Модератор

Модера́тор (от лат. moderātor - возглавляющий группу) — человек, имеющий более широкие права по сравнению с обыкновенными пользователями на общественных сетевых ресурсах (чатах, форумах, эхоконференциях), в частности, хотя бы одно из двух прав:

  • право стирать чужие сообщения
  • право банить пользователей

Теоретически, модератор отвечает за соблюдение установленных норм поведения. Однако некоторые модераторы стирают сообщения или банят пользователей по своему произволу; термин «модератор» отражает права, а не поведение.

Точное определение понятия «модератор» и список его прав зависит от сетевого ресурса.

Содержание

Модератор форума

Модератор форума назначается администратором форума. Он модерирует весь форум или некоторые его разделы. В своих разделах модератор имеет право:

  • Стирать сообщения или темы
  • Редактировать любые сообщения
  • Видеть IP-адреса
  • Разделять тему на две или объединять две темы в одну
  • Объявлять тему закрытой. Оставлять сообщения в закрытых темах могут только модераторы или администраторы.
  • Помечать тему как «объявление», «важную» или «прилепленную», при этом она всегда будет в начале списка тем.
  • Переносить тему в другие разделы

На техническом уровне модератор имеет возможность удалять и изменять любые сообщения. На образовательном - ведет дискуссию, стимулирует к участию и может выполнять роль интеллектуального лидера. Зачастую представления о роли модератора сводятся лишь к техническому уровню, то есть удалению неуместных и оскорбительных реплик, в то время как наиболее значимые задачи и обязанности модератора с его фигурой даже не ассоциируют. Это и неудивительно, ведь "образовательный уровень модерации" фактически подразумевает ответственность за содержательное наполнение коммуникативного ресурса и комфорт его посетителей. Для полноценного и централизованного осуществления этих функций необходимы веские стимулы, а кроме того, вышеупомянутое интеллектуальное лидерство или хотя бы равенство с участниками коммуникации, количество которых, в свою очередь, строго фиксируется. Сами участники должны отбираться в соответствии с определенными требованиями к их интеллектуальному развитию. Добавим жесткие ограничения на длительность коммуникации - и получим описание коммуникативного ресурса, приближенного к научной конференции. Цели и задачи модерации редко могут быть сформулированы с предельной четкостью, количество участников и продолжительность взаимодействия практически не ограничивается, и никто из создателей не имеет достаточно сильной мотивации и возможностей для исполнения всех функций модератора. Вместе с тем, содержательное наполнение форума и комфорт пользователей являются главными критериями оценки субъективной ценности коммуникативного ресурса. То есть в том, чтобы форум был информационно насыщенным и удобным в использовании, заинтересованы прежде всего его участники. И некоторые из этих участников нередко берут на себя частичное выполнение тех функций, которые в форумах с более жесткой и централизованной организацией традиционно приписывают модератору: обеспечение информацией, стимулирование к взаимодействию, управление ходом беседы, помощь в преодолении барьеров виртуальной коммуникации. Частичную модерацию, осуществляемую пользователями на добровольных началах, можно условно назвать пользовательской. Пользовательская модерация иногда осуществляется даже на техническом уровне, а именно - в том случае, когда создателями форума предусмотрена такая возможность. В частности, каждая тема форума может представлять собой своеобразное мини-владение, полновластным правителем которого выступает основатель темы. Именно он контролирует весь ход беседы, используя технические возможности удаления сообщений и ограничения доступа нежелательным посетителям. При таком устройстве весь форум подобен раздробленному государству, части которого объединяются лишь общим названием. Известна и другая организация форума, при которой его создатели предоставляют доступ к администраторской консоли нескольким завсегдатаям, как правило, обладающим более или менее спокойным темпераментом, с тем, чтобы те осуществляли технический уровень модерации, то есть на общественных началах фильтровали флуд (избыточную информацию) и флейм (дискуссии, переходящие в личную ругань) во всем форуме. Эти технические модераторы могут иметь явный статус, но порой выполняют доверенную им роль анонимно, даже тайно, на время уподобляясь невидимкам. Технический уровень модерации естественным образом ассоциируется с властью, а потому является предметом жарких дискуссий. Он может обеспечивать сохранение определенной атмосферы, сложившейся на форуме и в той или иной мере способствующей эффективной коммуникации, но для смыслового наполнения форума наиболее важен уровень модерации, названный Р.Мэйсоном образовательным. Напомним, что этот уровень включает в себя снабжение форума информацией, провоцирующей пользователей на обсуждение; управление беседой с тем, чтобы не дать ей утечь от первоначальной темы; поддержка участников коммуникации. Обеспечение форума информацией порой становится для некоторых участников чуть ли не главным занятием в пределах данного ресурса. Осуществляемая ими деятельность, включающая просеивание информации, поступающей из различных новостных источников (не всегда русскоязычных, не всегда онлайновых, не всегда общедоступных), с тем чтобы поместить наиболее значимую информацию на всеобщее обозрение и обсуждение, соответствует понятию "гейткипинг". Этот термин приписывают социологу К.Льюину. Функция гейткипинга традиционно связывается с журналистикой, но в онлайновой среде ее часто выполняют рядовые посетители форумов. Выполняют порой более чем успешно, в результате делая коммуникативный ресурс иногда даже более оперативным и полным источником информации, чем собственно новостные ресурсы. Особенно значима эта черта некоторых форумов во время каких-либо эпохальных общественных событий, когда доступ к новостным сайтам затруднен из-за высокого трафика. Примером такого коммуникативного ресурса может быть Либеральный форум Управление ходом беседы, ее оживление, внесение свежей струи в дискуссию могут брать на себя те, кому интересен предмет обсуждения. Для того, чтобы действия по управлению были эффективны, тот, кто их осуществляет, должен обладать немалым мастерством, интеллектом для генерирования высказываний, провоцирующих на участие, и тактом, чтобы этот интеллект не выпячивать. В ином случае дискуссия, может, и оживится, только не совсем тем способом, которого желал ее стимулятор. Стимулирование к участию и поддержка пользователей может включать в себя помощь в преодолении коммуникативных барьеров: языковой барьер - в том случае, если в форуме участвуют люди разных национальностей; технический, подразумевающий затруднения неопытных пользователей в том, чтобы разобраться в интерфейсе конкретного коммуникативного ресурса; барьер специфики среды. В соответствии с теорией социального присутствия и богатства среды онлайновая среда с ее недостатком визуальной и другой невербальной информации считается скудной, то есть очень незначительной в отношении социального присутствия по сравнению с коммуникацией лицом к лицу (Дж. Уолтер). Надо сказать, что эта скудность онлайновой среды может являться барьером для некоторых людей, в то время как для других она, напротив, является стимулирующим фактором для преодоления собственной застенчивости. Недостаток невербальной информации может отчасти компенсироваться использованием смайликов. В любом случае, новичков онлайновой среды порой поддерживают более опытные пользователи, помогая им разобраться с недоразумениями и затруднениями. При этом они выступают в роли модератора. Что побуждает участников брать на себя функции модератора? Выше была названа одна из центральных причин - забота о содержательном наполнении форума и о комфорте его участников. Чем выше то и другое, тем большую ценность может представлять собой коммуникативный ресурс для его посетителей, тем больше в нем возможностей для саморазвития, для того, чтобы задействовать критическое и аналитическое мышление. И чем более развиты в интеллектуальном отношении участники форума, тем заманчивее для некоторых посетителей роль лидера, которая тесно связана с функциями модератора. Обеспечивая форум информацией, управляя ходом беседы, поддерживая и стимулируя пользователей, участник коммуникации может получать удовлетворение от самой своей деятельности и вместе с тем он формирует свой собственный образ, обладающий определенным авторитетом, делает себе "виртуальное имя", которым он может очень дорожить. Когда такой участник теряет стимулы для исполнения функций модератора и перестает их осуществлять, коммуникативный ресурс может утратить очень многое. Ведь не только яркие персонажи приходят, привлеченные интересным форумом, но и наоборот - форум становится интересным от того, что в нем участвуют яркие личности. И как раз в том, что личности, незаурядные в коммуникативном процессе, теряют стимулы для активного участия, а значит - и выполнения функций модератора, возможно, и заключается главная причина стагнации форумов. В форуме обычно больше одного модератора. В некоторых форумах модераторы имеют только часть из этих прав. Лишь право стирать сообщения и/или темы является обязательным; тот, кто не имеет такого права, по определению не является модератором форума. В некоторых форумах видеть IP-адреса может любой пользователь.

Модератор форума (если он не является одновременно администратором) обычно не имеет права

  • банить пользователей даже в своём разделе; одним из исключений является система vBulletin
  • назначать других модераторов или передавать свои полномочия

Оба права, как правило, являются привилегией администратора форума.

На неправомочные действия модератора можно пожаловаться администратору. Однако некоторые администраторы игнорируют такие жалобы или автоматически поддерживают модератора, по принципу «модератор всегда прав».

На действия администратора форума пожаловаться, как правило, некому, можно только покинуть форум.

Выбор модератора форума

На небольших (по числу пользователей и сообщений) форумах модераторами часто становятся друзья администратора. На форумах большего размера модераторы выбираются из числа пользователей, долго находящихся на форуме, пользующихся уважением форумчан, редко нарушающих правила форума и доброжелательных по отношению к другим пользователям. На некоторых форумах нужно изрядно потрудиться прежде, чем стать модератором.

Как правило, модераторам не платят денег, поскольку на эту должность обычно находится достаточно добровольцев.

Модератор эхоконференции

В фидонетовских эхоконференциях модератором становится первоначальный создатель эхи; впоследствии каждый последующий модератор, как правило, публично получает полномочия от предыдущего модератора (так называемая «передача шапки»). В тех же эхоконференциях, где модератор отсутствует (немодерируемые эхоконференции), модератор может быть позднее выбран из числа подписчиков, либо (реже) назначен координатором некоторого эхобона, имеющего отношение к распространению эхи.

Модератор имеет право

  • Объявлять предупреждения пользователям;
  • Временно или постоянно переводить пользователей в режим read only (запрещена отправка сообщений, можно только читать) или вообще закрывать им доступ к эхоконференции;
  • Передавать свои полномочия другому модератору;
  • Назначать или смещать комодераторов. Комодераторы имеют те же права, что и модератор, кроме права назначения и смещения комодераторов и права передачи своих полномочий другому лицу.

На действия модератора эхоконференции пожаловаться некому («модератор всегда прав»).

Наказания в Фидонете

  • [*] — предупреждение. Даётся за большое количество орфографических ошибок, слишком длинную подпись и прочие мелкие проступки. Три звёздочки превращаются в [+].
  • [+] — строгое предупреждение. Даётся за личную переписку, разговоры не в тему и другие серьёзные нарушения регламента. Три плюса превращаются в [!].
  • [!] («выключательный знак») — временный (часто 3 или 6 месяцев) или постоянный запрет на отправку сообщений. Даётся за мат и другие грубейшие нарушения правил.

Модератор группы новостей

В системе Usenet некоторые группы новостей являются модерируемыми. В эти группы новостей могут посылать сообщения только модераторы. Когда рядовой пользователь посылает сообщение, оно попадает к модератору, а он решает, пересылать его в группу новостей или нет.

Модератора назначает тот, кто создаёт группу новостей, одновременно с её созданием.

Некоторые группы новостей являются ретромодерируемыми. В этих группах новостей есть ретромодераторы, которые имеют право стирать ранее посланные туда сообщения. (В данном случае речь идёт о праве, а не технической возможности. Технически, в Usenet любой пользователь может стирать любые сообщения, но, за исключением спама и ещё нескольких специальных случаев, стирание чужих сообщений запрещено.)

Модератор чата

Модератор чата имеет право выкидывать пользователей из чата на время или навсегда. В некоторых чатах любое сообщение должно быть принято модератором, и лишь потом оно появляется в чате. Однако такое встречается редко.

Сетевые ресурсы, где нет модератора

На некоторых ресурсах или нет человека, следящего за порядком, или его должность называется не модератор, а как-то иначе.

Нет модератора в IRC. Там есть похожая должность, которая называетая chanop (channel operator, оператор канала). Chanop обладает такими правами, как право банить пользователей или выкидывать их из канала, назначать и снимать других chanop-ов и менять настройки канала.

Нет модератора в системах, где люди общаются один на один, поскольку там пользователь может просто прекратить общение с неприятным ему собеседником.

Нет модератора в блогах (например, в Живом Журнале), поскольку в своём блоге каждый является полновластным хозяином, не нуждающимся в других модераторах. Однако в ЖЖ есть конфликтная комиссия (abuse team), которая разбирает такие случаи, как оскорбление одного пользователя в журнале другого. В ЖЖ-сообществах человек, следящий за порядком, называется не модератором, а смотрителем.

В Википедии также отсутствуют модераторы. Ряд их функций (добавление и удаление новой информации) могут выполнять любые участники (а некоторые функции — даже анонимные участники), другие функции модераторов (поддержание порядка, удаление статей, блокировка участников) возложены на администраторов.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home