Бизнес-тренинг

Бизнес-тренинг — один из видов обучения, который в отличие от Психологического тренинга имеет целью в первую очередь формирование деловых навыков и умений сотрудника и/или группы сотрудников фирмы.

Наиболее распространены следующие виды бизнес-тренинга:

  • тренинг продаж,
  • тренинг телефонных продаж,
  • тренинг по управлению,
  • тренинг командообразования,
  • тренинг коммуникации,
  • тренинг презентации,
  • тренинг принятия эффективных решений и т. п.

Ведущий бизнес-тренинга должен обладать собственным практическим опытом по теме курса. Продажам может хорошо научить только тот, кто сам достиг большого объема личных продаж, руководству - только человек, занимающий или занимавший значительное время руководящие должности. Компилирование тренингов из материалов книг и чужих разработок амбициозными непрофессионалами сильно дискредитировало результативность бизнес-тренингов в глазах собственников бизнеса.

В то же время, ведущий бизнес-тренинга должен умелым преподавателем: уметь заинтересовать, "продать идеи" курса группе, а затем, на основе созданного интереса, выработать у участников соответствующие практические навыки. Для этого необходима серьезная методическая подготовка ведущего. Например, просто успешный продавец не сможет последовательно провести группу по всем необходимым этапам тренинга продаж, при этом уделяя необходимое внимание и предоставляя обратную связь всем участникам.

Из-за отсутствия механизмов защиты авторских прав, лучшие авторские программы бизнес-тренингов быстро копируются предприимчивыми дельцами, тиражируются с ухудшенным качеством и навязчиво предлагаются по сниженным ценам. Поэтому, при выборе тренинговой компании, знающие заказчики обычно больше смотрят на личность, опыт и харизму тренера, чем на содержание предлагаемой программы, которое обычно описывается одинаковыми словами у всех.


Бизнес-организации ориентированы на проведение именно бизнес-тренингов. В зарубежной практике обучения персонала действует аксиома: организация не оплачивает личностный рост или психотерапию сотрудников. (Нужно отметить, что некоторые бизнес-организации все же используют тренинги личностного роста для повышения эффективности профессиональной деятельности своего персонала). Обучение, проводимое в форме бизнес-тренингов, направлено именно на совершенствование деловых знаний, умений, навыков, качеств сотрудников.

Кобзева В. В., Баранова Г. В., Руководителю об обучении персонала: дизайн посттренинга, М., «Добрая книга», 2006 г., с. 70.


История бизнес-тренинга в России насчитывает всего десять лет. Многие компании только сейчас начинают использовать тренинги для обучения персонала, и отношение к ним неоднозначное. Сегодняшний этап развития тренингового рынка в России чем-то напоминает историю о распространении картофеля на Руси в XVIII веке: варили ботву, пытались есть цветы и ягоды, что приводило к отравлениям… Теперь каждый знает как минимум пять способов приготовления картофеля (всего их существует около трехсот), и без него русскую кухню невозможно представить.

Пороцкая Е., Коноров Ф., Рецепт для заказчика, или четыре шага к бизнес-тренингу, в Сб.: Бизнес-тренинг: идеи и методы / Под ред. А. Ж. Моносовой, СПб, «Речь», 2004 г., с. 39.


Часто работодатели просят также оценить своих сотрудников на бизнес-тренинге. По наблюдениям директора и консультанта тренинговой компании “1-й ресурс” Петра Пономарева, это делает каждый второй заказчик. “И предложение на рынке, к сожалению, реагирует на этот спрос”, — говорит он. Подкупает работодателей прежде всего то, что обычный тренинг в среднем стоит в два раза дешевле профессиональной оценки навыков персонала. Заказывая оценку вместе с тренингом, работодатель экономит деньги. “Это, конечно, очень заманчиво. Но мало кто отдает себе отчет в том, что такая оценка ненадежна, а обучение при этом малоэффективно”, — считает Пономарев. Заказчик требует, чтобы на тренинге присутствовали наблюдатели с его стороны (кадровик, руководитель) или со стороны тренинговой компании. И если с этической точки зрения здесь все в порядке — персонал по умолчанию знает, что его оценивают, — эффективность тренинга тоже снижается. “При появлении наблюдателей или менеджеров рангом выше сотрудники сразу закрываются, — комментирует Пономарев. — Например, существенный элемент тренинга — это разбор ошибок в шаблонах повседневной работы, а кто при своем начальнике или посторонних в них признается? В таком случае практически всегда участники принимают решение, что лучше отмолчаться”.

Наталья Ульянова, "Ведомости", №92 (1132), 1 июня 2004

Ссылки

НИКАКИХ ССЫЛОК

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home