Взлётно-посадочная полоса

Взлётно-посадочная полоса (ВПП) — часть аэродрома, входящая в качестве рабочей площади в состав летной полосы. ВПП представляет собой специально подготовленную и оборудованную полосу земной поверхности с искуственным (ИВПП) или грунтовым (ГВПП) покрытием, предназначенную для обеспечения взлета и посадки летательных аппаратов (ЛА). Свищёв Г. П. Авиация. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. С. 135. ISBN 5-85270-086-X

Содержание

Обозначение и размеры

Взлётно-посадочные полосы нумеруются согласно магнитному курсу, на котором они расположены. Значение курса округляют до десятков и делят на 10. Например, в новосибирском аэропорту Толмачёво ВПП расположена на курсе 72°. Соответственно, её обозначение — ВПП 07. Следует отметить, что любая полоса «направлена» одновременно в две стороны, разница между которыми равна 180°. Следовательно, противоположный курс — 252°. Таким образом, полоса в Толмачёво будет иметь обозначение ВПП 07/25.

В более крупных аэропортах строят 2 или более ВПП. Часто они располагаются параллельно — то есть на одном и том же курсе. В таких случаях к числовому обозначению добавляют буквенное — Л (левая), Ц (центральная) и П (правая). К примеру, в чикагском аэропорту Мидуэй сразу три полосы расположены на одном курсе — 133°/313°. Соответственно, они имеют такие обозначения: ВПП 13/31Л, ВПП 13/31Ц и ВПП 13/31П. Однако в парижском аэропорту имени Де Голля все 4 ВПП имеют одинаковый курс, и во избежание путаницы обозначены как 8л/8п/9л/9п.

В эфире радиообмена между пилотами и диспетчерами полосы называют, например, «ВПП ноль два» или «ВПП один три центр».

Размеры взлётно-посадочных полос могут варьироваться от совсем маленьких — 300 м в длину и 10 м в ширину, до огромных — 5 км в длину и 80 метров в ширину. Самые маленькие используют для малой, спортивной авиации. Самые крупные полосы строят в больших международных аэропортах.

Освещение ВПП

Основная задача светового оборудования взлётно-посадочной полосы — обеспечить безопасную посадку/взлет самолета в ночное время либо в плохую видимость.

Освещение ВПП (ОВИ — огни высокой интенсивности) представляет из себя световую полосу чаще всего белого цвета — стробы — длиной 500—700 метров. При заходе на посадку пилот пользуется стробами для визуального контроля положения смолета относительно курса ВПП. Торец полосы обозначен практически сплошной линией зеленых огней, расположенной перпендикулярно полосе стробов. Осевая линия самой полосы также обозначена белыми огнями. Кромки ВПП — жёлтыми.

Разметка ВПП

Разметка необходима прежде всего для наиболее точной и, следовательно, безопасной посадки самолета на полосу. Разметка ВПП весьма отлична от той, что мы привыкли видеть на автодорогах.

Слева-направо:

  • Концевая полоса безопасности, КПБ (жёлтые шевроны). Предназначена для защиты поверхности земли от обдувания мощными струями выхлопов реактивных двигателей (чтобы не разрушать поверхность, не поднимать пыль и т. д.), а также для случаев выкатывания за ВПП. Летательным аппаратам запрещено находиться на КПБ, потому что её поверхность не рассчитана на их вес.
  • Смещённый торец (либо смещённые порог, белые стрелки) — зона ВПП, где разрешено руление, разбег и выбег летательных аппаратов, но не посадка.
  • Торец (либо порог, белые полосы в виде «зебры») — начало ВПП, обозначает начало места, где можно приземляться. Порог сделан таким для того, чтобы быть заметным издалека.
  • Маркированный номер и, если необходимо, буква (Л/L — левая, П/R — правая)
  • Зона посадки (двойные параллельные прямоугольники).
  • Зоны прицеливания или отметки фиксированного расстояния (большие прямоугольники). При идеальной посадке пилот глазами «удерживает» зону прицеливания, и касание происходит непосредственно в зоне посадки.

Необходимым атрибутом разметки являются также осевая и иногда краевые линии.

Активная полоса

Активная полоса — это взлётно-посадочная полоса, используемая для взлетов и/или посадок воздушных судов в данный момент времени.

Основной фактор выбора ВПП для посадки или взлета — это направление ветра. Законы аэродинамики гласят, что самолет не в состоянии производить посадку или взлет с ощутимым попутным ветром. Идеальные условия (кроме абсолютного штиля, разумеется) — это взлет/посадка против ветра. Но ветер не всегда дует точно в противоположном направлении относительно движения самолета. Поэтому при совершении процедур взлета и посадки выбирается курс, наиболее отличный от направления ветра. Грубо говоря, чем ближе к «против ветру», тем лучше.

В аэропортах с одной или несколькими параллельными ВПП пилотам зачастую приходится сажать самолеты с боковым ветром вплоть до 90°. Но в крупных аэропортах полосы часто располагают под углом друг к другу. К примеру, в аэропорту Сан Франциско пара параллельных между собой взлётно-посадочных полос расположена перпендикулярно другой паре. А в крупнейшем аэропорту Чикаго — О’Хэйр — 6 ВПП в трех разных направлениях. Такая конфигурация полос зачастую облегчает жизнь пилотам и диспетчерам. Но и тут есть свои недостатки — сам факт пересечения полос уже несет в себе определенную опасность.

В аэропортах с двумя или более полосами часто применяют практику использования одной полосы для взлёта, другой — для посадки. Так, в московском Шереметьево ВПП 07П/25Л используют в основном только для взлета, а 07Л/25П — для посадки.

Сообщить экипажу самолёта номер активной (рабочей) полосы (а также скорость и направление ветра у поверхности земли) — обязанность диспетчера.

Самые длинные ВПП в мире

1. Полоса 17/35 на поверхности сухого озера Роджерс (Авиабаза Эдвардс) (12100 м)

2. Полоса в аэропорту города Камдо, КНР — 5500 м.

3. Полоса на аэродроме Раменское, Россия — 5402 м.

4. Полоса в аэропорту Шигатсе, КНР — 5000 м.

5. Полоса на аэродроме Эмбраер, Бразилия — 5967 м.

6. Полоса в аэропорту города Юпингтон, ЮАР — 4900 м.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home