Фэнтези

Фэ́нтези (англ. fantasy — фантазия) — поджанр фантастической литературы, появившийся в Англии в середине XX века. Произведения этого поджанра написаны в эпической сказочной манере, используют мотивы древних мифов и легенд. Сюжет обычно построен на магии, героических приключениях и путешествиях; в сюжете обычно присутствуют волшебные существа; действие происходит в сказочном мире, напоминающем Средневековье. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов. В наши дни фэнтези — это также жанр в кинематографе, живописи, компьютерных и настольных играх.

Содержание

История

Фэнтези ведёт свою историю от мифов Древней Греции и средневековых эпосов («Беовульф»). Сильное влияние на будущий жанр оказали средневековые романы. Артурианская легенда с её магией, мечами и романтикой, по мнению Анджея Сапковского, лежит в основе большинства произведений фэнтези.

В XIX и начале XX века (а в СССР — до начала 1990-х годов) произведения фэнтези часто публиковались в тех же журналах, что и научная фантастика, и были часто написаны теми же авторами. Истинное рождение современного фэнтези произошло после публикации «Властелина колец» Дж. Р. Р. Толкина. Эта книга, а также «Хроники Нарнии» К. С. Льюиса и «Земноморье» (Earthsea) Урсулы Крёбер Ле Гуин заложили основы одного из наиболее популярных жанров, в котором сейчас работают сотни писателей.

В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, логически. Сам этот мир существует в виде некоего допущения (чаще всего его местоположение относительно нашей реальности вовсе никак не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета — абсолютно неясно).

Кажется парадоксальным, но факт: в современной российской литературе фэнтези заняло нишу исторических романов, популярных в СССР[Источник?].

Ролевые игры

В 1960-х1970-x годах Фэнтези послужило причиной рождения ролевых игр. В ролевых играх партия из одного/нескольких игроков путешествует по фэнтезийному миру в поисках различных приключений (выполнение заданий, поиск артефактов). При этом каждый игрок имеет разнообразные характеристики, которые изменяются с увеличением опыта. Dungeons & Dragons («Подземелья и драконы») — одна из наиболее успешных игровых систем.

Ролевые игры в свою очередь породили новую волну литературы в жанре фэнтези. Игровые компании издают книги, в основе которых лежат их фантастические вселенные. Одни из наиболее популярных серий: Forgotten Realms и Warhammer.

Жанры

Фэнтези меча и магии (Героическое фэнтези)

Если забыть о мифах о Геракле и книг о Тарзане, то первым представителем этого поджанра является сага Роберта Говарда о Конане из Киммерии.

Успех этой серии породил множество подражаний (Фриц Либер, Фред Саберхаген, Ларри Нивен) и в результате почти все герои таких книг — физически развитые варвары двухметрового роста, предпочитающие большое двуручное оружие, редко умеющие читать. Герои героического фэнтези путешествуют в одиночку или подбирая на время каких-нибудь экзотических спутников, предпочитают решать проблемы методом грубой силы. Круг обязанностей героев достаточно широк: странствование по миру, истребление различной нечисти, противостояние мелким Тёмным властелинам, спасение красавиц, добыча ценных артефактов.

Героическое фэнтези Майкла Муркока резко отличается от книг Говарда и иже с ним. Приближаясь к эпическому фэнтези, Муркок включает в свои книги понятие множественности миров, бесконечности воплощений и повторяемости Судьбы. Все герои Муркока — Корум, Хокмун, Эрикезе, Эльрик — являются разными инкарнациями одного Вечного Героя.

Каждый из героев Муркока — принц, имеет возлюбленную и верного друга, сражается особым, ему одному предназначенным мечом (обычно это Чёрный Меч, опять же воплощение Вечного Меча Вечного Героя; Чёрный Меч встречается во многих книгах), и обладает какой-либо физической особенностью, резко отличающей его ото всех других людей и придающей ему оттенок обречённости. Принц Корум, например, вообще не человек, а последний представитель истреблённой древней расы и по этой причине имеет жёлтые глаза с красными белками, принц Эльрик — альбинос, и т. д.

Таким образом, сказочно-мифологическая шаблонность и вариативность сделаны у Муркока частью сюжета и служат связности цикла.

Писатели:

Высокое (эпическое) фэнтези

Произведения этого жанра выдержаны в серьёзном тоне. Эти эпические полотна в основном описывают борьбу со сверхъестественными силами зла. Жанр характеризуется наличием фантастических рас (эльфы, гномы, орки), концепции магии, подробными картами мест действия, угрожающими пророчествами, изобретёнными языками и многотомными размерами.

Стандартной обязанностью автора Высокого фэнтези стала проработка мельчайших деталей фантастического мира, в котором происходят события истории. Наибольших успехов на этом поприще достиг Дж. Р. Р. Толкин, автор «Властелина Колец», «Хоббита», произведения, предваряющего знаменитую трилогию, и «Сильмариллиона». Толкин не столько писал историю (а она получилось отличной), сколько придумывал языки, а уже на их основе — и всю мифологию народов, населяющих его мир. Именно Толкин придумал очень популярных ныне эльфов — утонченных бессмертных созданий, гномов (низкорослые сильные подгорные жители, специализируются на изделиях из металла и камня) и энтов (долгоживущие древоподобные гуманоиды).

Роберт Джордан не слишком отстал от профессора Толкина. Его «Колесо Времени» по своему объёму и количеству персонажей превосходит «Войну и Мир». На данный момент написано 10 увесистых томов, и автор обещает ещё как минимум 2. В фанатских базах данных насчитывается уже более 1700 персонажей. В мире Джордана присутствует более десяти наций, каждая со своими традициями и особенностями, а также совершенно особенная раса огир, представляющая собой смесь толкинских гномов и энтов.

Писатели:

Дарк Фэнтези (Dark Fantasy)

Буквально «тёмное» или «мрачное» фэнтези — поджанр, находящийся на стыке между готикой и фэнтези. Главное отличие от готики в том, что действие происходит в фантастическом мире, напоминающем Средневековье.

Игровое фэнтези

Игровое фэнтези вдохновлено ролевыми играми. Обычно книги этого жанра похожи на описание событий произошедших в игре — группа героев путешествует по миру, подчиняясь ролевым правилам (например в наложении заклинаний).

Писатели:

  • Трейси Хикман и Маргарет Уэйс знамениты сагой о «Копье Дракона» («Драконы осенних сумерек», «Драконы Зимней ночи», «Драконы весеннего рассвета» и «Драконы летнего полдня») и его продолжениями («Близнецы» и т. п.).
  • Стивен Рокс «Страна Цветов и цветные миры» Прекрасно написанная книга о вымышленной стране Цветов, где действуют герои-Цветы и множество неизвестных читателю мифологических сущностей. Абсолютно новый мир, где реальность сливается с вымыслом, а вымысел переходит в реальность.

Историческое фэнтези

Этот поджанр тесно связан с альтернативной историей. Действие обычно происходит в прошлом, на фоне известных исторических мест, событий или эпох, но с добавлением таких элементов фэнтези, как магия или мифологические существа.

Писатели:

Юмористическое фэнтези

Книги этого жанра в основном юмористические по содержанию и тону. В них часто высмеиваются штампы фэнтези, пародируются известные произведения.

Писатели:

Фэнтези без магии

  • В этом жанре нет магии. Первым произведением такого поджанра является «За тёмными лесами» Пола Стюарта и Криса Риддела.

Писатели:

См. также

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home