Дортмунд

Герб Карта
Девиз: Das Herz Westfalens, stark in Europa
(Сердце Вестфалии, сила Европы)
Основные факты
Страна: Германия
Федеральная земля: Северный Рейн — Вестфалия
Площадь: 280,3 км²
Высота над уровнем моря: 50—254 м
Географическое
положение
:
51°31′ с. ш. 7°28′ в. д. (G)
Население: 587 830 (июль 2005)
Плотность населения: 2068 жителей на км² (31 сентября 2005)
Почтовые индексы: 44001—44388 (ранее: 4000)
Телефонный код: +49 (0)231 (Дортмунд)

+49 (0) 2304 (Шверте)

Автомобильный код: DO
Идентификационный код: 05 9 13 000
UN/LOCODE: DE DTM
Адрес: Friedensplatz 1
44122 Dortmund
Официальная
веб-страница
:
dortmund.de
Электронная почта: redaktion@dortmund.de
Политика
Бургомистр: Герхард Лангемайер (СДПГ)
Города Германии

До́ртмунд (нем. Dortmund) — город земельного подчинения на западе Германии, в федеральной земле Северный Рейн — Вестфалия. Население 587,8 тыс. человек (2005).

Содержание

География

Положение

Дортмунд расположен на западе Германии в Рурской области.

Южнее города находяться отроги гор Ардайского массива, на севере Дортмунд граничит с областью Мюнстерланд. На востоке находится Зоэстская равнина, на западеРурский бассейн. Дортмунд лежит в верхнем течении Эмшера и среднем течении Рура, в который южнее города впадает Ленне. На севере протекает Липпе. Канал Дортмунд — Эмс соединяет Дортмунд с сетью каналов речного транспорта.

Самой высокой точкой Дортунда является расположенная в районе Зибург гора Клузенберг (нем. Klusenberg) (254 м), самой низкой — находящееся на высоте 50 м место пересечения рекой Эмшер границы города.

Центром города и точкой отсчета всех расстояний является церковь св. Райнольда, точнее основание ее западной башни, расположенное на высоте 85,42 м на 51°30'58" северной широты и 7°28'6" восточной долготы

Соседние города

На северо-западе Дортмунд граничит входящими в округ Реклингхаузен городами Кастроп-Рауксель и Вальтроп. Восточные соседи — Люнен, Камен, Унна входят в округ Унна. За короткой границей с Хагеном на юге следует округ Эннепе-Рур (Хердеке, Виттен). Вдоль западной границы города простирается Бохум.

Административная структура

Дортмунд состоит из состоит из 12 округов (Stadtbezirk): трех центральных и кольца из девяти остальных.

  • Инненштадт-Вест
  • Инненштадт-Норд
  • Инненштадт-Ост
  • Эвинг
  • Шарнхорст
  • Бракель
  • Аплербек
  • Хёрде
  • Хомбрух
  • Лютгендортмунд
  • Хукарде
  • Менгеде

История

Первые поселения на территории современного Дортмунда относяться еще к бронзовому веку. Первое упоминание города под именем Throtmanni относится к 880885 г. В 990 г. Дортмунду было пожаловано право торговли. На протяжении IX—XI веков представлял собой небольшую деревню. В 1152 г. Фридрих Барбаросса обосновался здесь и перестроил город после пожара. Дортмунд вошел в Ганзейскую лигу, получил статус имперского города, в 1293 г. получил разрешение на производство пива. После 1320 г. в документах название города становится близким к нынешнему — Дорпмунде (Dorpmunde).
Тридцатилетняя война тяжело сказалась на городе. В 1793 г. население Дортмунда составляло всего 4.500 человек. До 1803 г. он числился свободным имперским городом округа Нижний Рейн — Вестфалия, затем стал эксклавом княжества Ораниен-Нассау. В 1806 г. Дортмунд, как часть француского великого герцогства Бергского вошел в состав префектуры Рурдепартамент. После победы над Наполеоном город перешел к прусской провинции Вестфалия. Здесь Дортмунд стал центром округа в составе региона Арнсберг, откуда был исключен в 1875 г., так как стал городом земельного подчинения.
С середины XIX века благодаря угледобыче и сталеплавильной индустрии начался новый период расцвета Дортмунда и превращение его в индустриальный город. После открытия в 1847 г. Кельнско-Минденской железной дороги Дортмунд стал одним из крупнейших железнодорожных узлов Рурского региона. Следующим важным толчком экономического разитя города стало открытие в 1899 г. судоходного канала Дормунд — Эмс и городского порта.
В 1905 г. вхождением в состав Дортмунда общины Кёрне начался период интенсивного поглощения окружающих сел и деревень, достигший своего пика в 1928 г., когда был поглощен г. Хёрде, получивший статус города еще в 1340 г.
Во время Второй мировой войны город (в том числе и его историческая часть) был практически полностью разрушен. 98% центра города лежали в руинах и источники того времени считали, что его восстановление не имеет смысла. Однако высокий спрос на уголь и сталь во всем мире привел к неожиданно быстрому восстановлению города. Уже к июню 1945 г. были восстановлены все угольные шахты, а 31 декабря 1945 г. была восстановлена первая доменная печь. В 1950 году Дортмунд уже насчитывал 500 000 человек.

Население

Численность

В XIV веке, во времена членства Дортмунда в Ганзейском союзе, он был, наряду с близлежащими Кёльном и Зоэстом, одним из крупнейших городов на территории современной Германии. Некоторые источники считают, что население города в тот период превышало 15 000 человек, однако большинство историков ограничивают его 6—10 тысячами.

На протяжении средних веков в результате войн и эпидемий численность населения снизилась до 4000, однако благодаря индустриализации выросла к 1895 г. до 110 000.

После поглощения г. Хёрде и многих окружающих сел в 1929 г. в Дортмунде проживало 536 000 человек. Вторая мировая война оставила город практически полностью разрушенным и потерявшим около половины своего населения. К моменту ее окончания здесь проживало лишь 340 000 человек.

После окончания войны множество людей, бежавших в сельские регионы, вернулись в Дортмунд. Население резко выросло. В 1965 г. было зарегистрировано максимальное значение в 657 804 человек. Однако закрытие массовые закрытия шахт и всемирный стальной кризис 1975 г. остановили дальнейший рост числа жителей. Вплоть до последних лет население города постоянно снижалось.

Год Население
1300 15 000
1380 8 000
1480 7 500
1600 4 000
1700 3 000
1793 4 500
1825 5 794
1 декабря 1834 ¹ 6 860
3 декабря 1849 ¹ 10 515
3 декабря 1858 ¹ 22 099
3 декабря 1861 ¹ 23 300
3 декабря 1864 ¹ 27 400
3 декабря 1867 ¹ 33 500
1 декабря 1871 ¹ 44 420
Год Население
1 декабря 1880 ¹ 66 544
1 декабря 1885 ¹ 78 435
1 декабря 1890 ¹ 89 663
2 декабря 1895 ¹ 111 232
1 декабря 1900 ¹ 142 733
1 декабря 1905 ¹ 175 577
1 декабря 1910 ¹ 214 226
1 декабря 1916 ¹ 268 077
5 декабря 1917 ¹ 250 536
8 октября 1919 ¹ 295 026
16 июня 1925 ¹ 321 743
16 июня 1933 ¹ 540 875
17 мая 1939 ¹ 542 261
31 декабря 1945 433 156
Год Население
29 октября 1946 ¹ 436 491
13 сентября 1950 ¹ 507 349
25 сентября 1956 ¹ 607 885
6 июня 1961 ¹ 641 480
31 декабря 1965 657 804
27 мая 1970 ¹ 639 634
31 декабря 1975 630 609
31 декабря 1980 608 297
31 декабря 1985 572 094
25 мая 1987 ¹ 584 089
31 декабря 1990 599 055
31 декабря 1995 598 840
31 декабря 2000 588 994
31 июля 2005 584 939

¹ Результаты переписи

Демография

В Дортмунде проживает больше женщин, чем мужчин. Доля мужского населения составляет 48,4%, доля женского — соответственно, 51,6%.

Иностранцы составляют 12,7% населения города, однако расселены они неравномерно. В то время как в районах Бракель и Аплербек проживает лишь около 5% иностранцев, в Инненштадт-Норд — 41,5%. Крупнейшей диаспорой являются турки, затем идут югославы и поляки

Религия

34,6% жителей Дортмунда относятся к евангелической церкви (протестантизм), 29,6% — католики и 0,7% — иудеи. Отдельной статисттики о численности мусульман нет, однако основываясь на данных о стране происхождения, исследователи оценивают ее в 6—8%. 34,8% населения не принадлежат ни к одной из этих конфессий.

Экономика

Транспорт

Транспорт дальнего следования

Дортмунд является одним из самых крупных транспортных узлов Вестфалии. Хорошо развитая автотранспортная сеть благодаря шести проходящим через город автобанам (A 1, A 2, A 40, A 42, A 44, A 45) и пяти скоростным трассам (B 1, B 54, B 234, B 235, B 236) соединена с всегерманской сетью магистральных дорог.

Дортмундский вокзал, обслуживающий ежегодно 41 млн. человек — четвертый по величине железнодорожный узел Германии. Наряду с пригородными поездами и местными экспрессами, он обслуживает также скоростные (InterCity/IC, EuroCity/EC) и сверхскоростные (InterCityExpress/ICE) маршруты дальнего следования. Еще одной важной точкой является расположенное на востоке железнодорожное депо «Дортмунд». В городе также имеются 23 станции пригородных поездов и 25 станций S-Bahn. В грузовых железнодорожных перевозках после закрытия обеих сортировочных станций дортмундский железнодорожный узел больше не играет значительной роли. Дортмундский вокзал должен быть в ближайшие годы кардинально модернизирован (проект «3do») и преобразован в современный торгово-развлекательный центр. Строительство должно начаться после Чемпионата мира по футболу 2006.

Дортмундский аэропорт, находящийся в восточном районе Викеде, за последние годы развился от регионального до третьего по величине международного аэропорта Северного Рейна — Вестфалии. Основу его деятельности составляют бизнес- и туристические перевозки. Различные авиакомпании обслуживают как внутригерманиские рейсы, так и полеты в Великобританию, Венгрию, Испанию, Италию, Польшу, Тунис, Францию и Швейцарию.

В речном транспорте, благодаря каналу Дортмунд — Эмс, городской порт, связанный с Рейном и Северным морем, является одном из крупнейших речных портов в Европе. В всязи со структурными переменами в последнее время его значение снизилось. В настоящее время планируется строительство отдельной гавани для яхт, что должно повысить его привлекательность как места отдыха.

Городской и пригородный транспорт

Железнодорожный пригородный транспорт обеспечивается в Дортмунде четырьмя линиями S-Bahn S 1, S 2, S 4 и S 5, а также многочисленными региональными эксперессами. Внутригородской транспорт, включающий в себя 6 линий метро, 2 трамвайных маршрута и 56 линий автобусов, ежегодно перевозит 125 млн. пассажиров. К 2008 г. планируется заменить два последних трамвайных маршрута на линии метрополитена. Отдельной достопримечательностью являются красные двухэтажные омнибусы, курсирующие межу автовокзалами Дортмунда и Бергкамена.

Между двумя территориями университета, районом Айхлингхофен и технологическим центром пролегает полностью автоматизированная подвесная железная дорога (H-Bahn).
В городе также сущетсвует разветвленная сеть велосипедных дорожек, позволяющая велосипедистам двигаться независимо от автомобильного транспорта.

Культура

Достопримечательности

  • Старый рынок
  • Церковь Рейнольди
  • Церковь св. Эвальда
  • Старая ратуша
  • Церковь св. Петра
  • Пасторская церковь (Propsteikirche)
  • Церковь св. Марии
  • Индустриальные музеи (Zeche Zollern, Koksorei)

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home