Абхидхарма


Буддизм
Культура
История
Люди
Страны
Школы
Храмы
Терминология
Тексты
Хронология
Форум
Портал

Абхидха́рма (санскр. अभिधर्म, abhidharma?, букв. «верховный закон»); Абхидхамма (пали) — буддийское учение, систематично и абстрактно описывающее мироустройство и явления природы, буддийская метафизика (так традиционно переводится название учения); Абхидхарму можно считать буддийской мировоззренческой философией и психологией. К Абхидхарме относится определённая категория буддийских источников, берущих начало от Абхидхамма-питаки — части Типитаки — буддийского канона. В Абхидхарме более фундаментально и методично излагаются те знания, которые эпизодично изложены в повествовательной традиции сутр.

Содержание

Источники

В Индии в период с III век до н. э. по V век н. э. возникло несколько независимых традиций Абхидхармы. В VII веке китайский паломник Сюаньцзан собирал источники по Абхидхарме из семи различных традиций. В настоящее время сохранились канонические источники только сарваcтивады и тхеравады, в каждой традиции по семь книг.

Абхидхамма-питака традиции тхеравада сохранилась на языке пали, а сарасвативадинская Абхидхарма сохранилась на китайском, оригинальный текст на санскрите был потерян. Небольшое количество других текстов Абхидхармы сохранилось в китайском буддийском каноне без указания источника.

Традиция считает, что Абхидхарма не была поздней добавкой, а появилась из исходного учения Будды, причём Будда передал своё учение в короткий период бодрствования при выходе из медитации, а также обучал ей небесные существа, путешествуя по высшим реальностям. Содержание бесед в «небесных мирах» быдо передано монаху Шарипутре, который передал его далее ученикам.

Абхидхарма в тхераваде

Абхидхамма-питака — третья корзина канона Типитака тхеравады. В Абхидхарму входят семь разделов:

  1. Дхамма Сангани ('Перечисление факторов') — описывает фундаментальные явления (дхаммы) с которыми сталкивается человеческий опыт.
  2. Вибханга ('Анализ') — Анализ части Дхамма Сангани.
  3. Катха Ваттху ('Трудные вопросы') — Список ответов на вопросы монахов по поводу практик, собранные учёным Моналипутта Тисса после Буддийского Собора, созванного царём Ашокой в III веке до н. э..
  4. Пуггала Паннатти ('Описания индивидуальностей') —перечисление типов личности, знание этих типов полезно для индивидуальной ориентации обучения.
  5. Дхату Катха ('Дискуссия об элементах') — Список вопросов и ответов по содержанию Вибханга.
  6. Ямака ('Пары') — повторение содержания Вибханга, Дхату Катха и Катха Ваттху.
  7. Паттхана (Отношения') — Законы, по которым дхамма проявляется и функционирует, в соответствии с Джамма Сангани.

Данные тексты составлялись в период от 400 до н. э. по 250 до н. э., самый ранний текст — Дхамма Сангани , самый поздний — Катхаваттху. Дополнительно писались ещё после-канонические книги, чтобы более прояснить содержание, наиболее известны из них Вишуддхимагга (Буддхагоша) и Абхидхаммаватара (Буддхадата).

На западе сочинения Абхидхаммы переводились в последнюю очередь, отчего важные аспекты буддийской философии выпадали из рассмотрения исследователей до второй половины XX века. Однако изучение Абхидхаммы позволило значительно улучшить понимание буддизма.

В традиции тхеравады разные страны уделяют разное внимание абхидхамме. Наиболее важной её почитают в Шри-Ланка.

Абхидхарма в сарваcтиваде

Абхидхарма в сарваcтиваде состоит также из семи текстов. Сравнение показывает, что вряд ли они имеют один и тот же источник с традицией тхеравадинской абхидхармы. Катха Ваттху и Пуггала Паннатти не имеют аналогов в сарваcтиваде.

Следующие тексты имеются в абхидхарме традиции сарвастивады:

  1. Сангитипарьяя (Sangītiparyāya?) — 'Рассуждения о Сангити'
  2. Дхармаскандха (Dharmaskandha?) — 'Совокупность факторов'
  3. Праджчаптишастра (Prajñaptiśāstra?) — 'Трактат об указаниях'
  4. Дхатукая (Dhātukāya?) — 'Тело элементов'
  5. Виджчанакая (Vijñānakāya?) — 'Тело воспринимающего сознания'
  6. Пракаранапада (Prakaranapāda?) — 'Описание'
  7. Джнянапрастхана (Jñānaprasthāna?) — 'Основы Знаний'

Итог сарвастивадинской абхидхармической традиции — Махавибхаша (Великое истолкование) — монументальный комментарий к Джнянапрастхане, созданный в первой половине II векв во время третьего собора сарвастивадинов под эгидой царя Канишки.

Хорошо известно сочинение Васубандху Абхидхармакоша (энциклопедия абхидхармы), в котором абхидхармистская традиция Махавибхаши сводится воедино и детально объясняется. Это сочинение активно изучается и используется школами махаяны, как в Тибете так и на Дальнем Востоке.

На Дальнем Востоке сарвастивада представлена китайской школой цзюйше-цзун и соответствующей японской школой куся-сю, сосредоточенных на изучении Абхидхармакоши, переведённой на китайский Сюаньцзаном..

См. также

Литература

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home