Адыги

Ады́ги (адыге, самоназвание адыгэ) — группа народов (адыгейцы, кабардинцы, черкесы, шапсуги) в России (713 тыс. чел. – 2002, перепись), а также странах Ближнего Востока, Балкан и Германии, где их обычно называют черкесами. Общая численность свыше 1,5 млн. чел. (2004, оценка). Говорят на адыгских языках, входящих в абхазо-адыгскую семью.

Следует отметить, что на Западе эту группу обычно называют как Circassians (т.е. черкесы), так и Adyghe, при том, что первое название часто включает все абхазо-адыгские народы, а второе часто обозначает только адыгейцев.

Предки адыгов (ахеи, зихи, керкеты, меоты и др.) известны в северо-восточном Причерноморье с 1-го тыс. до н.э. В русских источниках были известны под именем касогов. В 13 в. распространяется тюркское название черкесы. В 13–14 вв. часть адыгов заняла земли в бассейне Терека, став этнической основой кабардинцев. В 18 в. часть кабардинцев переселилась в бассейн Большого и Малого Зеленчуков, где составила основу черкесов. Окончание Кавказской войны 1817–64 ознаменовалось массовым выселением адыгов в Турцию и на Ближний Восток. Оставшиеся западные адыги (кяхи) стали называться адыгейцами. Современные адыги сохраняют сознание своего единства, общие черты традиц. социальной структуры, мифологии, фольклора и др. Сохраняют большое значение экзогамные фамильно-родственные объединения (лепк).

В фольклоре основное место занимают нартовские сказания (нарт пшинатль), героические и исторические песни, песни-плачи о героях (гыбза). Многообразие трудовых песен обусловлено разными формами хозяйства (песни пахарей, косарей, погонщиков волов при молотьбе, чесальщиц шерсти, песни при прополке и очистке кукурузы, аробные, мельничные, кузнечные, пастушьи песни и наигрыши).

Обрядовый фольклор включает песни-обращения к покровителям леса; песни вызывания дождя; новогодние поздравительные песни; ритуальные наигрыши, сопровождающие поиск утонувшего или погибшего под лавиной; песни-обращения к божеству грома, сопровождающие похороны, пострадавшего от молнии; песни семейные (свадебные, колыбельные, песни-укачивания одряхлевших стариков), врачевательные (песни-заговоры от оспы, от ран); песни-благопожелания (хохы).

Музыкальные инструменты: смычковый шичепшин, щипковый апепшин, духовой камыл, или бжами, деревянная трещотка пхапшина. Со 2-й пол. 19 в. широко распространилась гармоника. Традиц. муз. фольклор сохранился во многом благодаря странствующим музыкантам джегуако гыбзау, особенно популярным у адыгейцев.

Литература

  • Аутлев М.Г. Адыги. Историко-этнографический очерк. Майкоп, 1957
  • Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов. Москва, 1967
  • Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик, 1983
  • Бетрозов Р.Ж. Этническая история адыгов. Нальчик, 1996
  • Мижаев М.И. Мифологическая и обрядовая поэзия адыгов. Черкесск, 1973
  • Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов: в 3-х тт. Москва, 1980–86
  • Шортанов А.Т. Адыгская мифология. Нальчик, 1982
  • Шу Ш.С. Народные танцы адыгов. Нальчик, 1992
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home