Московский метрополитен

Моско́вское метро́ (полностью: Московский метрополитен имени В. И. Ленина19571992), ГУП «Московский метрополитен») — система линий метрополитена в Москве (Россия). Это наиболее интенсивно используемая система метро в мире (см. Список метрополитенов). Оно знаменито также богатой отделкой многих станций с замечательными образцами искусства эпохи социалистического реализма.

Многие станции метро меняли свои названия (некоторые даже по нескольку раз). Само Московское метро первоначально носило имя Л. М. Кагановича.

Содержание

Описание

Московское метро включает 278,7 км пути, 12 линий и 172 станции (включая лёгкое метро); в обычный рабочий день оно перевозит 8—9 миллионов пассажиров. Всем линиям присвоены номера. Линия 5 — кольцевая, она соединяет все остальные линии, кроме Бутовской и Каховской; её длина около 20 км.

На радиальных линиях при движении к центру Москвы станции объявляются мужскими голосами, а при движении от центра — женскими. На кольцевой линии мужские голоса объявляют станции при движении по часовой стрелке, а женские — при движении против часовой стрелки.

Бо́льшая часть пути и станций находится под землёй, однако есть и исключения. Филёвская линия имеет длинный наземный участок от станции «Студенческая» до станции «Кунцевская» с 7 наземными станциями, а также открытый метромост между станциями "Смоленская" и "Киевская". Бутовская линия лёгкого метро на 2/3 проходит по поверхности, единственная подземная станция на ней — «Улица Старокачаловская». Наземные участки есть на Таганско-Краснопресненской (наземная станция «Выхино» и часть перегона «Текстильщики» — «Волгоградский проспект»), на Арбатско-Покровской линии (наземная станция «Измайловская» и часть примыкающих к ней перегонов). Также в Московском метрополитене есть несколько метромостов: через Яузу на Сокольнической линии (в районе Сокольников) и три через Москву-реку: на Филёвской линии (между «Смоленской» и «Киевской», старейший открытый участок, 1937), на Замоскворецкой (между «Автозаводской» и «Коломенской»), и самый известный — крытый метромост, на нижнем ярусе которого расположена станция «Воробьёвы Горы» (1958, в 19832002 был на реконструкции). Также есть 3 крытых метромоста. Пассажир может и не догадываться, что поезд идёт по мосту. Таковых несколько: на Калужско-Рижской линии (через Яузу), и Люблинской (через Понамарку). К метромостам можно отнести и эстакадный участок Арбатско-Покровской линии, проходящий над коллектором Серебрянки.

Линии

Цвета в таблице соответствуют цветам линий на вышеприведённой схеме.

# Название Год открытия Год открытия последней станции Длина Количество станций
1 Сокольническая 1935 1990 26,2 км 19
2 Замоскворецкая 1938 1985 36,9 км 20
3 Арбатско-Покровская 1938 2003 22,6 км 13
4 Филёвская 1958* 2006 19 км 15
5 Кольцевая 1950 1954 19,4 км 12
6 Калужско-Рижская 1958 1990 37,6 км 24
7 Таганско-Краснопресненская 1966 1975 35,9 км 19
8 Калининская 1979 1986 13,1 км 7
9 Серпуховско-Тимирязевская 1983 2002 41,5 км 25
10 Люблинская 1995 1999 17,6 км 10
11 Каховская 1995 1969** 3,4 км 3
Л1 Бутовская 2003 2003 5,5 км 5
Всего: 278,7 км 172

* Несмотря на то, что Филёвская линия открылась в 1958 г., некоторые станции действовали ещё с 1935-го.

** Станции Каширская, Варшавская и Каховская были открыты 11 августа 1969 года и до 20 ноября 1995 года входили в Замоскворецкую линию.

Административно в систему Московского метрополитена также входит монорельсовая дорога (М1) между станциями «Тимирязевская» (линия 9) и «ВДНХ» (линия 6). Технологической связи между монорельсом и метрополитеном нет, поэтому поездка на монорельсе требует отдельной оплаты.

Станции Московского метрополитена

В Московском метро 172 станции, большая их часть — подземные. Только девять станций — наземных, и пять — надземных (на эстакадах и мостах). Из подземных станций 70 глубокого заложения, 88 мелкого. Глубокие станции по конструкции разделяются на трехсводчатые пилонные (51), трехсводчатые колонные (18) и односводчатые (1, «Тимирязевская»). Станции мелкого заложения по конструкции разделяются на трехпролетные колонные (63), двухпролетные колонные (3, «Братиславская», «Красносельская» и «Сокол»), однопролетные со сводчатым перекрытием (19) и однопролетные с плоским перекрытием (3, «Волжская», «Марьино» и «Улица Старокачаловская»). Пять станций имеют боковые платформы, причем четыре из них наземные. Две станции имеют по две островные платформы. Пять станций состоят из двух залов. В Московском метро также есть две навсегда закрытые станции («Калужская» и «Первомайская», бывшие временные) и одна законсервированная («Волоколамская»).

Суммарно станции распределены на 12 линий, обслуживаемые 23 пересадочными узлами. Из них один четырёхстанционный, шесть трёхстанционных, и 14 двухстанционных, 3 узла имеют кросс-платформенную пересадку, ещё один кросс-платформенный узел («Парк Победы») не действует.

Интересные факты поездки человека по всем станциям - http://psy.msu.ru/stas/metrofanat.htm

Управление Московским метрополитеном

  • Ревизорский аппарат
  • Служба контроля
  • Служба движения
  • Служба сбора доходов
  • Эскалаторная служба
  • Служба пути
  • Служба материально-технического снабжения
  • Служба тоннельных сооружений
  • Служба СЦБ и связи

Служба подвижного состава - Депо Московского метрополитена

Электромеханическая служба

  • Служба электроснабжения
  • Спецавтобаза

Монорельсовая транспортная система

Отдел пожарной охраны

Учебно-производственный центр

Информационно-вычислительный центр

Дирекция строящегося метрополитена

Служба по кадровым и социальным вопросам

Дорожная профсоюзная организация

Лёгкое метро

В 2001 году началась проработка проекта лёгкого метро в составе системы Московского метрополитена. На одном из заседаний правительства было предложено провести линии в «спальные районы», которые остро нуждаются в высокоскоростном транспортном сообщении.

Изначально предполагалось сооружение эстакад с кривыми предельно малого радиуса и эксплутация сочленённых двухвагонных составов «Яуза», однако позже было решено начать создание нового типа вагонов специально для наземных линий метрополитена. Допустимые радиусы кривых на легком метро определены в 150 метров согласно СНиП (Строительные Нормы и Правила). Для сравнения допустимые радиусы кривых для обычного метро определены в 600 метров.

На данный момент московское лёгкое метро представляет собой следющее:

Отдельные линии, соединённые с метрополитеном, начинаются от конечных станций метро и вначале идут по тоннелям, а затем выходят (посредством рампы) на поверхность и далее — на эстакаду. Эстакада состоит из соединённых пролётов по 30 м (полые металлические балки) на опорах (средняя высота 10 м), станции расположены также на эстакаде с наземными вестибюлями (подъём и спуск осуществляется посредством эскалаторов, а также специальных лифтов для инвалидов). Эстакада окружена шумопоглощающими и шумоотражающими щитами в половину высоты вагона на перегонах (на станциях — в полную высоту), внутри которых подвешены служебные коммуникации и система аварийного освещения. Линии лёгкого метро совместимы с метрополитеном обычным, на них используюется аналогичная система управления безопасности движением и диспетчерской централизации, они способны принимать стандартный подвижной состав метрополитена, однако для пассажирских перевозок используются специально разработанные секционные вагоны «Русич» (они могут проходить малые кривые без снижения скорости и оборудованы системой климат-контроля).

В данный момент функционирует только одна линия лёгкого метро — в Южном Бутове. Она была построена за два с половиной года и торжественно открыта 27 декабря 2003 года. Активная фаза строительства линии длилась всего 18 месяцев, поэтому к моменту пуска многие служебные помещения были неотделаны и не сданы — их достройка, а также дооснащение линии необходимым оборудованием и коммуникациями продолжались на протяжении всего 2004-го года.

На данный момент планируется строительство Солнцевской линии легкого метро. На 2005-й год общая стоимость её строительства, включая закупку подвижного состава и строительство нового электродепо, оценивалась в 21 млрд рублей. По заявлениям руководства метрополитена, активное строительство не начнется раньше 2008 г. Также планируется продолжить достройку Бутовской линии — сооружение оборотных тупиков за конечной станцией «Улица Старокачаловская», продление к станции «Битцевский Парк», а также (в перспективе) продление в Новокурьяново и строительство там электродепо. Эти работы также начнутся не ранее 2008 г.

Касательно эффективности строительства линий лёгкого метро мнения специалистов расходятся. В качестве примерной стоимости в рассчёте на километр обычно берут общий объём средств, выделенных на сооружение Бутовской линии (7,2 млрд рублей в 2001-2003 годах) и грубо делят на суммарную длину участка, получая цифры порядка 42 млн. $/км.

Однако, этот подход в корне не верен. Не учитывается стоимость первичной разработки линии (подобные системы у нас никогда ранее не строились, поэтому пришлось всё делать «с нуля») и подвижного состава, а также стоимость 40 вагонов, закупленных к открытию первоочередного участка, и реконструкцию с переоборудованием бывшего цеха ТР-3 депо «Варшавское» для остоя и обслуживания нового подвижного состава (впрочем, эти работы не завершены до сих пор). Необходимо также учитывать не только стоимость строительства линий, но и скорость их сдачи, ведь возведение эстакады много быстрее механизированной проходки тоннелей и строительства подземных станций.

Мини-метро

Мини-метро полноценной системой не является. Оно планировалось как частное ответвление от станции «Киевская» Филёвской (4) линии в сторону делового центра «Москва-Сити». Единственные отличия от обычного метрополитена — малые кривые, крутые подъёмы и более короткие платформы. Кроме того, планировалось использовать такой же подвижной состав (поезда «Русич»), как на линиях лёгкого метро.

Правда в начале 2005 года было принято решение удлинить платформы строящихся станций (на тот момент «Международная» и «Москва-Сити», сейчас — «Деловой Центр» и «Международная» соответственно) до 120 м для возможности приёма четырёхвагонных составов «Русич» (изначально планировались трёхвагонные), что соответствует 6-вагонным составам из вагонов обычной для Москвы длины (Е, Ем, Еж), эксплуатируемым на основной части Филёвской линии.

Само понятие «мини-метро» было вовсе упразднено, и теперь это просто ответвление. Новая станция московского метро «Международная» была открыта 30 августа 2006 года.

Концепция «мини-метро» была переосмыслена в проект проекта нового пересадочного контура. Полностью необходимый городу новый пересадочный контур появится к 2020 году и будет проходить на расстоянии одной-двух станций от действующей Кольцевой линии.

В 2007 году начнется строительство первого участка этого контура, который пройдет от «Делового центра» через станцию «Полежаевская», Ходынский район, через станцию «Динамо» до «Савеловской». Общая длина этого отрезка составит порядка 12 километров двухпутевого участка. Частично этот участок пройдет в так называемом мелком заложении, а после станции метро «Полежаевская» — в глубоком. Стоимость одного километра участка составит порядка $45-50 миллионов. Окончание строительства планируется в 2011—2012 году. По последним проектам, этот участок не будет включать в себя станцию «Международная», а начнётся от одной из построенных в конструкциях станций «Деловой центр».


Технические подробности

Московское метро использует ту же ширину колеи, что и обычные железные дороги в России — 1524 мм. Для подачи тока используется третий (контактный) рельс; напряжение на нём составляет в среднем 750 В (на шинах подстанций — 825 В).

Среднее расстояние между станциями — 1800 м; самый короткий перегон — между станциями «Деловой центр» и «Международная» - 496,8 м, самый длинный — между станциями «Волгоградский проспект» и «Текстильщики» (3,413 км). Большое среднее расстояние между станциями приводит к высокой средней скорости поездов — 41-43 км/ч (для подземных линий) в зависимости от линии.

Длина подавляющего количества станций — 155 метров (8 вагонов) — это стандарт де-факто, действующий ещё с момента строительства первой очереди метрополитена. Однако, есть и исключения. Станции первых трех очередей рассчитаны на приём восьмивагонных поездов типа А/Б (эти вагоны были немного короче современных). Поэтому на Замоскворецкой линии для обеспечения возможности эксплуатации 8-вагонных составов пришлось удлинять платформы. На наземных станциях Филёвской линии (4), за исключением 160-метровой «Кунцевской», платформы изначально были рассчитаны на приём 6-вагонных составов (кроме «Студенческой», поэтому к переходу на 6-вагонные составы пришлось её удлинить). На линиях 2, 6, 7 и 9 поезда 8-вагонные; на линиях 1, 3, 8, 10 — 7-вагонные; на линиях 4, 5 и 11 — 6-вагонные. На линии Л1 ходят секционные поезда «Русич» из 3 вагонов, но вмещаются и обычные 4-вагонные поезда, так как вагоны «Русича» примерно в полтора раза длиннее номерных(обычных). На Филёвской линии (4) в настоящее время внедряются 4-вагонные составы «Русич».

Типичный путевой тоннель однопутный, круглый в сечении с внутренним диаметром 5,1 м или прямоугольный с внутренними размерами 4,16х4,4 м.

Подвижной состав

Все пассажирские вагоны метрополитена моторные, имеют длину 19,2 м (по автосцепкам), опираются на две двухосные тележки (на каждую ось отдельный тяговый двигатель), с каждого торца вагона на кузове закреплена жёсткая автосцепка Шарфенберга (несовместимая с обычной железнодорожной). У вагонов по восемь автоматических раздвижных дверей (четыре с каждого борта), они оборудованы системами электрического реостатного и пневматического торможений, компьютерной системой обнаружения и локализацией очагов возгорания «Игла».

Исключение составляют вагоны лёгкого метро — они двухсекционные (секции соединены «гармошкой»), опираются на три тележки (средняя соединяет обе секции и является безмоторной) и имеют длину 27 метров. У каждой секции по четыре раздвижно-приставных двери (две с каждого борта). Зачастую секции считают отдельными вагонами, однако это не так. Вагоны лёгкого метро полностью совместимы с обычным метрополитеном и могут проходить стандартные 20-метровые токоразделы.

На данный момент в Московском метрополитене эксплуатируются поезда трёх поколений:

  1. Вагоны типа Е с модификациями (Еж, Еж1, Еж3, Ем508, Ем509, Ем508Т-). Обслуживают линии 1 (3 состава, идёт замена на более современные 81-717.5М/714.5М), 3, 4, 7 (идёт модернизация с удалением кабин промежуточных вагонов, а также обновлением оборудования и пассажирского салона). Самые старые вагоны — Е — на данный момент остались лишь на Филёвской линии (головные и промежуточные, в т. ч. резервные). Средний возраст вагонов этого поколения — 30-40 лет, по большей части подлежат списанию и обновлению. В частности, на Арбатско-Покровской линии до недавнего времени также эксплуатировались (в качестве резервных) вагоны Е, однако в июне 2005 года два вагона были списаны и разрезаны, а остальные — переданы на Филёвскую линию, взамен них были получены вагоны следующих модификаций.
  2. 81-717 (головные) и 81-714 (промежуточные без кабины управления) с модификациями (81-717.5/714.5 и 81-717.5М/714.5М). Неофициально их называют «номерные», так как это первые вагоны, не получившие буквенного обозначения. Обслуживают линии 1 (за исключением семи составов Еж, Ем509), 2, 5, 6, 8, 9, 10, 11. Выпускаются с 1976 г. Самые старые вагоны — «оригинального» типа — на Замоскворецкой, Кольцевой, Калининской и Серпуховско-Тимирязевской линии, все эти вагоны начиная с 1998 года проходят плановую модернизацию на ЗРЕПСе.
  3. Новейшие типы — 81-720/721 «Яуза» и 81-740/81-741 «Русич» (первоначальное название, употребляющееся ныне неофициально — «Скиф»). Оборудованы системами принудительной вентиляции и информационными табло — электронным указателем маршрута (в лобовине головных вагонов), «бегущими строками» (для текстового оповещения о станциях прибытия) и наддверными индикаторами хода по линии (пройденные станции горят постоянным светом, следующая — мигающим). Вагоны «Русич» также оснащены системой контроля микроклимата (для регулировки температуры внутри салона в зимний/летний период).

Вагоны «Яуза» эксплуатируются на Люблинской линии — 7 опытно-промышленных составов с коллекторными тяговыми двигателями, недоработанными оборудованием и пассажирским салоном (тип 81-720 / 81-721), а также 4 «серийных» состава с асинхронными двигателями (тип 81-720.1 / 81-721.1). Трёхвагонные составы лёгкого метро «Русич» (тип 81-740 / 81-741, оборудованы асинхронными двигателями производства компании «Alstom») обслуживают Бутовскую (Л1) линию лёгкого мётро. В конце июля 2005 г. состоялась официальная презентация первого четырёхвагонного состава «Русич» (тип 81-740.1 / 81-741.1, оборудован асинхронными двигателями отечественного производства), предназначенный для эксплуатации на т. н. мини-метро — ответвлении Филёвской линии в деловой центр Москва-Сити. В настоящее время вагоны типа «Русич» уже эксплуатируются на Филёвской линии, но не заходят на её «мини» отросток. Полная замена устаревших вагонов типа Е и его модификаций на четырёхвагонные составы «Русич» на этой линии намечена на конец 2006 или 2007 г.

Похожие вагоны других модификаций эксплуатируются в метрополитенах городов бывшего СССР: Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске, Минске, Киеве, Харькове, Ташкенте, Ереване, Тбилиси, Баку, а также в Будапеште, Софии, Варшаве и Праге. Для метрополитенов некоторых из этих городов на Мытищинском заводе периодически собираются новые вагоны, в частности, в Баку и Минск идут «номерные», а в Софию начата поставка трёхвагонных «Русичей» бежево-морковного цвета (тип 81-740.2 / 81-741.2, оборудованы асинхроными двигателями Hitachi).

На спецлиниях системы Д-6 в Москве эксплуатируются контактно-аккумуляторные электровозы Л с вагонами Еж3 и Еж6, дизель-поезд ДПС-01 и грузовые платформы. Также имеются данные о нескольких дизельных поездах с двумя кабинами управления, специально выпущенных на Мытищинском заводе.

Информацию о российских метровагонах можно получить здесь и здесь. Большие фотогалереи московских вагонов всех типов и модификаций смотрите здесь. Более подробно о спец. линиях системы Д-6 можно узнать здесь

Статистика

Официальная статистика метрополитена (по данным на 1 октября 2005)

2003 год
(источник: «Московский Метрополитен 2003», изд-во «ГУП „Московский метрополитен“», 2004 г.)
2005 год
(источник: официальный сайт Московского Метрополитена)
Количество пассажиров, перевезённых метрополитеном за год млн. пасс. 3200,6
в том числе: пассажиров, оплативших свой проезд млн. пасс. 1776,5 1811,7
Среднее количество пассажиров, перевозимых метрополитеном в сутки тыс. пасс. 8769 8745
Доходы от перевозки пассажиров млн. руб. 7939,8 10759,4
Эксплуатационная длина линий в двухпутном исчислении км 275,6 277,9
Количество линий 12
Самая длинная линия 41,2 км Серпуховско-Тимирязевская
Самая короткая линия 3,3 км Каховская
Самый длинный перегон 3,4 км «Волгоградский проспект» — «Текстильщики»
Самый короткий перегон 0,5 км «Деловой центр»«Международная»
Количество станций 170 171
Количество пересадочных станций 56
Количество узловых станций 22
Количество наземных станций 14
Самая глубокая станция 76 м «Парк Победы»
Станция, расположенная ближе всех к поверхности земли «Печатники», «Проспект Вернадского»
Самая длинная станция (по длине платформы) 284 м «Воробьёвы Горы»
Количество станций с одним вестибюлем 68 67
Количество вестибюлей 260 263
Количество турникетов 2181 2356
Количество эскалаторов
     в т. ч. на станциях Монорельсовой транспортной системы
582
?
613
18
Общая протяжённость полотна эскалаторов км ? 64,7
Количество станций, оборудованных системой видеонаблюдения 147 136
Количество подуличных переходов, оборудованных видеонаблюдением 100 103
Количество депо 15
Количество линейных пунктов 20
Количество поездов, пропускаемых за сутки по линиям метро 8936 9449
Средняя скорость поездов:
   эксплутационная
   техническая
км/ч ? 41,3
48,53
Инвентарный парк вагонов (в среднем за сутки) 4312 4342
Эксплуатируемый парк вагонов (в среднем за сутки) 3308 3372
Общий пробег вагонов млн. ваг. км 641,2 657,9
в том числе: с пассажирами млн. ваг. км 616,4 631,4
Среднесуточный пробег 1 вагона ваг. км 531 533
Среднее количество пассажиров, перевозимых в 1 вагоне чел. 68 67
Самый длинный эскалатор 126 м «Парк Победы»
Количество вентиляционных шахт 390
Количество местных вентиляционных систем в эксплуатации 4923
Количество работников на метрополитене чел. 33837 35211
В том числе: мужчин чел. 16875 17675
женщин чел. 16962 17536
Выполнение графика движения поездов % 99,94 99,93
Минимальный интервал в движении поездов секунд 90
Средняя дальность поездки пассажира в метро км 13,0
Стоимость разовой поездки руб.  ? 6,25 - 13
Затраты на перевозку одного пассажира руб. 4,01 ?
Удельный вес перевозки пассажиров от общегородских % 48,3 ?

Сотовая связь и интернет на станциях метро

По состоянию на июнь 2006 года, в Московском метро работают сотовые телефоны следующих операторов на следующих станциях. Курсивом отмечены станции, находящиеся на поверхности — на них дополнительные ретрансляторы не нужны.

Билайн

# Линия Станции
1 СЛ — Сокольническая Воробьевы горы, Спортивная, Фрунзенская, Парк культуры, Кропоткинская, Библиотека им. Ленина, Охотный ряд, Лубянка, Чистые пруды, Красные ворота, Комсомольская, Красносельская, Сокольники
2 ГЗЛ — Замоскворецкая Речной вокзал, Водный стадион, Войковская, Сокол, Аэропорт, Динамо, Белорусская, Маяковская, Тверская, Театральная, Новокузнецкая, Павелецкая, Автозаводская, Коломенская, Каширская, Кантемировская, Царицыно, Орехово
3 АПЛ — Арбатско-Покровская Киевская, Смоленская, Арбатская, Площадь Революции, Курская, Измайловская
4 ФЛ — Филёвская Кунцевская, Пионерская, Филёвский Парк, Багратионовская, Фили, Кутузовская, Студенческая, Киевская, Смоленская, Арбатская, Александровский сад
5 КЛ — Кольцевая Комсомольская, Курская, Таганская, Павелецкая, Добрынинская, Октябрьская, Парк культуры, Киевская, Краснопресненская, Белорусская, Новослободская, Проспект Мира
6 КРЛ — Калужско-Рижская Битцевский парк, Ясенево, Теплый стан, Коньково, Беляево, Калужская, Новые Черемушки, Профсоюзная, Академическая, Ленинский проспект, Шаболовская, Октябрьская, Третьяковская, Китай-город, Тургеневская, Сухаревская, Проспект Мира
7 ТКЛ — Таганско-Краснопресненская Планерная, Сходненская, Тушинская, Щукинская, Октябрьское поле, Полежаевская, Беговая, Улица 1905 года, Баррикадная, Пушкинская, Кузнецкий мост, Китай-город, Таганская, Выхино
8 КлЛ — Калининская Третьяковская, Марксистская
9 СТЛ — Серпуховско-Тимирязевская Менделеевская, Цветной бульвар, Чеховская, Боровицкая, Полянка, Серпуховская
10 ЛЛ — Люблинская Чкаловская
11 КХЛ — Каховская Варшавская, Каширская

Мегафон

# Линия Станции
1 СЛ — Сокольническая Проспект Вернадского, Воробьевы горы, Парк культуры, Библиотека им. Ленина, Охотный ряд, Лубянка, Комсомольская
2 ГЗЛ — Замоскворецкая Белорусская, Тверская, Театральная, Новокузнецкая, Павелецкая
3 АПЛ — Арбатско-Покровская Арбатская, Площадь Революции, Курская, Измайловская
4 ФЛ — Филёвская Кунцевская, Пионерская, Филёвский Парк, Багратионовская, Фили, Кутузовская, Студенческая, Александровский сад
5 КЛ — Кольцевая Комсомольская, Курская, Таганская, Павелецкая, Добрынинская, Октябрьская, Парк культуры, Краснопресненская, Белорусская, Новослободская, Проспект Мира
6 КРЛ — Калужско-Рижская Окябрьская, Третьяковская, Китай-город, Проспект Мира
7 ТКЛ — Таганско-Краснопресненская Баррикадная, Пушкинская, Кузнецкий мост, Китай-город, Таганская, Выхино
8 КлЛ — Калининская Третьяковская, Марксистская
9 СТЛ — Серпуховско-Тимирязевская Серпуховская, Боровицкая, Чеховская, Менделеевская, Савеловская
10 ЛЛ — Люблинская Чкаловская

МТС

# Линия Станции
1 СЛ — Сокольническая Юго-западная, Проспект Вернадского, Университет, Воробьевы горы, Спортивная, Фрунзенская, Парк культуры, Кропоткинская, Библиотека им. Ленина, Охотный ряд, Лубянка, Чистые пруды, Красные ворота, Комсомольская, Красносельская, Сокольники, Преображенская площадь, Черкизовская, Улица Подбельского
2 ГЗЛ — Замоскворецкая Речной Вокзал, Водный Стадион, Войковская, Сокол, Аэропорт, Динамо, Белорусская, Маяковская, Тверская, Театральная, Новокузнецкая, Павелецкая, Автозаводская, Коломенская, Каширская, Кантемировская, Царицино, Орехово, Домодедовская, Красногвардейская
3 АПЛ — Арбатско-Покровская Парк Победы, Киевская, Смоленская, Арбатская, Площадь Революции, Курская, Партизанская, Измайловская
4 ФЛ — Филёвская Кунцевская, Пионерская, Филёвский Парк, Багратионовская, Фили, Кутузовская, Студенческая, Киевская, Смоленская, Арбатская, Александровский сад
5 КЛ — Кольцевая Комсомольская, Курская, Таганская, Павелецкая, Добрынинская, Октябрьская, Парк Культуры, Киевская, Краснопресненская, Белорусская, Новослободская, Проспект Мира
6 КРЛ — Калужско-Рижская Битцевский парк, Ясенево, Теплый стан, Коньково, Беляево, Калужская, Новые Черемушки, Профсоюзная, Академическая, Ленинский проспект, Шаболовская, Октябрьская, Третьяковская, Китай-город, Тургеневская, Сухаревская, Проспект Мира, Рижская, Алексеевская, ВДНХ, Ботанический сад, Свиблово, Бабушкинская, Медведково
7 ТКЛ — Таганско-Краснопресненская Баррикадная, Пушкинская, Кузнецкий мост, Китай-город, Таганская, Выхино
8 КлЛ — Калининская Третьяковская, Марксистская, Площадь Ильича, Авиамоторная, Шоссе Энтузиастов, Перово, Новогиреево
9 СТЛ — Серпуховско-Тимирязевская Алтуфьево, Бибирево, Отрадное, Владыкино, Петровско-Разумовская, Тимирязевская, Дмитровская, Савёловская, Менделеевская, Цветной бульвар, Чеховская, Боровицкая, Полянка, Серпуховская
10 ЛЛ — Люблинская Римская
11 КХЛ — Каховская Каширская

Wi-fi

К концу лета 2005 года планировалось на трёх станциях Московского метро («Охотный ряд», «Театральная» и «Пл. Революции») установить wi-fi точки доступа в интернет. Скорость передачи данных должна была составить до 5 Мбит в секунду, а цена одного часа работы — 180 рублей.

К настоящему моменту идёт техническая эксплуатация и отладка системы, полноценная работа начнётся в конце этого (2006) года.

История

Первый из проектов московского метро был разработан в 1901. В 1902 инженер П. Балинский предложил проект, по которому метро должно было соединить Замоскворечье с Тверской заставой подземной линией. До Первой мировой войны предлагались и другие проекты. В 1925 был разработан проект Мясницкого радиуса, но он не был реализован.

Первая линия открылась 15 мая 1935 г. и шла от станции «Сокольники» до станции «Парк Культуры», с ответвлением на «Смоленскую» (это ответвление, Арбатская линия, в 1937 г. дошло до станции «Киевская», пересекая при этом Москву-реку по мосту). До начала Второй Мировой войны было открыто ещё две линии. В марте 1938 г. Арбатская линия была продлена до станции «Курская» (теперь этот участок относится к Арбатско-Покровской линии). В сентябре 1938 г. открылась Горьковско-Замоскворецкая линия — от станции «Сокол» до станции «Театральная».

Проекты строительства третьей очереди Московского метрополитена были отложены во время Второй Мировой войны. Были введены в строй два отрезка пути: «Театральная» — «Автозаводская» (с пересечением Москвы-реки в глубоком туннеле, станции Павелецкая и Новокузнецкая были открыты позже) и «Курская» — «Измайловский Парк» (с 2005 г. — «Партизанская») (4 станции).

Осенью 1941 года метро использовалось как бомбоубежище, часть вагонов были эвакуированы. Постановление Государственного комитета обороны от 15 октября 1941 года предполагало уничтожение оборудования метро в случае появления войск противника у ворот Москвы.

После войны началось строительство четвёртой очереди метрополитена — Кольцевой линии и глубокой части Арбатской линии от «Площади революции» до «Киевской».

Кольцевую линию первоначально планировали строить под Садовым кольцом (которое примерно соответствует границе Москвы 16 века). Первая очередь линии — от «Парка культуры» до «Курской» (1950) расположена как раз под Садовым кольцом. Но позже было решено строить северную часть Кольцевой линии на 1—1,5 км от Садового кольца, таким образом обеспечивая доступ к 7 (из 9) вокзалам столицы. Вторая очередь Кольцевой линии открылась в 1952 году («Курская» — «Белорусская»), а в 1954 г. строительство линии было завершено.

Строительство глубокой части Арбатской линии было связано с началом «Холодной войны». Станции глубокого заложения должны были служить бомбоубежищами в случае ядерной войны. После завершения строительства линии в 1953 году верхняя часть линии (от «Площади революции» до «Киевской») была закрыта, но в 1958 году открылась вновь как часть Филёвской линии.

В более позднем строительстве термин «очередь» больше уже не употреблялся, однако некоторые станции, открытые в 19571958 гг., относят к «пятой очереди».

Пусковые участки и вновь открытые станции московского метрополитена

Участок Дата Станций Длина (км) Станций всего Длина всего Примечания
1 Сокольники — Парк КультурыСмоленская 15.05.1935 13 12,0 13 12,0 Сокольники-Парк Культуры 8,4 км; Александровский Сад-Смоленская 1,7 км; соединение 0,9 км
2 Смоленская — Киевская 20.03.1937 1 1,4 14 13,4 Действует вилочное движение от Сокольников до Парка Культуры и Киевской
3 Александровский СадКурская 13.03.1938 2 2,3 16 15,7 Участок Александровский Сад — Киевская передан линии 3. Вилка упразднена
4 Театральная — Сокол 11.09.1938 6 8,5 22 24,2 Без Тверской
5 Театральная — Автозаводская 01.01.1943 1 6,2 23 30,4 Без Новокузнецкой и Павелецкой
6 Новокузнецкая, Павелецкая 20.11.1943 2 0 25 30,4
7 Курская — Партизанская 18.01.1944 3 7,1 28 37,5 Без Электрозаводской
8 Электрозаводская 15.05.1944 1 0 29 37,5
9 Парк Культуры — Курская 01.01.1950 6 6,5 35 44,0
10 Курская — Белорусская 30.01.1952 4 7,0 39 51,0
11 Площадь Революции — Киевская 05.04.1953 3 3,9 38 50,9 Закрыт участок Площадь Революции — Киевская через Александровский Сад (4 станции, 4,0 км)
12 Белорусская — Парк Культуры 14.03.1954 2 5,9 40 56,8
13 Партизанская — Первомайская 24.09.1954 1 1,5 41 58,3 Открыта временная станция в электродепо, действовавшая до 1961
14 Парк Культуры — Спортивная 01.05.1957 2 2,5 43 60,8
15 Проспект Мира — ВДНХ 01.05.1958 4 4,5 47 65,3
16 Киевская — Кутузовская 07.11.1958 2 2,3 53 70,7 Повторно открыт и передан линии 4 участок Александровский Сад — Киевская (4 ст, 3,1 км)
17 Спортивная — Университет 12.01.1959 2 4,5 55 75,2
18 Кутузовская — Фили 07.11.1959 1 1,7 56 76,9
19 Фили — Пионерская 13.10.1961 3 3,5 59 80,4
20 Партизанская — Первомайская 21.10.1961 2 3,8 60 82,7 Закрыт участок к временной станции Первомайская (1,5 км)
21 Октябрьская — Новые Черемушки 13.10.1962 5 8,1 65 90,8 Без Шаболовской
22 Первомайская — Щелковская 22.07.1963 1 1,6 66 92,4
23 Университет — Юго-Западная 30.12.1963 2 4,5 68 96,9
24 Новые Черемушки — Калужская 15.04.1964 1 1,5 69 98,4 Открыта временная станция в электродепо, действовавшая до 1974
25 Сокол — Речной Вокзал 30.12.1964 3 6,2 72 104,6
26 Пионерская — Молодежная 05.07.1965 1 3,8 73 108,4 Без Кунцевской
27 Кунцевская 31.08.1965 1 0 74 108,4
28 Сокольники — Преображенская Площадь 31.12.1965 1 2,5 75 110,9
29 Таганская — Выхино 31.12.1966 7 12,9 82 123,8
30 Автозаводская — Каховская 11.08.1969 4 9,5 86 133,3 Участок Каширская — Каховская открыт в составе линии 2
31 Октябрьская — Китай-Город 30.12.1970 2 3,9 88 137,2
32 Таганская — Китай-Город 30.12.1970 1 2,1 89 139,3
33 Китай-Город — Проспект Мира 31.12.1971 2 3,2 91 142,5
34 Баррикадная — Октябрьское Поле 30.12.1972 5 7,2 96 149,7
35 Новые Черемушки — Беляево 12.08.1974 2 3,6 97 151,8 Закрыт участок к временной станции Калужская (1,5 км)
36 Китай-Город — Баррикадная 17.12.1975 2 4,1 99 155,9
37 Октябрьское Поле — Планерная 30.12.1975 4 9,6 103 165,5
38 ВДНХ — Медведково 29.09.1978 4 8,1 107 173,6
39 Тверская 20.07.1979 1 0 108 173,6
40 Марксистская — Новогиреево 30.12.1979 6 11,4 114 185,0
41 Шаболовская 05.11.1980 1 0 115 185,0
42 Серпуховская — Южная 04.11.1983 8 13,0 122 198,0 25.10.1983 закрыта станция Воробьевы Горы линии 1
43 Каширская — Орехово 30.12.1984 3 6,4 125 204,4 Участок закрыт через несколько часов после открытия и повторно открыт 09.02.1985. Образовано вилочное движение до Орехово и до Каховской
44 Орехово — Красногвардейская 07.09.1985 2 3,4 127 207,8
45 Южная — Пражская 06.11.1985 1 1,1 128 208,9
46 Серпуховская — Боровицкая 23.01.1986 2 2,8 130 211,7
47 Марксистская — Третьяковская 25.01.1986 1 1,7 131 213,4
48 Беляево — Теплый Стан 06.11.1987 2 2,9 133 216,3
49 Боровицкая — Чеховская 31.12.1987 1 1,6 134 217,9
50 Чеховская — Савеловская 31.12.1988 3 4,2 137 222,1
51 Молодежная — Крылатское 31.12.1989 1 1,9 138 224,0
52 Теплый Стан — Битцевский Парк 17.01.1990 2 3,6 140 227,6
53 Преображенская Площадь — Улица Подбельского 03.08.1990 2 3,8 142 231,4
54 Савеловская — Отрадное 07.03.1991 5 8,5 147 239,9
55 Отрадное — Бибирево 31.12.1992 1 2,6 148 242,5
56 Бибирево — Алтуфьево 15.07.1994 1 2,0 149 243,6
57 Каширская 18.11.1995 0 0 150 243,6 Участок линии 2 Каширская — Каховская преобразован в линию 11. Реально отошедшая линии 11 станция Каширская построена 11.08.1969
58 Чкаловская — Волжская 28.12.1995 6 12,1 156 256,6 Без Дубровки
59 Волжская — Марьино 25.12.1996 3 5,4 159 262,0
60 Дубровка 11.12.1999 1 0 160 262,0
61 Пражская — Улица Академика Янгеля 31.08.2000 1 2,0 161 264,0
62 Улица Академика Янгеля — Аннино 12.12.2001 1 1,4 162 265,4
63 Аннино — Бульвар Дмитрия Донского 26.12.2002 1 2,0 164 267,4 14.12.2002 повторно открыта станция Воробьевы Горы линии 1
64 Киевская — Парк Победы 06.05.2003 1 3,2 165 270,6 На станции Парк Победы построено два посадочных зала
65 Улица Старокачаловская — Бунинская Аллея 27.12.2003 5 5,5 170 276,1 Линия легкого метро (Л1)
66 Киевская — Деловой Центр 10.09.2005 1 2,2 171 278,3 Образовано вилочное движение от Киевской до Крылатского и до Делового Центра
67 Деловой Центр — Международная 30.08.2006 1 0,5 172 278,7

Перспективы развития метрополитена в Москве

  • Тупики за станцией «Улица Старокачаловская» и продление Бутовской линии до станции Битцевский парк
  • Строительство линии «Парк Победы» - «Кунцевская» - «Крылатское» - «Строгино»
  • Продление Люблинской линии до станции «Марьина Роща» (в ближайшей перспективе), от "Марьино" до "Красногвардейской" (в среднесрочной перспективе), а также от "Марьиной Рощи" через "Петровско-Разумовскую" в Дегунино (в долгосрочной перспективе)
  • Продление Таганско-Краснопресненской линии в Жулебино
  • Продление Калининской линии в Новокосино
  • Солнцевская линия
  • Строительство второй кольцевой линии

Финансирование нового строительства делится между федеральным и городским бюджетом. Доля Федерального центра должна составлять 20 процентов от общего объема необходимых средств. С 2000 г финансирование метрополитена из федерального бюджета идет по остаточному принципу. В 2006 на строительство столичного метро требовалось 23,05 млрд. руб, из федерального бюджета было выделено 1,76 млрд. руб. В 2007 потребность метростроевцев в средствах составляет 25,5 млрд. руб, из федерального бюджета на 2007 предусмотрено 1,7 млрд. руб.

Метро-2

Кроме обычного общедоступного метро, в Москве действует отдельная сеть секретных линий, предназначенных для сообщения между государственными учреждениями и различными подземными бункерами (многие из которых находятся в дальнем Подмосковье). Эту сеть обычно называют «Метро-2» или Д-6. Её настоящее название неизвестно, более того, система окутана слухами, мифами и тайнами. Поскольку все точные данные засекречены, остаётся полагаться на непроверенные факты и всевозможные байки. Самый большой миф — о том, что входы в систему скрыты чуть ли не на каждой станции за обычными служебными дверями, однако это сильно противоречит здравому смыслу и естественной логике создателей секретной сети, которые, наоборот, слишком боялись случайных «обнаружений».

Вот всё что известно о Метро-2:

Оно проложено на очень большой глубине; единственная, вопреки слухам, существующая точка сопряжения обычного метро и Метро-2 находится за станцией «Спортивная» — ответвление, идущее на 160 м, за которым — «глухие» железные ворота. В значительной части тоннелей Метро-2 нет третьего рельса, поэтому там используются контактно-аккумуляторные электровозы типа Л совместно с вагонами Еж6 по схеме Еж6-Л-Еж6 или Еж6-Л-Л-Еж6 и четырехвагонный дизель-поезд ДПС-01. Для перевозки хозяйственных грузов используются прицепные платформы УП-2 или МК 2/15. По некоторым данным, имеет 4 линии, самая большая из которых — Чеховская, протяженностью свыше 60 км. Карту Метро-2 можно посмотреть здесь, однако её достоверность весьма сомнительна. Также более полная информация есть здесь. Бывший мэр Москвы Г. Х. Попов в интервью радио «Эхо Москвы» сообщил [1], что, по его сведениям, секретная линия метро вела к зданию ЦК КПСС и имела выход к правительственному аэропорту Внуково-2. Эта секретная линия была, по его мнению, использована при эвакуации сотрудников ЦК после поражения ГКЧП.

См. также

Ссылки


Метрополитены России

Москва | Санкт-Петербург | Нижний Новгород | Новосибирск | Самара | Екатеринбург | Казань | Волгоград
строятся: Красноярск | Омск | Челябинск

Эта статья входит в число хороших статей русского раздела Википедии.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home