Буддизм Чистой Земли

Буддизм Чистой Земли (кит. 净土宗 цзинтуцзун; яп. 浄土宗, дзёдо-сю; вьетн. Tịnh Độ Tông), также Амидаизм — школа буддизма Махаяны и в настоящее время самая распространённая ветвь дальневосточного буддизма. Эта школа в первую очередь обращает внимание на "веру" и соответствующий ритуал, и популярна также среди широких народных масс. Конкурирующая школа чань (дзен) практикуется существенно меньше.

Содержание

Обзор учения

(В соответствии с E.A. Торчинов Введение в буддологию):

Появлению Школы Чистой Земли предшествовало Общество Белого Лотоса (кит. 白蓮社, Бай лянь шэ, яп. , бякурэнся), созданное в 402 Хуэй-юанем для почитания будды Амитабхи и совместного обретения рождения в Западной Чистой Земле - его «раю» . После смерти Хуэй-юаня деятельность общества прекратилась.

В VVI веках монах Тань-луань стал активным проповедником культа будды Амитабхи, однако деятельность Тань-луаня вскоре после его смерти была забыта. Много позднее в Японии его сочинения были вновь открыты, и Тань-луаня провозгласили первым патриархом школы.

В 641 монах Шань-дао (613-681) встретился с наставником Дао-чо, который впервые проповедовал ему сутры, посвященные почитанию Будды Амитабхи. Шань-дао основал собственную школу в монастыре Гуанминсы столицы Чаньань (Сиань ).

Постепенно школа Цзинту становилась всё более популярной. Её философия складывалась на базе школы Тяньтай. Школа Цзинту не была исключительно монашеской, она активно привлекала к религиозной деятельности мирян.

В основе учения школы Чистой Земли лежит общемахаянский культ Будды Амитабхи, оформившийся в Китае в особую школу, проповедующую этот культ как единственно возможное в нашу эпоху средство спасения.

От прочих буддийских школ школа Чистой Земли отличается тем, что освобождение от сансары в ней достигалось не собственными силами, а благодаря спасительной силе другого — будды Амитабхи, ее поэтому и называли «школой сил другого», в отличие от прочих школ — школ «собственных сил». Необходимость опоры на силы будды Амитабхи объяснялась последователями этой школы исходя из принципа угасания способностей существ в эпоху «конца Учения»; согласно доктрине этой школы (и некоторых других направлений буддизма в Китае), вся история буддизма держится на периоды «истинного Учения» (первые 500 лет после нирваны Будды), «Учения, лишь подобного истинному» (последующие 500 или 1000 лет) и «конца Учения» (следующие 1000 лет). В последний из этих периодов люди уже не способны понимать сложности буддийской философии и заниматься изощренной техникой йоги. Единственный путь — возложить все свои надежды на спасительную силу сострадания Амитабхи. Так же обосновывал исключительную важность повторения мантры «Сутры Лотоса» и один из главных противников школы Чистой Земли — японский монах XIII века Нитирэн.

Главной формой религиозной практики школы Цзинту было постоянное повторение мантры «Наму Амито-фо» (в японской традиции — «Наму амида буцу» (яп. 南無阿弥陀仏), «Поклонение Будде Амитабхе»), что называлось «памятованием о Будде» (кит. 念佛, нянь фо, яп. 念仏, нэнбуцу) и считалось при наличии полной веры главным способом обретения рождения в Чистой Земле.

В монашеской практике Китая и школы Дзёдо в Японии «памятование о Будде» дополнялось шестнадцатью видами созерцания Чистой Земли для обретения рождения в ней согласно «Сутре созерцания Амитаюса (Амитабхи)». Вообще, школа Цзинту не была чисто монашеской: простота вероучения и практики, созвучие представлениям народного буддизма делали ее массовым направлением не только монашеского, но и мирского буддизма.

В Японию школа Цзинту (Дзёдо-сю) проникла из Китая в конце XII века. В начале XIII века из нее выделилось собственно японское направление — Дзёдосин-сю («Истинная вера Чистой Земли»), основанное Синраном (1173-1262). Эта школа первоначально с неодобрением воспринималась властями и даже стимулировала в XV веке серию крестьянских восстаний. Синран еще больше усилил роль веры в Амитабху как личного спасителя каждого человека и подчеркнул особую значимость 18-го обета Амитабхи, то есть его клятвы спасти все без исключения живые существа. Отсюда более мирской характер направления Синрана по сравнению с китайской «ортодоксией»: в ней даже монахи могли иметь семью, есть мясо и т. д. — все это неважно по сравнению с верой в Будду Амитабху и его спасительные обеты. Со временем школа Дзёдосин-сю наряду со своим давним противником — школой Нитирэн-сю — стала ведущей буддийской школой Японии (сейчас ей принадлежит 21,5 тыс. храмов и монастырей).

Школа Чистой Земли также существовала в Корее и Вьетнаме, хотя роль ее там была меньше, чем в Китае и Японии.

В настоящее время школа Чистой Земли получила распространение на Западе (прежде всего в СШАГавайи, Калифорния), преимущественно в японской форме Дзёдосин-сю. Вначале ее носителями были в основном представители японской и китайской диаспоры, но позднее к школе стали примыкать и последователи из иных этно-конфессиональных групп.

Восточная Чистая Земля

В тантрическом буддизме Ваджраяны помимо зЗападной Чистой Земли будды Амитабхи есть ещё и Восточная Чистая Земля бодхисаттвы Акшобьи, которая называется Абхирати. Эту Землю особо отмечает школа сингон, однако буддизм Восточной Чистой Земли не так популярен, как западной.

См. также

Ссылки



Школы амидаизма
 Китай   Цзинту 
 Япония   Дзёдо   Дзёдосин   Дзисю   Юдзу-нэмбуцу 

Школы дальневосточного буддизма
Индия Китай Корея Япония
Дхармагуптака Люйцзун Юльчон Риссю
Сарвастивада Цзюйше Куся
Саутрантика Чэнши Чонджи Дзёдзицу
Мадхъямака Саньлунь Самнон Санрон
Йогачара Фасян Попсан Хоссо
(Татхагатагарбха) Хуаянь Хваом Кэгон
Чань Сеон Дзэн
Тяньтай Чхонтхэ Тэндай
Нитирэн
Цзинту Чонтхо Дзёдо
Ваджраяна Ми-цзун Синин
Чинём-оп
Сингон
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home