Транспорт Кишинёва

Внутригородские перевозки в Кишинёве осуществляются автобусами, троллейбусами, маршрутными такси. Город связан с другими населёнными пунктами страны и мира автобусным, железнодорожным и воздушным сообщением. С конца XIX века до 1960-х годов в Кишинёве функционировал трамвай.

Содержание

Трамвай

В апреле 1888 Кишинёвская городская дума приняла решение о строительстве конно-железной дороги и заключила контракт с частными предпринимателями об устройстве и эксплуатации конной трамвайной линии сроком на 42 года. В течение года на Александровской улице (сейчас бульвар Штефана чел Маре) и, частично, на других центральных улицах города была построена трамвайная линия протяжённостью 6 вёрст. В мае 1895 года всё предприятие перешло в собственность образовавшегося в Брюсселе «Анонимного общества Кишинёвских конно-железных дорог». В 1897 году городская дума утвердила проект строительства второй очереди конно-железной дороги, соединившей центр города с железнодорожным вокзалом. К 1910 году протяжённость трамвайных линий достигла 12,5 км, число вагонов в движении составляло 20 штук, количество перевозимых пассажиров — около 2 млн человек в год. В 1913 году трамвай был переведён на электрическую тягу. Работало 4 маршрутные линии. Общая протяжённость путей составляла 14 км, максимальное количество вагонов на всех линиях — 30. Во время вхождения Бессарабии в состав Румынии кишинёвский трамвай по-прежнему принадлежал бельгийскому акционерному обществу. После освобождения в 1940 году трамвайное предприятие было национализировано. Регулярное движение трамвая после Великой Отечественной войны возобновилось только в 1946 году. Сеть трамвайных линий превысила 17 км, а количество ежегодно перевозимых пассажиров превысило 9 млн человек. В начале 1960-х годов троллейбус полностью вытеснил трамвай.

Троллейбус

Первый троллейбус был пущен в 1949 году по проспекту Ленина (ныне бульвар Штефана чел Маре) от железнодорожного вокзала до медицинского института. На 1 января 1984 года в Кишинёве действовало 20 троллейбусных маршрутов. Длина одиночной контактной сети составляла 140 км, а протяжённость всех маршрутов — 374 км. Подвижной состав насчитывал около 400 машин. Ежедневно на всех маршрутах курсировало более 270 машин. На 1984 год в городе было два троллейбусных парка: первый — по улице 25 Октября, 146; второй — по улице Мунчештской, 350. За 1982 год было перевезено 145,8 млн пассажиров. 107 работников удостоены правительственных наград.

Сейчас в городе 3 троллейбусных парка. Общее число машин — около 270. Летом число машин на линиях снижается примерно до 150.

Маршрутов: всего — 27 (с 1 по 29; не работают 12 и 19), из которых 2 работают только утром (по 2 рейса; маршруты 6 и 27) и на лето отменяются, 4 работают только в часы пик в будни (маршруты 11, 15, 16 и 26). Летом 2006 года 15-й маршрут был отменен. Время работы остальных маршрутов: с 5 до 23 часов. Всего на 2 дня (8 и 9 мая назначался маршрут № 88, но был отменён по причине разногласий между руководствами 2-го и 3-го парков. Также раньше существовали маршруты «К» (Студенческая ул. — Киевская ул.; 1970-е гг) и «S» (ЖБИ-4 — Киевская ул.; середина 1990-х гг).

Подвижной состав представлен моделями: ЗиУ-9 (основная часть), сочлененные ЗиУ-10 (7 ед.), ЮМЗ-Т1 (4 ед.), Шкода-14Тр (30 ед.), ЮМЗ-Т2 (20 ед.), два сочленённых высокопольных БКМ и один одиночный низкопольный БКМ.

В советское время проезд в троллейбусе стоил сначала 4 копейки, потом 5. До 2001 года цена проезда в троллейбусе составляла 50 банов. С 1 сентября 2001 года стоимость повысилась до 75 банов, а с 1 августа 2006 года до 1 лея. Цена проездного составляла 50 леев, а с 1 августа 2006 года — 120 леев.

Автобус

Городской: Автобусное сообщение в Кишинёве было введено в марте 1946 года. Сначала по городу курсировали автобусы марки ЗИС-154. В 1955 году автобусный парк насчитывал 40 машин марки ЗИС-155 и ПАЗ-651. В 1960-70-х годах парк пополнился автобусами ЛАЗ-695, а позднее — ЛиАЗ-677. Объём пассажирских перевозок составлял около 6 млн человек в год. За 1982 год было перевезено 107 млн пассажиров (42,7 % общего числа пассажиров, перевозимых городским транспортом). Пассажирооборот составил 452,3 млн пассажиро-км. В 1983 году на 32 маршрутах протяжённостью 415 км ежедневно курсировало 258 машин, бо́льшую часть из которых составляли «Икарус-260» и «Икарус-280». Функционировало 8 диспечерских пунктов. В советское время проезд в автобусе составляла 5 копеек. С 1 августа 2006 года стоимость проезда в городском автобусе была повышена с 1 лея 25 банов до 2 леев.

Междугородный: Пассажирские перевозки в Бессарабии осуществлялись ранее 1926 года по двум основным направлениям: Кишинёв—Оргеев и Кишинёв—Хынчешты. В начале 1930-х годах открылась линия Кишинёв—СтрашеныКалараш. Особенно быстро междугородние автобусные перевозки стали развиваться после Великой Отечественной войны. В 1982 году по 105 междугородным маршрутам было перевезено 5,5 млн пассажиров. Пассажирооборот составил 458 млн пассажиро-км.

Кишинёв связан автобусными маршрутами практически со всеми городами и многими сёлами страны, а также с некоторыми городами Украины (Киев, Одесса, Ялта, Симферополь и др.), Румынии (Бухарест, Яссы, Клуж-Напока и др.), Россией, Белоруссией и многими европейскими странами.

Пригородный: На 1 января 1983 года с Кишинёвского автовокзала по 49 пригородным маршрутам протяжённостью 1713 км курсировало 100 автобусов, выполнявших 316 рейсов ежедневно. В 1982 году пригородные автобусы перевезли 16,5 млн пассажиров. Пассажирооборот составил 365,3 млн пассажиро-км.

Маршрутное такси

Первая внутригородская линия маршрутных такси была введена в 1968 году с целью улучшения перевозки пассажиров из центра города в жилые районы. На 1982 год в Кишинёве курсировало 11 микроавтобусов РАФ от улицы Болгарской по 17 маршрутам. Общая протяжённость всех маршрутов на 1 июня 1983 года составляла 273,5 км. Ежегодно маршрутные такси перевозили более 26 тысяч человек.

В настоящее время в Кишинёве маршрутное такси является самым доступным видом транспорта, так как охватывает весь город и курсирует намного чаще, чем автобусы и троллейбусы, а на большинстве маршрутов начинает работу раньше и заканчивает позже, чем троллейбусы. Модели микроавтобусов самые разные: большинство — Мерседесы, Фиаты, Пежо, РАФы, Форды, Хюндай, ДАФы, Газели, Ивеко и много других.

С 1 августа 2006 года стоимость проезда в маршрутных такси была повышена с 2 до 3 леев.

С 1 сентября 2006 маршрутные такси, курсирующие по самым загруженным улицам центра Кишинёва, были смещены на соседние улицы для частичного решения транспортной проблемы столицы. В будущем маршрутные такси полностью уберут из центра города и они будут связывать все районы, исключая центр столицы. Это одно из решений по уменьшению нарастающего количества транспорта в центре города. Точные сроки вступления данного решения в силу пока не известны.

Такси

Первые легковые такси появились в Кишинёве в 1949 году. К 1983 году в городе насчитывалось 650 автомобилей такси, из которых 76 было радиофицировано.

В настоящее время есть несколько частных таксомоторных компаний. Стоимость проезда в пределах одного сектора города составляет около 25 леев. Телефонные номера вызова такси являются четырёхзначными и начинаются на 14.

Железная дорога

В августе 1871 года было открыто движение поездов по Тираспольско-Кишинёвскому участку, положившее начало существованию железных дорог Бессарабии. В том же году были построены основные сооружения кишинёвского железнодорожного вокзала. Во время Великой Отечественной войны здание вокзала было разрушено. Реконструкция была закончена в 1948 году (архитектор Л. М. Чуприн, главный консультант А. В. Щусев).

Воздушный транспорт

Основная статья: Международный аэропорт Кишинёва

Здание международного аэропорта Кишинёва было построено в 1970-е годы. В 1987 году из аэропорта проводились рейсы в более 80 городов Советского Союза. Рейсы по Молдавии связывали более 20 населённых пунктов. 31 мая 1995 года Кишинёвский аэропорт приобрёл статус международного. В 2000 году закончилась реконструкция аэропорта.

В настоящее время аэропорт может обслуживать свыше 400 пассажиров в час, но его пропускная способность редко используется в полной мере. Из кишинёвского аэропорта в среднем выполняется 15-17 рейсов в день. В аэропорте работают более 15 операторов, совершаются рейсы в 18 стран Европы, Ближнего Востока и Азии.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home