Теодорих Великий

Теодорих Великий (45430 августа, 526) — король восточной ветви Готов (Остготов).

Эту статью следует викифицировать.
Пожалуйста, оформите её согласно общим правилам и указаниям.
Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка.
Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии.

Он принадлежал к роду Амалов - роду королей восточной ветви Готов (Остроготов). В конце IV века готы разделились на две ветви, причем река Днепр была той линией, которая разделяла Остроготов от Визиготов (Западных готов). После Великого переселения с севера (Гумилёв в своей работе «Этногенез» считает, что климатические изменения заставили готов переселиться с острова Готланд на юг) готы стали проживать на территории между Доном и Днепром, а потом переселились в Крым.

Самым «дальным» родственником автора этой работы, о котором сохранилась память (и некоторые вещественные и писменные доказательства) -это Ерманарейх Амал, владения которого, согласно описаниям готского историка VI века «простирались от Тиссы до Волги и от Чёрного моря до Белого». Согласно дошедших до нас работ древних историков он был тем королём, который привел три племени Остроготов с дальнего севера к устью Дуная. Ему было более ста лет, когда превосходящие силы Гуннов с их предводителем Баламбером приняли попытку захватить империю Ерманарейха. Народ Готов стойко защищался под руководством Ерманарейха, но под давлением бесчисленных орд гуннов, его войска были разбиты .а он сам, чтоб не попасть в плен, заколол себя своим мечем. Борьба с гунами продолжалась под предводительством его наследников, некоторые из них были даже военачальниками в армии Аттилы (хитрый ход?)и, когда Аттила умер, они подняли мятеж. Окончательно сбросить с себя иго гунов удалось трём братьям Амалам -Валамеру,Тиудамеру и Видамеру. Они в то время проживали в Панонии (см.карты Европы IV—VI веков). В 454 году произошла решающая битва у реки Нетады, во время которой был убит сын Апилы Флиах и гуны были окончательно разбиты.

В этом же 454 году наложница Тиудамера- Еремава (явно древне-славянское имя!)родила сына, которого назвали Тиудой. Когда он достиг совершенолетия ему присвоили имя Тиударейх, что означало « вождь народа». Римляне и греки называли его Теодорихом. Позже, когда его империя достигла громадных размеров и расцвета — его стали называть Теодорихом Великим (454—526) и он был самым ярким представителеи рода Амалов. В молодости его отправили учиться в Константинополь где он получил своё образование и первое представление о Православии. Он вернулся домой, когда ему исполнилось 18 лет. В 475 году он унаследоал отцовский трон и в 481 году стал королём всех Остроготов. Столицей своего царства он сделал Равенну (Сев. Италия).В 488 году он собрал и экипировал армию в 250 тыс.яч человек и начал поход на Европу. К 493 году он покорил всю Италию и большую часть Европы .Интересно отметить, что первопричиной его успеха было то, что он сумел неожиданно переброситъ часть своих войск в тыл противника через узкий Альпийский перевал Альпис Готтья (АIрis Gottia), известный теперь как Сэн Готтард.(Много позже такая же военная операция будет проделана с успехом Александром Суворовым !!) Он стал христианином (все готы ранее исповедовали Арианскую религию) и был равнотерпим ко всем другим религиям и к тем, кто не исповедовал никакой. В нашей семье из поколения в поколение передаётся рассказ о том как Теодорих раз и навсегда изложил свою точку зрения на этот счёт. Вот как это было:

Однажды, когда он со двором находился в городе Нова, к нему прибыла большая делегация Римских церковных сановников. Они хотели задать ему несколько вопросов. Он их принял, и они поочерёдно говорили длинные речи, темы которых всё время вращались вокруг да около какой-то мучившей их проблемы..Наконец до Теодориха дошло: они бьли обеспокоены и почти взбешены. И чем? Да тем. что он,Теодорих иногда сбрасывал с тронов королей -католиков, в то время, как им было известно, он ранее был Арианцем. Эти представители Папы хотели узнать, не задумал ли он объявить свою религию религией государственной, как это всегда делали короли -католики, победив кого-нибудь? Теодорих громко рассмеялся: «Зачем бы я стал это делать? Меня совершенно не касается какую веру исповедуют, или какими суевериями охвачены мои граждане, до тех пор пока они — с помощью этой веры или суеверия, не наносят вреда населению и государству.» Это высказываше немного успокоило кардиналов, но они тогда спросили: «Если Теодораха не волнует, то, чем занимается Католическая Церковь,-то не может ли он дать санкцию на всё ~ что она,Церковь, делает. Ну, не мог ли бы он публично заявить, что он разрешает католическим миссионерам и евангелистам с их благословением пройти через его,Теодориха арийским и паганским субъектам, с целью посеять Святое семя католицизма там, где растут только грешные плевелы других вер ?»"Нет!" -железным голосом сказал Теодорих «Я не дам вам такой привилегии !».С этими словами он удалился. Делегация уехала в Рим ужасно возмущённал тем, что она так грубо была оскорблена Теодорихом. Ни Теодорих ни Католическая церковь не забыли и не приуменьшили этого инцидента. Очень скоро Теодорих опубликовал заявление, текста и буквы, которого, он придерживался всю жизнь. Тогда и намного лет позже, да а сейчас, многие руководители государств, богословы и философы (см. работы Данилевского и Алексея Хомякова) удивляются новизне и необычности этого высказывания, а многие другие скорбно качают головами, считая его заявление ошибкой. Вот это высказывание в таком виде, как он его опубликовал (на готском и латинском языках): "Galaubeins пi mag weis аnabudaima ains hun galaubjaith withra is wilja "; на латинском : «Religionem imperare non possumus, qui nemo cogitur ut credat invitus» что по-русски звучит так: "Мы не можем управлять религией;ни один (человек) не может быть принуждён верить во что-то против своей воли "


Римская церковь считала своей обязанностью заставить всё человечество принять и благословить католицизм. Поэтому Теодорих своим заявлением сделал себя вечным врагом Ватикана. Католическая церковь безостановочно и безустали «работала» над тем., чтоб уничтожать его. Позже, после его смерти, католическая церковь сделала всё, чтоб стереть память о нём в веках Это её служители уничтожили биографии Теодориха, написанные многими древними историками и это они уничтожили все его рукописи и философские сочинения… И вот, через 1500 лет после этого « конфликта» −13 марта 2000 года ,Папа Иоанн Павел Второй впервые за все годы существования Католической церкви публично, в Соборе Св Петра попросил прощения у человечества за грехи, совершённые католической церковью не протяжении её истории. В список грехов вошли преследования еритиков и последователей других религий, унижение достоинства женщин и детей, нарушения прав человека Не имея возможяости в этой краткой работе описать все детали биографии Теодориха которые обрывками, но всё-таки дошли до нас, приведу лишь те факты, которые характеризуют его как Человека: Под его «руководством» бывшая когда;то Римская империя Запада достигла апогея своего расцвета, по сравнению с той далёкой эрой «Пяти хороших императоров». Задолго до того, как начала седеть борода этого короля, его уже начали называть «Теодорихом Великим» и называли его так не льстецы и потворщики, а многие друзья монархи и даже те монархи, кто с ним не дружили. .Многие из них не считали зазорным спрашивать у него советов и принимать наставления.. Что же касается его вассалов, народа, немногие из них могли отрицать, что при Теодорихе их жизнь стала лучше в процветающей стране .Он всегда уделял больше внимания положению простых людей, чем дворянства н торговцев. Нужно угюмянуть и о том, что он был первым в истории человечества королём(руководителем), который понял великое значение сохранения памятников древней культуры и самих городов их содержащих. Он начал с Рима и стал выплачивать годовое пожалование ( грант) в две сотни золотников (Librae) золота, которые должны были быть строго потрачены на реставрационяые работы и сохранение зданий, памятников, стен и тм. Благодаря Кассиодору, ближайшему другу и советника Теодориха, сохранился текст воззвания «К Сенату и гражданам империи» .Не могу не привести отрывок из него:

"…Великолепные и достохвальные статуи были впервые установлены в Италии Этрусками. Их потомство с благодарностью приняло и сохранило их., что дало Риму «население» из благородных статуй, по численности равной самому людскому населению Рима. Я имею в виду изобилие статуй Богов,Героев и знаменитых римлян прошлого, а, так же, бесчисленные табуны коней из камня и металла, заполняющие наши улицы, площади и деревни. Если в человеческой натуре есть хоть капля уважения и почтительности к прошлому, то именно она, а не когорты надсмотрщиков, должна стать основой того чувства сохранения драгоценности, как самого материала, так и художественных усилий по их созданию. И вот их желают заиметь бесчисленные жадные руки, а при невозможности похитить-просто сбросить с их пъедесталов. Не только стены Рима должны быть отремонтированны, но и повреждешые статуи должны быть отреставрированы. А пока, все взрослые римляне должны сохранять это каменное население и следить, чтоб оно более не разрушалось и не растасскивалось по кусочкам. О,почтенные граждане, мы спрашиваем Вас, кто может быть далее равнодушным, после того, как было дано такое почётное поручение? Кто может стать неподвижным? Вы должны следить за презренными воришками, которых Мы описали. Тогда, когда негодяй будет схвачен -огорчённая публика должна наказать того, кто изгадил созданную предками красоту статуй, путём отбивания конечностей и носов. И пусть тогда негодяй на себе испытает то, что он совершил над произведением искусства. " Ну разве к этому можно что-нибудь добавить?! Прямо целиком, через 1500 лет это обращение повторено почти дословно руководителями ЮНЕСКО,ведающими сохранением архитектурных шедевров человечества! Несколько строк о его человеческих качествах. Я был бы счастлив, если бы мои дети рассуцждали бы так же….

Однажды Теодориха спросили, чем он объясняет то, что его граждане стали лучше жить под его властью, чем под властью предыдущего короля. Вот как он ответил.: « Может быть потому, что управляя людьми я стараюсь всегда помнить об одной вещи, о которой, вообще то, должны думать все . Это то, что каждый человек — король, простолюдин, раб, мужчина, или женщина, евнух, ребёнок — каждая кошка и собака, все кто меня окружают -являются Центрами Вселенной. Этот факт сам по себе должен быть очевидным каждому из нас Но мы будучи в СВОЮ очередь, сами „Центрами Вселенной“ — не часто задумываемся над этим и не видим таковых ни в одном из других.» Кассиодор, который присутствовал при беседе -удивился: — «Как может быть хозяином Вселенной раб, или собака ?» И сказал он это таким тоном, что получалось, что он то мог быть Центром, но никто кроме него. - « Я не сказал „хозяином“ -заметил Теодорих- „Человек может полагаться на Бога, или на нескольких Богов, на Верховного Владыку, на почтенных стариков, или на любое число признанных начальников. И я не говорил о любви к себе, или ощущении самозначимости. Человек может любить своих детей больше, чем себя. И он может никогда и не почувствовать своей значимости. Вообще- то, только немногие могут законно считать себя важными и значимыми для других“. — Теперь Кассиодор выглядел немного обиженным, как будто он принял всё сказанное на свой счёт. Теодорих продолжил: Тем не менее, для взгляда каждого человека, для его слуха и понимания, любая вещь во Вселенной вращается вокруг него. По другому ведь, и не должно было быть? Из середины своей головы ему кажется всё остальное, как „внешнее“, существующее постольку-поскольку, это всё остальное воздействует на него. Таким образом его собственные интересы должны быть Верховными. То во что он верит-для него является единственно необходимой правдой То, чего он не знает -для него не имеет никакого значения. То чего он не любит, или не ненавидит -для него не существует Его -основные запросы и требования требуют немедленного внимания и исполнения. Ревматическая боль в его колене для него намного важнее, чем чья-либо смерть от трупного яда. Его неизбежная смерть означает истинный конец света.» Теодорих замолчал и взглянул на тех, кто его внимательно слушал. — «Сможете ли Вы, достопочтенные господа, постичь, как растёт трава, если не сможете больше почувствовать её прохладную упругость под вашей босой ногой ? Если вы не сможете почуствовать запах её свежести после грозы.? Когда вы более никогда не сможете отпустить своего коня попастись на ней? Когда эта трава будет расти только для того, чтоб покрыть Вашу могилу — а Вы даже не сможете посмотреть, как это выглядит?» -Присутствющие молчали потупив взоры. Казалось, что всех присутствующих в этом огромном и гулком зале коснулся холод могилы.

«Итак», сказал Теодорих в заключение, — «когда кто бы то ни было требует моего внимания -сенатор, свинарь, проститутка -я пробую напомнить самому себе следующее: трава растёт, мир существует, потому, что этот человек жив и существует. Его, или её заботы и затруднения являются для меня самыми срочными для разрешения Я пробую всегда помнить то состояние, в котором они благодаря мне будут находигься — так как оно будет неумолимо воздействовать на другие центры Вселенной.» Теодорих улыбнулся, глядя на сосредоточенные лица своих собеседников. -"Может быть я выражаюсь бестолково и упрощённо, или путанно-усложнённо. Но я верю, что моя попытка в будушем позволит мне ещё более успешнее судить и выносить решения, а, значит и править более благоразумно ! -Он как бы виновато-просителъно вздернул плечами «Как бы то ни было,-народ кажется, удовлетворён!»

Снова никто не промолвил ни слова. Вее стояли в сотоянии тихого восхищения перед королём, который мог так относится к своим гражданам, великим и простым, с такой сострадательной точки зрения. Может быть каждый из них в этот момент вспоминал людей с именем, или безымянных, близких и незнакомых, к которым они в прошлом отнеслись пренебрежительно, обидели, или просто не очень сильно любили…


Теодорих был также великим дипломатом. Он всегда старался быть нейтральным миротворцем между своими воинствующими друзьями королевских кровей. Он посылал бесчисленные посольства, чтоб помирить Алариха,Кловиса и многих других. Практическим результатом его миротворческих усилий было то, что он стал ещё и королём Визиготов. Они и Остроготы телерь получили одного короля. Теодорих управлял территорией, простирающейся от Средиземного моря до Панонии и Далматии через Аквитанию и до Испаник. Его владения не будут более нуждаться в сравнении с Римской империей Запада. С этого момента он стал правителем огромного Готского королевства… Теодорих умер в предпоследняй день 1279 года со дня основания Рима, то есть 30 августа 526 года и с ним умерла последняя вспышка культуры той государственности, что называлась Западной Римской Империей.. Без должного руководства Готское королевство за какие-то 30 лет рассьшалось на множество мелких государств. И без его цивилизованного руководства вся Европа была осуждена на века нищеты, отчаяния, подозрительности и летаргии — эры известной под названием «Тёмных Веков». Мраморный мавзолей Теодориха до сих пор стоит в Равенне, в городе, который он сделал столицей своей империи .В «Тёмные века» этот город был несколько раз разрушен во время многочисленных нашествий, осад, голода~восстаний, чумы и пожаров. Когда-то его мавзолей был взломан гробокопателями и разграблен. Его набальзамированное тело было раздето и выброшено, а золотой шлем и позолоченные латы исчезли навсегда. Его знаменитый змееобразный меч, щит и регалии также пропали Его рукописи и архивы никогда больше не будут никем прочтены.


Книги, описывающие историю готов, их традиции, похождения и достижения — «Biuhtjos jah Anabusteis аf Gotham», а также «Saggwasteis af Gut-Tuidam»; книга Аблабиуса «De Origine Astibusque Gotharum», и даже большая часть Кассиодоровской «Истории готов» (Historia Gotharum) были запрещены, или уничтожены более поздними правителями по приказу Католической Церкви.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home