Путилов, Николай Иванович

Николай Иванович Пути́лов (1820, Новгородская область — 18 апреля 1880, Петербург), инженер, предприниматель.

Из мелкопоместных дворян, родился в Боровичском уезде, в деревне Ерюхино. Отец — инвалид Отечественной войны 1812 года.

1840 — окончил Морского кадетского корпуса и офицерские классы. Был оставлен на преподавательской должности.

Занимался научной работой, имел печатные труды. По здоровью уехал в Крым и проработал там пять лет в Корпусе инженеров военных поселений строителем.

1854 — по устному договору с императором Николаем I берётся организовать производство кораблей для защиты берегов России. Через четыре месяца идеальная боевая машина для мелководья Финского залива Балтийского моря — паровая бронированная канонерская лодка длиной 108 футов, шириной 21 фут и высотой борта 11 футов — в количестве 32 штук была введена в строй. В течении следующих восьми месяцев в боевом строю стояли ещё 35 лодок и 14 более крупных кораблей — корветов. Метод, применённый Путиловым при организации этих работ, сегодня называется «сетевым». За эти заслуги Путилов был повышен в звании (был произведен в надворные советники с назначением старшим чиновником особых поручений кораблестроительного департамента), награждён орденом Святого Станислава II степени. Отдельным фактом в послужном списке Путилова шло упоминание о том, что в процессе исполнения этого заказа не было перерасхода средств, наоборот, экономия составила около 4 процентов. От сообщества предпринимателей ему был преподнесён серебряный венок с 81 дубовым листком, на каждом листке было выгравировано имя построенного Путиловым корабля и имя подрядчика. К венку прилагалось письмо со словами: «В 1854 году ни мы, заводчики, и никто другой не сознавали возможности выполнить такое задание: изготовить для России к следующей же навигации в течение пяти месяцев канонерскую флотилию. Но Н. И. Путилов рассчитывал, что, слив петербургские заводы в одно целое, есть возможность в назначенный срок изготовить ее. Он, Путилов, принял дело… и исполнил его на удивление всем… С первого дня знакомства нашего Путилов столько внушил доверие к нему, что каждый из нас, в свою очередь, желал найти доверие его, Путилова. Довольно сказать, что мы вели дело изготовления многих, новых для нас, паровых машин и котлов без всяких формальных бумаг, а на чести. И по окончании дела у каждого из нас глубоко врезалось в душе искреннее уважение к уму и деятельности Николая Ивановича Путилова».

1857 — с 15 августа в отставке.

На кредит Морского министерства перестраивает несколько заводов в Финляндии и даёт качественную котельную сталь взамен английской. Первым в России начинает переплавку металлического лома в промышленном масштабе.

1863 — 16 мая совместно с полковником Корпуса горных инженеров Павлом Матвеевичем Обуховым и купцом 1-й гильдии С. Г. Кудрявцевым организовывает металлургический завод, после смерти Обухова названный Обуховским, позже — Путиловским, Красный Путиловец, Кировский завод. На указанном заводе сможет организовать оружейное производство и выплавку стали, в том числе на экспорт, покончив с зависимостью в этом вопросе от Англии: заказы стальных орудий за рубежом снизились с 88,5 % до 17,7 %.

1968 — жестокая зима 1967-68 годов привела к тому, что железнодорожное сообщение в России было практически парализовано, т. к. импортные рельсы полопались от мороза. Путилов решил проблему проблему комбинированного рельса не только по прочностным и эксплутационным характеристикам, но и по ценовым. Цена «путиловского рельса» была на 30 процентов меньше цены английского или немецкого. При строительстве завода по производству рельсов (Путилов принял заказ на производство рельсов в начале января, а 20 января завод начал прокатку рельсов в 3 смены) была отработана «путиловская схема запуска производства», которой позже пользовались в годы Великой Отечественной войны при переброске заводов за Урал.

1874 — последний проект Николая Ивановича — это Морской порт Петербурга и Морской канал (из Кронштадта до Петербурга). Из-за интриг финансирование из казны было прекращено и Путилов вёл строительство на свои деньги. Этот проект истощил бизнес предпринимателя и он был разорён. 18 апреля 1880 года Путилов умер.

На завещании Путилова, где он просит похоронить его не на кладбище, а на дамбе Морского порта, Александр II накладывает резолюцию: «Если бы Путилов завещал похоронить себя в Петропавловском соборе, я и то согласился бы» (Петропавловский собор — усыпальница императоров России). Гроб с телом Путилова рабочие завода пронесли весь путь на руках — это более 20 километров.

15 мая 1885 года 32-километровый канал был открыт для прохода судов и заработал новый Морской торговый порт.

В 1907 году прах Путилова и его супруги был торжественно перезахоронен в новой заводской церкви, под алтарём. В советское время в церкви власти разместили Кировский райпромкомбинат. Снесли алтарь, начали готовить фундамент под пресс и обнаружили памятную плиту и два гроба под ней. Плиту переплавили, гробы сожгли в местной котельной.

Фильмография

В 2004 году студия Петербургского телевидения завершила в Боровичах съёмки документального фильма под названием «Вопрос Отечеству», посвящённого знаменитому русскому промышленнику Николаю Ивановичу Путилову.

Библиография

  • Мительман М., Глебов Б., Ульянский А., История Путиловского завода. 1801—1917, 3 изд., М., 1961;
  • Костюченко С., Хренов И., Федоров Ю., История Кировского завода, 1917—1945, М., 1966.
  • Усанов Б. П. Николай Иванович Путилов — ученый, инженер, предприниматель
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home