Административный ресурс

Администрати́вным ресу́рсом называется возможность использования политическими силами, партиями и кандидатами на выборах их политического положения или связей с правительственными учреждениями с целью влияния на результаты выборов.

Этот термин часто используется в России и других республиках бывшего СССР, так как используется он широко и повсеместно и часто обсуждается в обществе и СМИ. В этих странах административный ресурс является решающим фактором на многих выборах. Подобным образом, в той или иной степени, это средство используется по всему миру, не исключая и страны, традиционно считающиеся демократическими.

Административный ресурс является только одним из факторов, определяющих результаты выборов, которые зависят также от идеологии партии или кандидата и используемых политических технологий (PR, политические кампании и проч.).

Вот основные способы использования административного ресурса на выборах:

  • Мобилизация организационных и финансовых ресурсов. Власти могут оказывать давление на предпринимателей с целью финансирования некоторых "избранных" кандидатов и партий.
  • Избирательное толкование и применение законов для поддержки некоторых кандидатов путём препятствования оппонентам. Властями могут практиковаться частые налоговые проверки, обыски и аресты как самих кандидатов, так и предпринимателей, предоставляющих им финансовую поддержку (ср. "дело Ходорковского"), может оказываться давление на судебную систему.
  • Власти могут заставить пересмотреть результаты выборов, если победит кандидат-противник; можно также исключать из голосования группы людей, которые могут проголосовать против поддерживаемых правителством кандидатов, как при выборах президента США в 2000 году.
  • В ход могут быть пущены контролируемые правительством организации, такие как армия, тюрьмы, больницы, школы и т. п. — они могут быть привлечены для сбора подписей и проч. С их помощью можно оказывать давление на избирателей (включая самих сотрудников этих организаций).
  • Перераспределение бюджетных средств. Власти могут подкупить электорат косвенно: выплачивая долги по зарплате и пенсии, индексируя зарплаты и пенсии перед выборами и т. п. Федеральные власти могут контролировать правительства регионов выделением этим регионам дополнительных средств.
  • Контроль над средствами массовой информации. Главы государств или регионов могут получать бесплатное эфирное время, предписывать СМИ те или иные темы новостей, появляясь в эфире, таким образом, чаще остальных участников выборов и обходя ограничения на время предвыборной рекламы в СМИ, наложенные законом на всех кандидатов. Этот метод был широко использован в президентских выборах в России 2004 года.
  • Фальсификация итогов голосования. Могут использоваться бюллетени от имени не голосовавших граждан, уничтожаться бюллетени с голосами за оппонентов, бюллетени могут заменяться. Также властями может контролироваться персонал, производящий подсчёт голосов, и могут не допускаться на выборы независимые наблюдатели.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home