Потешные войска

Потешные войска

Потешные войска — возникли из так называемого Петрова полка, который сформирован был царем Алексеем Михайловичем, из «малых робяток», для забав царевича Петра. Современники не оставили никаких заметок о первоначальном устройстве «потешных»; известно только, что число их сначала не превышавшее 50, быстро увеличивалось, так что, по недостатку помещения, часть их была переведена в село Семеновское.

  • С весны 1683 г. 11-летний Петр — не по летам физически развитый — перенес воинские занятия в поле, и с этого времени прежняя игра в солдатики перешла в настоящее военно-практическое обучение. В конце этого года в число «потешных» стали записываться и взрослые. Первым 30 ноября 1683 года в потешные записался придворный конюх С. Бухвостов. Он считается первым солдатом.
  • В 1684 в подмосковном селе Преображенском возведен был потешный городок «Пресбург», над устройством которого трудился и сам Петр; затем потешные войска штурмовали эту крепость и маневрировали на две стороны.
  • В 1691 потешные войска войска получили правильную организацию и разделились на два полка, Преображенский и Семёновский, обмундированные по западно-европейскому образцу.

Разнообразные военно-учебные упражнения, под руководством иностранцев, заключились кожуховским походом. Уже в эти годы начинает складываться система взглядов Петра I на вопросы военного образования. «Потешные» потребовались Петру не как забава. Великий историк Назаров А.М, автор книги о «потешных», писал, что здесь особая цель — подготовка будущих воинов и военачальников, для которых «служба не была бы тяжким постным бременем», а напротив - «гранильной мастерской, в которой они стали бы кристаллом изумительного блеска». Учитывая собственный опыт, Петр со своими сподвижниками разработал первую в истории России программу военно-профессиональной ориентации юношей.

Программа военно-профессиональной ориентации юношей включала:

1) развитие физической силы и ловкости детей 9-12 лет путем игр на воздухе и гимнастических упражнений; военному строю не придавалось особого значения;

2) развитие в детях смелости и предприимчивости путем ввода в игры некоторой доли опасности и риска. Для этого использовались лазанье по обрывам, оврагам, переходы по зыбким мостам, бревнам, игры в разбойников. Во время этой игры «потешные» незаметно для себя постигнут сторожевую службу, разведку, опытом дойдут до сознания что «больше побеждает разум и искусство, нежели множество»;

3) обучение владеть оружием, не только ружейным приемам, но и умению стрелять и колоть. Царь Петр с 12 лет уже стрелял из пушки;

4) ознакомление «потешных» с военной техникой и приучение пользоваться ею;

5) выработка дисциплины, чувства чести и духа товарищества;

6) познание отечества и уяснение его исторических задач путем ознакомления «потешных» с наиболее яркими и наиболее мрачными страницами нашей истории:, а также с силами и стремлениями наиболее опасных соседей;

7) развитие любви к государю и отечеству;

8) привитие «потешным» любви к армии.

Преображенцы и семёновцы будут основой будущей регулярной армии России. В свой первый поход к турецкой крепости Азов они уйдут рано утром 30 апреля 1695. В дальнейшем, участие в Северной войне, дало обоим полкам случай выказать боевую подготовку и померяться с образцовыми войсками Карла XII.

Литература


При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home