четырёх лет. В 1694 году по требованию иерусалимского патриарха Досифея, недовольного тем, что братья вели преподавание в академии не только на греческом, но и на латинском языках, оба брата были устранены от преподавания в академии и определены для занятий к московской типографии.

В 1697 году указом Петра I им поручено было обучать 55 человек итальянскому языку (из 55 учились лишь 10, остальные отговорились). Их продолжали обвинять то в ересях, то в каких-то политических интригах в Царьграде.

В 1701 г. они были сосланы в костромской Ипатьевский монастырь.

В 1706 г. новгородскому митрополиту Иову позволено было поручить им устройство в Новгороде славяно-греко-латинской школы по образцу московской. Из Новгорода они снова вызваны были в Москву, для занятий в академии и для участия в исправлении Библии, вначале Софроний в 1709 году, а потом Иоанникий в 1716 году.

Около 1720 года, после смерти Иоанникия, Софроний был назначен настоятелем Солотчинского монастыря в Рязанской епархии. Монахи не любили настоятеля-гречина, получившего эту должность не по их выбору, а по назначению начальства. Они отказывались подчиняться его распоряжениям, несколько раз держали его под арестом в его келье, покушались даже на его жизнь. Он бежал в Москву, где его жалобы не имели успеха вследствие подкупа судей монастырскими стряпчими, ненавидевшими Софрония за то, что он препятствовал расхищению ими монастырских имуществ.

Трудам Лихуд ещё не даны оценки, так как ещё не рассмотрены все составленные ими учебники (по грамматике, риторике, логике, физике, математике, психологии, богословию), по которым происходило преподавание в Заиконоспасской академии (они находятся в рукописях в разных библиотеках). Можно предположить, что для этих сочинений Лихуд более или менее воспользовались теми курсами, которые сами слушали в Падуе. Из того, что известно из курсов Лихуд (см. «Историю московской славяно-греко-латинской академии» С. Смирнова и статью г. Смеловского «Лихуд и направление теории словесности в их школе» в «Ж. М. Н. Пр.», ч. XLV) видно, что они не рабски следовали Аристотелю, а лишь в умеренной степени вносили в свои курсы западный схоластический характер. Есть у них и собственные мысли, например в «риторике» деление красноречия на божественное, героическое и человеческое. Во всяком случае, уровень научности в курсах Лихуд выше, чем в подобных сочинениях учёных киевской академии их времени. У них меньше пристрастия к учениям дохристианских учёных и к схоластике, а в риторике, вопреки обычаю западному, они прямо держатся взглядов Аристотелю. Их можно назвать родоначальниками общего образования в Великороссии.

Из учеников Лихуд образовалось целое поколение первых собственно русских учёных, каковы Поликарпов, Феолог, Головин, Козма, Иов, Палладий Роговский и другие, отчасти бывшие профессорами академии и её начальниками, отчасти трудившиеся по исправлению Библии и издавшие ряд ученёх сочинений.

Когда Лихуд прибыли в Москву, там всех волновал вопрос о времени пресуществления святых даров на литургии. Представитель «латинского учения» Сильвестр Медведев, видевший в Лихуд соперников по учёному авторитету, провозгласил их еретиками и издал против них сочинение «Манна». Лихуд написали в ответ «Акос или врачевание от угрызений змиевых» (перевед на русский язык их учениками, Поликарповым и Семёновым). Сильвестр издал второе сочинение против них — «Тетрадь на Лихудов»; Лихуд отвечали книгой: «Диалоги грека учителя к некоему Иисуиту». Хотя полемика по спорному вопросу продолжалась и после, но названными двумя сочинениями Лихуд этот вопрос был бесповоротно решён в пользу православного греческого мнения.

Вслед за тем против католичества написаны ими ещё два сочинения: «Показание истины» (1689 год) и «Мечец духовный или разговор с иезуитом Руткою в Польской земле».

Также ими написаны сочинения против лютеран: «Иоанникия и Софрония обличение ересям Лютера и Кальвина», и против раскольников: «Коллурий от лютой страсти очеболения Капитоновского» и «Письмо к императору Петру I о ересях Кальвина и Лютера» (напечатано в журнале «Странник», 1861 г.). Кроме того, известны ещё «Философские ответы Софрония» и полный список библии с исправлениями, сделанными Софронием.

Заслуживают упоминания и проповеднические сочинения Лихуд:

Иоанникия: «Речь патриарху», 1691 год.; «Надгробное слово царице Наталье Кириловне» 1694 год.; «Похвальное слово царю Иоанну» 1696 год; «Похвальное слово царю Петру I по взятии Азова» 1697 год; «Похвальное слово ему же по возвращении из Голландии» 1698 год; «Поучение на пятую неделю великого поста» 1701 год.

Софрония: «Слово на день рождения Петра I», «Слово о Софии, премудрости Божией» 1708 год, «Похвальное слово святому Варлааму Хутынскому», «Житие Варлаама», «Триумф о мире с Швецией» 1721 год; «Слово похвалительное о преславном венчании императрицы Екатерины Алексеевны» («Русский Архив» 1863 год; «Слово о предопределении», изданное Д. В. Цветаевым в «Памятниках протестантства в России» и в «Чтение Московского Общества Истории» за 1883 и 1884 годы.

Филарет, кажется, несправедливо набрасывает тень на нравственный характер Лихуд, обвиняя их в корыстолюбии. Из дела по жалобе Софрония на солотчинских монахов, видно, что во время вторичного его заведования «греческою школою» в Москве, он за эту службу не получал никакого жалованья, довольствуясь тем вознаграждением, какое получал за труды по исправлению Библии, всего в количестве 50 рублей в год, тогда как его ученики в то же время получали вчетверо и впятеро более. Из сочинений Лихуд в полном составе напечатан один «Мечец духовный» (в «Православном Собеседнике», 1866—1867 год.).

Смотри: Филарета черниговского, «Обзор русск. духовной литературы» (№ 238); «Чтение Московского Общества Истории» (1879 год); описание сборника Ипатьевского монастыря, в котором, между прочим, и новые сведения о Лихуд); «Рязанские Губернские Ведомости» (1853 год).

Материалы для биографии Лихуд, извлечение из московского архива министерства юстиции Николаевым (Москва 1881 год); «Братья Лихуд» И. Я. Образцова, в «Журнал Министерства Народного Просвещения», (1867); Л. Н. Майков «О сочинениях Лихуд, находящихся в синодальной библиотеке и Pумянцевском музее» (в «Летописи Занятий Археографической Комиссии», т. VII); письма Лихуд (1706—1713 года) — в «Материалах для истории училищ в России» И. К. Куприанова («Журнал для воспитания» Чумикова, 1857 год); о побеге с Москвы Лихуд в 1702 году (в «Чтениях Моск. Общ. Ист. и Др.» 1867 г.). О последних годах жизни Софрония в Солотчинском монастыре, по данным синодального архива, см. статью проф. Н. И. Барсова: «Черты русской истории, быта и нравов начала XVII столетия», в «Историческом Вестнике» 1892 год.


При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home