Полинезийцы

Эту статью следует викифицировать.
Пожалуйста, оформите её согласно общим правилам и указаниям.

Полинезийцы — группа родственных народов, населяющих острова Полинезии в Тихом океане. Языки относятся к полинезийской группе австронезийской языковой семьи. Расовый тип — смешанный, во внешности полинезийцев просматриваются черты кавказоидного и монголоидного типов, и в меньшей степени — негроидного. Общая численность — 1 млн. 120 тыс. чел.

Содержание

Ареал расселения

Полинезия (от греч. слов «поли» — много и «несос» — остров) — часть Океании, наряду с Микронезией и Меланезией. Эти части делятся по этническому признаку, население каждой из них составляет языковую группу родственных языков, и все вместе они входят в австронезийскую семью. Местоположение Полинезии — большой треугольник в Тихом океане между Гавайскими островами на севере, Новой Зеландией на юге, и островом Пасхи на востоке. Общая площадь островов — 26 тыс. кв.км., а акватория, на которой они разбросаны в три раза больше Европы. Сюда входят островные группы: Гавайские, Самоа, Тонга, Общества, Маркизские, Туамоту, Тубуаи, Тувалу (бывш. Эллис), Кука, Лайн, Феникс, а также одиночные острова,Пасхи (Рапануи), Питкэрн, Ниуэ и др. Особое место занимает Новая Зеландия, состоящая из двух крупных островов (Северный и Южный) и ряда мелких. Другие относительно крупные острова — Гавайи, Оаху, Мауи, Кауаи (Гавайские), Савайи, Уполу, Тутуила (Самоа), Тонгатабу (Тонга), Таити (Общества), Фату-Хива, Нуку-Хива И Хива-Оа (Маркизские). Это, как правило, вулканические острова, но большая часть островов — коралловые.

Природные условия

Полинезия расположена в экваториальном поясе (кроме Н. Зеландии). Температура круглый год держится на одном уровне, от +24 до +29 градусов Цельсия. Осадков много — до 2000 мм в год. Нередки штормы, тайфуны. Животный и растительный мир Полинезии сильно отличается от континентального и характерен своей эндемичностью. Разнообразны вечнозеленые растения: араукарии, рододендроны, кротоны, акации, фикусы, бамбук, панданус, хлебное дерево, . Сухопутный животный мир беден, на островах совсем нет хищников и ядовитых змей. Зато очень богаты прибрежные воды. Новая Зеландия находится в умеренном климатическом поясе, здесь холоднее, климат ее ближе к английскому.

Государственные условия

Государство или территория Столица, административный центр Численность населения
Восточное Самоа, влад. США Паго-Паго, на о. Тутуила 52,8тыс. (1993)
Западное Самоа Апиа, на о. Уполу 163 тыс. (1993)
Кука о-ва, влад. Н. Зеландии Аваруа, на о. Раротонга 17 тыс. (1983)
Новая Зеландия Веллингтон 3,5 млн (1993)
Ниуэ, владение Н. Зеландии   2,4 тыс. (1987)
Пасхи остров, в составе Чили Ханга-Роа 2 тыс. (1981)
Питкэрн, влад. Великобритании Адамстаун 70 чел. (1982)
Токелау, влад. Н. Зеландии атолл Факаофо 1,7 тыс. (1986)
Тонга, королевство Нукуалофа, на о. Тонгатабу 99,1 тыс. (1993)
Тувалу, республика Фонгафале 9,5 тыс. (1993)
Французская Полинезия, это - о-ва Общества, Маркизские, Туамоту и Тубуаи, владение Франции Папеете 191 тыс. (1989)
Гавайские о-ва, в составе США Гонолулу, на о. Оаху  
О-ва Лайн и Феникс, географически относимые к Полинезии, входят в микронезийскую республику Кирибати.    

Языки и народы

Чаще всего название народа и языка сходны и являются производными от названия группы островов. Наиболее крупные народы Полинезии: гавайцы, самоанцы, таитяне, тонганцы, маори (новозеландцы), маркизцы, пасхальцы, туамотуанцы, тувалу, токлау, ниуэ, пукапука, тонгарева, мангарева, манихики, тикопиа, увеа, футуна и др. Языки: соответстввенно гавайский, самоанский, таитянский, тонганский (к нему очень близок язык ниуэ), маори (имеет диалекты раротонга и аитутаки на о-вах Кука), маркизский (хиванский), пасхальский (рапануйский), токелау, тувалу, туамоту и тубуаи (очень близки таитянскому), мангаревский и др. Характерные черты полинезийских языков — малое количество звуков, особенно согласных, изобилие гласных. Особенно беден гавайский, в нем 15 звуков, 7 согласных, х, к, л, м, н, п, в и гортанная смычка. Во всех языках встречается звук Р либо Л, но вместе эти звуки ни в одном языке не встречаются. Языки полинезийцев настолько близки, что таитяне, к примеру, могли понимать гавайцев, хотя их разделяло огромное пространство.

Этногенез и история

О происхождении полинезийцев существовало много версий, как научных, так и фантастических. Народы Полинезии , Микронезии, Меланезии, Индонезии, Филиппин и часть народов Индокитая относятся к одной языковой семье, что доказывает азиатское происхождение полинезийцев. Первоначально они были, вероятно, монголоидами с примесью кавказского типа, и лишь позже приобрели негроидный компонент. Сейчас спорным остается вопрос о пути их расселения. Первый — через Меланезию, второй — через Микронезию (версия Те Ранги Хироа (Питера Бака). В Н. Каледонии археологи нашли «лапитоидную керамику», такая же встречается по всей Меланезии и Западной Полинезии. В Восточной Полинезии она найдена на Маркизах. В Микронезии подобных доказательств не найдено. Керамика датируется 2-м тысячел. до н. э. Одни помещают прародину полинезийцев в Индию, другие — в Южный Китай. Сами полинезийцы называют свою легендарную прародину -Гаваики, отсюда такие названия, как Гавайи, Савайи, Хива, это искаженное название Явы. Вероятно, путь их лежал через Яву (версия Перси Смита). В 1846 г. Горацио Хейл предположил, что протополинезийцы жили в районе Молуккских о-вов. Гипотеза Тура Хейердала о происхождении полинезийцев от американских индейцев осталась недоказанной. По расовому типу индейцы и полинезийцы не схожи, по языку — также. Его аргументами были статуи моаи, подобные которым встречаются кое-где в Америке. Плавание на плоту"Кон-Тики" ничего не доказывает. Возможно плавание и в обратном направлении, такую попытку сделал Эрик де Бишоп. Считается, что незначительные контакты между полинезийцами и индейцами могли быть. Идею об американском происхождении полинезийцев высказывал уж 180 лет назад Хоакин де Суньига, миссионер. Тогда за нее ухватились мормоны, придумав, что полинезийцы — потомки евреев (10 пропавших колен израилевых). Существует теория Пацифиды, основной защитник ее — Макмиллан Браун. В существование такого затонувшего материка верили Кук, Дюмон-Дюрвиль. Джеймс Черчуорд ввел название Лемурия, или Му, даже"вычислил" размеры материка. По его мнению здесь родился первый человек планеты, континент был населен всеми тремя расами, причем черная и желтая только прислуживали белой. Затем континент затонул в резльтате потопа. Но из полинезийских мифов видно, что 99 % мифов упоминаний о потопе не хранят. Кроме того миссионеры иногда специально сочиняли «полинезийские мифы», подгоняя их под библейские. Например, миф о смешении языков для Полинезии вообще нелеп, потому что именно полинезийцы как раз понимали друг друга на больших расстояниях. Многие исследования опираются не на конкретный исторический материал, а на совпадения. В Полинезии почитается бог Ра, отсюда делается вывод, что они произошли от египтян. Таким образом, большинство исследователей сейчас считает, что заселение Полинезии шло через Меланезию. Первыми были заселены о-ва Тонга и Самоа, позднее — Маркизские, о-ва Общества, Гавайи и о. Пасхи. В 18 в. первобытнообщинные отношения полинезийцев разложились, начали появляться признаки государственности. Высшие вожди назывались королями, а крупные острова или группы островов считались королевствами. Считается, что первым европейцем, увидевшим Полинезию, был Ф. Магеллан. Он в 1521 г. достиг одного из островов в группе Туамоту и назвал его Сан-Пабло. Тонга открыты в 1616 г. Я. Лемером и В. Схоутеном, и в 1643 — А. Тасманом. А. Менданья открыл Маркизские о-ва в 1595. Я. Роггевен открыл Таити и Самоа в 1722 г. Тасман открыл Н. Зеландию в 1642 г., Д.Кук о-ва Кука и о. Ниуэ (1773—1774 гг.). В изучение Полинезии внесли важный вклад французские и русские мореплватели, Л. А. Бугенвиль, Ж. Ф. Лаперуз, И. Ф. Крузенштерн, Ю. Ф. Лисянский, О. Ю. Коцебу, М. П. Лазарев. Первый контакт гавайцев с европейцами состоялся в 1774 г., с экспедицией Д.Кука. Туземцы приняли его за своего бога Лоно, который, соглано легенде, должен был вернуться на плавучем острове. Но при повторном визите, в 1779 г., он был убит и съеден островитянами, поскольку силой пытался вернуть украденный вельбот. Этот случай, однако, не повлиял на мирное отношение к другим мореплавателям. В 19 в. здесь велась борьба между европейскими державами за обладание колониями. Зап. Самоа принадлежало Германии, остальные территории были поделены между Великобританией и Францией. Крупнейшие владения — Французская Полинезия, до сих пор остается владением Франции, и Новая Зеландия, захваченная англичанами в 1840, теперь независимое государство в составе Содружества наций (в 1907 получила статус доминиона).В конце 19 в. часть островов попали под протекторат США. В 1959 г. США объявили Гавайские острова своим штатом. Во 2-й половине 20 в. некоторые острова добились независимости.

Социальные отношения

Во всей Полинезии было два класса — знать и простолюдины, но на Таити, Тонга и Гавайях был еще средний класс. Были и рабы, обычно военнопленные, правда, только в Новой Зеландии, на некоторых островах Кука и на Мангареве. Власть вождя была наследственной на всех островах, на Самоа — выборной. Разница между знатью и простолюдинами была довольно велика. Наименьшими привилегиями знать обладала на Маркизских островах, наибольшими — на Таити и Гавайских о-вах. Аристократы Полинезии заучивали на память и помнили по 20-30 поколений своих предков. К генеалогиям относились очень трепетно. Правящий класс назывался по туземному «арики, арии, алии» в зависимости от диалекта, средний класс -"рангатира, раатира". Войны среди туземцев были, но полинезийцы никогда не стремились захватить чужую территорию, — им было достаточно обратить врага в бегство. Девушки в Полинезии пользовались добрачной свободой интимных отношений. После вступления в брак эта свобода ограничивалась. При заключении браков существовало много правил и запретов. Самым предосудительным считался брак между вождем и простой женщиной. Вождя в этом случае могли заставить отречься от престола. У знати встречалась и полигиния. Верность в Полинезии ценилась, как и в Европе, но неверность не осуждалась так сильно. Существовали лишь определенные допустимые нормы. Европейцы в прошлом склонны были видеть в поведении туземцев аморальность и распущенность, что отмечали в 18 в. многие книги по географии и заметки путешественников. Как пишет Б.Даниэльссон, судить о полинезийцах по европейским меркам нелепо, так же как осуждать европейцев за несоблюдение их табу. Они, например, ходили нагие, но это следствие не бесстыдства, а теплого климата. К тому же в Европе в 18 в. увлечение эротикой было в большом ходу, а развращенность аристократии достигло апогея. Дети пользовались большей свободой, чем у европейцев, поскольку в Полинезии не было ни транспорта, ни других опасностей, ни дорогой одежды, которую надо беречь, многие запреты отпадали. Дети рано становились самостоятельными. За них никто не боялся, голод им не грозил. Разделение труда в Полинезии было. Мужчины сажали, сеяли, охотились, разводили огонь, стряпали, строили дома и лодки, делали орудия труда, резали скот. Женщины ухаживали за посевами, собирали кокосы, яйца, моллюсков, топливо, готовили пищу, делали тапу, плели корзины и циновки, ухаживали за домашними животными Помимо двух основных классов были и жрецы, среди которых выделялась даже высшая прослойка, — в которой обсуждалось наличие единого бога.

Быт и хозяйство

С небольшими отличиями материальная и духовная культура полинеийцев была одинаковой в разных регионах. Основное зантие — ручное тропическое земледелие, иногда с искусственным орошением. Культуры: таро, ямс, батат, сахарный тростник, кокосовая пальма, хлебное дерево, банан. Две последние культуры ухода вообще не требовали, остальные требовали чуть больших усилий. Поэтому занятость на огородах обременительной не была. Островитяне занимались также скотоводством и рыболовством. Из домашних животных они знали только свинью, собаку и курицу, повсюду, кроме Мангаиа (о-ва Кука), где не было свиней, Маркизских о-вов, где не было собак, и Рапаити, где животных не было совсем. На многих острова было в прошлом распространено людоедство, обусловленное верой в то, что съеденные печень, мозги или вообще мясо врага передадут его силу. Пищу полинезийцы готовили в землянных печах (иму), на раскаленных камнях, заворачивая плоды или мясо в банановые листья (хоно-хоно). Кухня с такой печью располагалась вне жилого помещения. Дом полинезийцев (фаре, харе, вхаре, фале, хале на разных языках) — прямоугольное, иногда закругленное, с двускатной крышей, из жердей, травы и листьев. Иногда строился каменный фундамент или земляное возвышение. Помимо домов строились культовые сооружения, это — святилища (хенау на Гаваях, аху на о. Пасхи, мараэ — на остальных островах). Необходимыми были сараи для лодок (фарау, варау, хорау, фалау, халау, вхарау на разных языках). Из ремесел наиболее важным было строительство лодок. Лодки могли иметь большие размеры, иногда на борту строилось крытое помещение, иногда даже святилища. Крупные лодки могли брать до ста человек в дальние походы. Основной тип лодки — катамаран, или двухкорпусная пирога, или однокорпусная с балансиром. Такое судно обладает большой остойчивостью и маневренностью. Европейцы признавали, что суда полинезийцев иногда превосходят европейские. Скульпторы, резчики и татуировщики пользовались большим уважением. Из орудий труда в Полинезии были известны каменные топоры, костянные орудия, лопаты из раковин, крючки рыболовные из кости или раковин, палки-копалки. Из оружия — копья, палицы, пращи. Типичным оружием является весло-палица. У маори палица (мэрэ) представляла из себя камень на веревке. Полинезийцы не знали колеса и не имели тягловых животных, грузы носили в руах или перевозили на лодках. Одежда островитян — набедренная повязка или юбка из тапы, юбка из пандануса, или передник. Различий мужской и женской одежды практически не было, но тип одежды определял социальный статус — вожди носили плащи и шлемы из птичьих перьев, цветов, раковин. Ожерелья или венки из цветов носили и простолюдины. Распространена татуировка, ее характер также определял статус человека. Одежду не стирали, а выбрасывали, так как тапа воде быстро размокала. Тапа — материал из спрессованного луба деревьев семейства тутовых (шелковица, хлебное дерево, фикус). Кору отмачивали, выколачиали деревянными или каменными колотушками. Использовались также ткани, привозимые европейцами. В настоящее время в ходу европейская одежда. Пища островитян — в основном растительная и рыбная. Мясо ели по праздникам, либо это была пища знати. В пищу шли также и крысы, единственное млекопитающее на островах.

Духовная культура и искусство

В Полинезии были развиты мифы, легенды, сказки, пение и танцы. Письменность, вероятно, была только на о. Пасхи (кохау ронго ронго), на других островах фольклор передавался изустно. Пия сложились из необходимсьменность возникла на некоторых островах после прихода европейцев, на латинской основе (19в.). Из наук сильно развились история и астрономия. Для фольклора очень характерны легенды о морских путешествиях, причем их сюжеты сходились на островах, расположенных далеко друг от друга. Уже сказано о том, что полинезийские аристократы высоко ценили свои генеалогии и направляли своих детей в специальные исторические школы. Астрономия же развилась по причине необходимости совершать морские походы, — кроме звезд, других ориентиров не было. Полинезийцы тщательно изучили фазы Солнца и Луны, пермену ветров по сезонам и признаки перемены погоды. Они имели названия для многих созвездий, звезд и планет. Популярна легенда о Коропанге, таитянском вожде, жившем, как считается, 1000 лет назад. Другая легенда говорит о вожде Ру (на о-вахТубуаи), открывшем о-ва Кука. Верховный вождь Самоа, Малиэтоа ТанумафифилиII, считал себя потомком Ру в 37 колене. О-ва Общества, по преданию, открыл Таноа, с Маркизских о-вов. Полинезийские мифы имеют варианты, общее в них следующее: сперва была пустота Коре, затем тьма Поо, затем появились два прародителя , Земля и Небо (жен. и муж. начала), а затем появляются Атуа (первый рассвет), Ао (первый день), вхаитуа (пространство), маакуу (первая влага). Папа (земля) и Ранги (небо) создали основных богов, Ту, Ронго, Тане и Тангароа и Ра, а Тангароа со своей женой Хиной создали все остальное. В мифах действует культурный герой, Мауи. Он создает острова и осваивает их. Пантеон богов одинаков для всей Полинезии, варьируется только их произношение:

(маори) (таитян.) (мангарев.) (самоа) (гавайск.)
Тангароа Таароа Танароа Таналоа Каналоа
Тане Тане Тане Тане Кане
Ронго Роо Роно Лоно Лоно
Ту Ту Ту Ту Ку
Ра Ра Ра Ла Ла

Общее название бога — Атуа. Есть вера в единого бога, Ио, ипостасями которого являются все остальные, но этоудел высшей касты жрецов («тохунга ахурева»). Тохунга — это жрец, но и художник. Существует вера в духов и дущи умерших, которые покоятся в раю (пуроту, пулоту). Важнейшее понятие полинезийсих верований — мана, то есть магическая сила. Считается, что ей прежде всего обладают вожди или жрецы. С верованиями связаны различные запреты (табу). Полинезийцы верят, что глубокие и дремучие участки леса населяют карликовые существа, типа людей, «понатурэ». Эту веру ученые связывают с воспоминаниями о предшественниках полинезийцев на островах, которые были вытеснены и вымерли. Это народ типа негритосов на Филиппинах, африканских пигмеев. В изобразительном искусстве главное место принадлежит резьбе по дереву и скульптуре. У маори резьба достигла высокого уровня, они украшали лодки, детали домов, вырезали статуи богов и предков, такая статуя стоит в каждой деревне. Основной мотив орнамента — спираль. Каменные статуи моаи создавали на о. Пасхи и на Маркизских о-вах и др.

Отдельные народы

Самоанцы

Самоанцы — коренное население о-вов Самоа. Часть живет в Австралии, Новой Зеландии, на Гавайских о-вах. Общая численность — 335 тыс. чел. Самоназвание — самоа. Язык — самоанский, письменность с 19 в., латиница. В ходу английский. Верующие — протестанты и католики. Первым очагом развития полинезийской культуры считается архипелаг Тонга, с которого были заселены Самоа. Затем протополинезийцы заселили о-а Футуна, токелау, Тувалу и др. В этногенезе самоанцев принимали участие также другие полинезийцы и фиджийцы. Жители Самоа пережили колониальное господство Германии, США, Нов. Зеландии. Хозяйство, материальная и духовная культура подобна общеполинезийской. Занятия — земледелие, животноводство и рыболовство. Славились изготовлением циновок — они служили меновым эквивалентом. В настоящее время существует рыбоконсервная промышленность, на экспорт идут копра, бананы и какао. Дома самоанцев — ульеподобные (круглые), с каркасом. Крыша — из сухих стеблей сахарного тростника, стены — из циновок. Из ремесел распространены плетение, изготовление тапы, резьба по дереву и камню, стоительство лодок полинезийского и меланезийского типов. Социальная организация — большесемейные общины (аинга), возглавляемые советом (фоно).Счет родства — билинейный, брак — патрилокальный. Власть вождя — наследственная и выборная.

Таитяне

Таитяне — коренное население о. Таити и о-вов Общества. Самоназвание — маохи. Численность — 130 тыс. В Н. Каледонии живет 7 тыс. Язык — новотаитянский. Он распространен на Маркизских о-вах, на о-вах Туамоту (Паумоту), Тубуаи, Мангарева, как межнациональный. С 1823 г. введен алфавит на основе латиницы. Верующие — протестанты и католики. О. Таити по популярности можно сравнить лишь с о. Пасхи. Другие относительно крупные о-ва — Муреа, Борабора, Раиатеа. Остальные — атоллы. Таити делится на две части (Таити-Нуи И Таити-Ити), разделенные перешейком (в виде восьмерки). Остров гористый, лесистый. Здесь и расположена столица — Папеетэ. Острова Общества заселены в I тысячел. Во II тыячел. здесь сложилась племенная организация, а в 18 в. завершилась этническая консолидация. Культура и традиции — общеполинезийского типа. Развиты музыка, танцы, фольклор. Музыкальные инструменты — барабан и флейта. В социальной структуре выделяется три слоя: арии (вожди), раатира (землевладельцы) и простой народ. Брак — моногамный, но у вождей встречается полигиния. Отдельную касту составляют жрецы (опунуи).

Маркизцы

Маркизцы (хиванцы) — коренное население Маркизских о-вов. Численность — 13 тыс. чел. Верующие — католики и кальвинисты. Прибыли, вероятно, с запада, в 4-1 вв. С 18 в. установлен контакт с европейцами. Маркизы были опорным пунктом для заселения других о-вов (Мангарева, Туамоту, Тубуаи). Точно определить родину пришельцев невозможно, заселение также шло не сразу, а несколькими волнами. Маркизы были первыми на пути европейских первооткрывателей (16 в.). Раскопки древнейших поселений на Маркизах (деревни в заливе Хаатуатуа на о. Нуку-Хива и в долине Хане на о. Уа-Хука) показали, что люди были людоеды и охотники за черепами. Вероятно, что это черепа предков, а не убитых врагов. Люди были явно полинезийского типа. Дома сперва строились тростниковые, на полу плетеные рогожи. Позже культура сменилась, дома приобрели каменный фундамент. В культуре островов выделен «классический период» −1400 — 1790 гг. В это время выросла техника земледелия, произошел демографический взрыв. Строились мегалитические святилища, изготовлялись статуи из туфа, была развита резьба по дереву. Дома вождей имели до 30 м длины, были украшены резьбой. Орудий земледелия не найдено, но найдено много топоров, подобных самоанским и фиджийским, и рыболовных крючков на тунца. Пища островитян — рыба и моллюски. Развдили и, видимо, ели собак, свиней, кур, вероятно, крыс. Социальная организация — племена, возглавляемые вождями (хакаики нуи). При вождях были советы (хакатоотина) и военачальники (тоа), жрецы (тауа) и наследственные ремесленники (тухунга). Сущесвовали тайные союзы и тайные языки. Развиты были культы предков, вождей, черепов, почитание черепахи, смоковницы.

Мангареванцы

Мангареванцы, самоназвание — мангарева, — коренное население о. Мангарева и соседних мелких островов (о-ва Гамбье) в составе архипелага Туамоту. Язык — мангареванский (мангаревский, мангарева). Письменность на основе латиницы введена в 19 в. Переселились с других островов группы Туамоту, куда прибыли в 13в. с Маркизских о-вов (о. Руапоу). Земледелие и рыболовство — главные отрасли хозяйства. Выращиваютхлебное дерево, кокосовую пальму, таро, ямс, батат, сахарный тростник, шелковицу. В рыбной ловле использовали леску, крючки из раковин, кокосовой скорлупы, из дерева (на акул), сети, плетеные ловушки, били рыбу копьем. Ночью охотились с факелом. Ловили крабов, осьминогов, моллюсков, собирали жемчуг. До 19 в. разводили свиней. Из ремесел развиты плотницкое (строительство домов и лодок), изготовление оружия, деревянной скульптуры, тапы, плетение (корзины, сумки, веера, ловушки). Орудия труда: сажальный кол, каменные топора, скребки из раковин. Использовали весельные лодки и плоты. Традиционная пища — ферментированные, растерые и запеченные плоды хлебного дерева (попои), мяготь кокоса (роро), пасты из листьев кордилины, тушеные клубни таро, ямса. Рыбу др. морские продукты пекут или сушат. Мясная пища — по праздникам. В прошлом ели и человечину. В отличие от других полинезийцев никогда не ели крыс и жмых кокосового ореха. Поселение — кучевое, вместе с огородами обнесено каменной стеной. Дом — спальная хижина, кухня — отдельная. Крыши — из листьев пандануса. У храмов строился каменный фундамент. Общинные дома имели открытый передний фасад. Опорные столбы и концы стропил украшались резьбой, фигурами богов. Тип одежды — общеполинезийский, был дополнен у женщин куском тапы, перекинутым через плечо. Воины носили юбки из бананого листа, тюрбаны из тапы и венки из перьев. Оружие — палица, копье, лук, стрелы, праща. Наконечники — из рыбьей кости. Музыкальные инструменты — барабан (из акульей кожи), гонг, бамбуковая флейта, свистулька. Поселение состояло из нескольких семейных общин. Брак — патилокальный, родство — билатеральное. Сословия: общинники (уруману), зажиточный средний слой (пакаора), воины (аретоа), вожди (арики). Выделялись наследственные артисты (тогоити), жрецы (таура), прорицатели (акарата), особым почетом пользовались плотники (таура ракау). Пантеон богов — общеполинезийский, Традиционный уклад в настоящее время полностью утрачен.

Тонганцы

Тонганцы, самоназвание — тонга, — коренной народ островов Тонга. Численность — 120 тыс. чел. На Тонга живут 105 тыс., другие живут в Австралии, Н. Зеландии, Канаде. Язык — тонганский, распространен также английский. Письменность — на основе латиницы. Верующие — католики, англикане, методисты, мормоны. Первопоселенцы — носители культуры лапитоидной керамики, их относят к 13-12 вв. до н. э. Тонга считается одним из древнейших центров полинезийской культуры. В 10-11 вв. здесь формируется племенной строй во главе с вождями, а в 18 — первые государственные образования. В обществе тонганце выделялось три слоя: аристократия (хоуэики), мастера и ораторы (туфунга, матапуле), состоявшие при вождях, и общинники (туа). К аристократии относились светские вожди (хоу), но среди вождей выделялись еще высшие, или священные вожди. Такие же вожди были и на Самоа. Старейшая династия таких вождей на Тонга — Туи Тонга, позже (в 1500 г.) ее сменяет другая — Туи Хаа Така-лауа, а век спустя еще одна — Туи Конокуполу. Первый король, принявший христианство — Георг Таафаахау Тупоу. В 1900 г. Тонга попадает под протекторат Великобритании, а с 1970 является независимым королевством в составе Британского содружества. Традиционная культура (одежда, пища, жилище, ремесла, брак, система родства и др.) соответствует общеполинезийской. В настоящее время имеется лесопильная и обрабатывающая промышленность.

Гавайцы

Гавайцы, самоназвание — хаваии, — коренное население Гавайских о-вов. Численность — 180 тыс. Сейчас чистокровных гавайцев — менее 1 тыс. Остальные — метисы. На Гавайях проживат большое число азиатов (прежде сего японцев), американцев, европейцев. Языки — гавайский, английский, пиджин-инглиш и гавайский вариант английского. Есть письменность. Верующие — католики и протестанты. Ко времени открытия Гавайских о-вов население их составляло ок. 300 тыс. Туземцы жили большесемейными общинами (охана), делились на 2 слоя — алии (вожди) и макааинана (общинники).Национальная культура близка восточнополинезийской. Колонизация привела к разрушению местной культуры и обезземеливанию жителей. Сейчас они в основном заняты в сфере обслуживания или занимаются неквалифицированным трудом. Усиливается движение за сохранение и возрождение самобытной культуры. У гавайцев очень характерные песни (меле) и танцы (хула, хула-хуп), эти слова уже давно вошли в другие языки мира.

Тувалу

Тувалу (Эллисцы, тувалуанцы), самоназвание — тувалу, — кореное насление о-вов Тувалу. Численность — 7000 чел. на Тувалу и 3000 чел. на о-вах Лайн, Кирибати, Науру и Фиджи. Язык — тувалу (тувалуанский). Диалекты — северный (о. Нанумеа), близок тонганскому, южный (о. Ваитупу). Население о. Нуи говорит на яз. кирибати. Есть письменность. Верующие — протестанты-конгрегационалисты. В 15-16 вв. тувалуанцы мигрировали с Самоа. «Короля» избирал совет аристократов. Общество состояло из «больших семей» (каинга). Каждая каинга имела общинный дом. Сейчас большое значение приобретает малая семья. На о-вах Тувалу развиты культы предков, почитание черепов. Имеются храмы (самые главные сосредоточены на о. Ниутао), каменные идолы. Легенды в основном — о дальних морских походах.

Токелау

Токелау, токелауанцы — коренные жители о-вов Токелау. 2000 чел. живет на Токелау, 2000 — в Н. Зеландии. Христиане. Острова принадлежат Н. Зеландии. Заселены в 18 в. группой самоанцев. Культура близка самоанской. Старейшина — матаи.

Рапануйцы

Рапануйцы (пасхальцы) — коренные жители о. Пасхи (Рапануи по-местному). Язык — пасхальский (рапануйский). Из 2000 жителей острова — 40 % местные, остальные — чилийцы. Верующие — католики. Остров Пасхи расположен обособленно от всей Полинезии, вулканического происхождения, площадь — 165,5 кв.км. По форме это — треугольник, по углам которого находятся вулканы Рано-Арои (539м), Катити (377м), Рано-Као (324м). Между ними — холмистая равнина, сложенная базальтом и туфом. Берега скалистые, труднодоступные. Климат — субтропический, среднемесячная температура — 18 −23 гр. Осадков — 1300мм в год. Растительность — травы, немного эвкалиптов и бананов. Остров открыт 5 апреля 1722 г. Якобом Роггевеном (в день Пасхи, откуда и название). Англичане называли его Eastern Island. В 1862 г. перуанские работорговцы истребили часть населения (оно составляло 3-4 тыс.). В 1888 г. остров был присоединен к Чили. Остатки уничтоженной культуры изучали англичане (1914—1915), франко-бельгийские (1934—1935) и норвежско-американские (1955-56) экспедиции. В последней участвовал Тур Хейердал, предположивший, что остров был заселен сперва перуанскими индейцами, а волна полинезийских переселенцев их уничтожила. Но многие исследователи подчеркивали полное сходство рапануйской культуры с общеполинезийской, хотя отдельные контакты между индейцами и рапануйцами не отрицают. Занятия пасхальцев сходны с общеполинезийскими: земледелие, рыболовство, скотоводство. Культуры: бананы, батат, сахарный тростник. В настоящее время добавилось изготовление сувениров. Несмотря на мизерные размеры, о. Пасхи имеет мировую известность благодаря своим загадкам. У местных жителей была иероглифическая письменность (кохау ронго-ронго), происхождение которой неизвестно. Это письмо имеет сходство со многими иероглифическими письменами: древнекитайским, египетским, критским, протоиндийским. Подобное письмо в Индии исчезло уже очень давно, а на о. Пасхи сохранялось. Это уникальный для Полинезии случай. Много внимания привлекали статуи (моаи). Скульптура у пасхальцев была мелкая, деревянная, и крупная, каменная. Каменные (моаи) ставились на постамент (аху), и дополнялись шапкой (пукао). Их вырубали из туфа с вулкана Рано-Рараку (расположен рядом с Катити). Остается тайной, как они водружались на постамент и передвигались по острову. Есть предположение, что при помощи деревянных рычагов и веревок, этим можно объяснить отсутствие деревьев на острове, вырубленных на изготовление рычагов. Сейчас на острове сохраняется ок. 700 моаи. Деревянная скульптура изображала фигуры длинноухих людей (моаи кавакава), женщин (моаи паапа), человека-птицу (тангата-ману), человека-тюленя (тангата-ику) и т. д. Загадку представляют из себя и первопоселенцы острова. Хоту Матуа — предок пасхальцев, согласно легенде прибыл с Хивы. Это слово входит в ряд названий Маркизких о-вов, поэтому предполагают, что он прибыл оттуда. Но в пасхальском слово «хива» означает «большую землю» вообще, поэтому логично предположить, что он прибыл из другого места, например, Н. Зеландии. Известно, что на о. Пасхи было две расы, или касты, но были ли это два разных народа, или лишь две разных касты, сказать невозможно. Их названия — ханау-момоко и ханау-ээпе были истолкованы как «короткоухие» и «длинноухие», но точнее это переводится как «тонкие» и «толстые». Ханау — раса, род по-пасхальски, момоко — тонкий, ээпе — толстый. Ээпе было спутано со словом эпе (ухо). Но обычай удлиннять уши у них действительно был, отсюда их второе название — эпе-роароа (длинноухий). Известно, что они воевали, но была ли эта обычная война, или восстание угнетенных, также остается тайной. В искусстве Полинезии и о. Пасхи в частности заметны меланезийские черты, есть сходство с искусством даже эскимосов и айнов. Видимо, в прошом между этими областями существовали связи.

Использованная литература.

  • Энциклопедия «Народы и религии мира», М. — 1998.
  • БСЭ, том 19, М. — 1975.
  • А. Кондрашов. Справочник необходимых знаний, М. — 2001.
  • Справочник «Страны мира», М. — 1989.
  • Ф. П. Кренделев, А. В. Кондратов. Безмолвные стражи тайн. Изд. «Наука», Новосибирск, 1980.
  • М. Стингл. Таинственная Полинезия.
  • Мифы, предания и сказки Западной Полинезии. М. — 1986.
  • Б. Даниэльссон. Полинезия — земля в океане. М. — 1970.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home