Соционика

Это статья о неакадемическом направлении исследований. В ней могут содержаться сведения и гипотезы, не признаваемые современной наукой.
Подробности — в статье и на странице обсуждения.

Соционика — учение об обмене информацией в человеке и человеческом обществе (в более узком прикладном смысле - о психологической совместимости), ключевым понятием которого является "тип информационного метаболизма" (социотип). Соционика была создана в начале 1970-х годов Аушрой Аугустинавичюте по мотивам работы Карла Густава Юнга «Психологические типы» и теории Антония Кемпинского об информационно-энергетическом метаболизме. Название "соционика" предположительно происходит от слов "социум" (общество) и "бионика".

Подход соционики заключается в построении модели информационного метаболизма, описывающей механику информационного метаболизма, анализе свойств обуславливаемых моделью 16 возможных типов информационного метаболизма и сопоставления этих свойств с проявлениями психики человека. Информационный метаболизм — процесс восприятия и селекции психикой, сведений об окружающем мире и протекающих в нём процессах.

Содержание

Статус соционики

На данный момент соционика не является наукой, и по большей части представляет собой искусство применения теоретических наработок соционики при наблюдении, анализе и интерпретации поведения реальных людей. Это обуславливает существование множества различных школ соционики, чьи трактовки базовых понятий, равно как и сами базовые понятия могут различаться, как следствие, будут различаться и результаты типирования. На основании этого факта и некоторых принципиальных разногласий, многие психологи не признают соционику в качестве научной дисциплины, хотя в некоторых вузах и вводятся соответствующие спецкурсы, издаются журналы. Кроме того, соционика включена в некоторые учебники для вузов и учебные пособия по психологии.

Относительно статуса соционики существуют определенные разногласия. Её сторонники полагают, что соционика — самостоятельная молодая научная дисциплина, или, что соционика — раздел психологии личности или социальной психологии. Вместе с тем, противники соционики рассматривают ее как лженауку, составляющую, подобно НЛП, набор примитивных практических методик, теоретическую основу которой составляют вульгаризованные взгляды К. Юнга. Так или иначе, основные соционические гипотезы не были предметом независимой проверки, а РАН и другие ведущие научные организации России никак не выражали свое отношение к соционике.

В то же время, за последние годы защищены несколько диссертаций, посвящённых соционике и её проблемам. По сведениям журнала "Соционика, ментология и психология личности", в 1995 году российской академией естественных наук (РАЕН) соционика признана открытием, а её создатель — Аушра Аугустинавичюте — награждена дипломом об открытии и медалью имени Петра Капицы - тем не менее, на официальном сайте РАЕН информация об открытии и награждении отсутствует.

Дихотомии Юнга и их переосмысление в соционике

Изучая особенности человеческой психики, Карл Густав Юнг описал следующие психические признаки, которые послужили основой для типологии:

  • Denken и Gefuhl (психические функции «мышление» и «чувство»);
  • Intuition и Empfinden («интуиция» и «ощущение»);
  • Beurteilung/Rationalitat и Wahrnehmung/Irrationalitat («рациональность»/суждение и «иррациональность»/восприятие);
  • Extraversion и Introversion («экстраверсия» и «интроверсия»).

Тем не менеее, у Юнга, в отличие от его последователей, эти дихотомии не были независимыми. Мышление и чувство были "судящими", интуиция и ощущение "воспринимающими" функциями; у рациональных типов доминировала одна из функций первой пары, а вспомогательной была одна из второй; у иррациональных - наоборот. Экстраверсия и интроверсия относились только к доминирующей функции и противоположной ей вытесненной (например, если доминировала экстравертная интуиция, то вытеснялось интровертное ощущение).

Аушра Аугустинавичюте предложила использовать для обозначения дихотомических функций «мышление» и «чувство» термины «логика» и «этика», для обозначения дихотомических функций «интуиция» и «ощущение» термины «интуиция» и «сенсорика». Кроме того, она уравняла функциональный подход Юнга с чисто дихотомическим подходом, и этим соционика отличается от оригинальной юнговской теории.

В соционике, в зависимости от двух первых функций, а также последовательности этих двух, все люди без исключения делятся на:

  • логиков и этиков (одной - любой! - из первых двух функций является логика или этика)
  • интуитов и сенсориков (одной - любой! - из первых двух функций является интуиция или сенсорика)
  • экстравертов и интровертов (в зависимости от первой функции - считается, что если первая экстравертная, то вторая интровертная и наоборот)
  • рационалов и иррационалов (в зависимости от первой функции - считается, что если первая рациональная, то вторая иррациональная и наоборот)

Соционический тип

Основная статья: Соционический тип

Соционический тип — он же тип информационного метаболизма — это тип психики человека, который определяется взаимным расположением функций. Социотип определяет способы получения и обработки информации, возможности человека при взаимодействии с окружающей действительностью и в частности при отношениях с людьми, его сильные и слабые стороны. Всего в соционике рассматривается 16 типов информационного метаболизма (соционических типов).

16 соционических типов

При разделении всего социона по четырем юнговским дихотомиям образуется 16 соционических типов:

  • «Дон Кихот», «Искатель» — интуитивно-логический экстраверт (логик, интуит, экстраверт, иррационал)
  • «Дюма», «Посредник» — сенсорно-этический интроверт (этик, сенсорик, интроверт, иррационал)
  • «Гюго», «Энтузиаст» — этико-сенсорный экстраверт (этик, сенсорик экстраверт, рационал)
  • «Робеспьер» (Декарт), «Аналитик» — логико-интуитивный интроверт (логик, интуит, интроверт, рационал)
  • «Гамлет», «Наставник» — этико-интуитивный экстраверт (этик, интуит, экстраверт, рационал)
  • «Максим Горький», «Инспектор» — логико-сенсорный интроверт (логик, сенсорик, интроверт, рационал)
  • «Жуков», «Маршал» — сенсорно-логический экстраверт (логик, сенсорик, экстраверт, иррационал)
  • «Есенин», «Лирик» — интуитивно--этический интроверт (этик, интуит, интроверт, иррационал)
  • «Наполеон» (Цезарь), «Политик» — сенсорно-этический экстраверт (этик, сенсорик, экстраверт, иррационал)
  • «Бальзак», «Критик» — интуитивно-логический интроверт (логик, интуит, интроверт, иррационал)
  • «Джек Лондон», «Предприниматель» — логико-интуитивный экстраверт (логик, интуит, экстраверт, рационал)
  • «Драйзер», «Хранитель» — этико-сенсорный интроверт (этик, сенсорик, интроверт, рационал)
  • «Штирлиц», «Администратор» — логико-сенсорный экстраверт (логик, сенсорик, экстраверт, рационал)
  • «Достоевский», «Гуманист» — этико-интуитивный интроверт (этик, интуит, интроверт, рационал)
  • «Гексли», «Советчик» — интуитивно-этический экстраверт (этик, интуит, экстраверт, иррационал)
  • «Габен», «Мастер» — сенсорно-логический интроверт (логик, сенсорик, интроверт, иррационал)

Согласно соционической теории социотип человека неизменен в течение всей жизни, хотя информационное наполнение различных функций и аспектов может меняться.

Аспекты информационного метаболизма и соционические функции

Аспекты информационного метаболизма

  • — «чёрная логика» (деловая логика) — оценка деловых качеств, стремление к эффективности и целесообразности действий, понимание работы механизмов, технологических процессов, организаторские способности.
  • — «белая логика» (структурная логика) — оценка логичности информации, анализ и систематизация информации, оценка причинно-следственных связий, понимание формальных правил и объективных закономерностей.
  • — «чёрная этика» (этика эмоций) — понимание эмоционального состояния человека, управление настроением людей и эмоциональным фоном в группе людей, выражение чувств и эмоций.
  • — «белая этика» (этика отношений) — оценка межличностных отношений, манипуляция отношениями, понимание правил поведения в обществе, моральная оценка поступков людей, стремление к милосердию и человеколюбию.
  • — «чёрная интуиция» (интуиция возможностей) — многоплановое и целостное восприятие мира, оценка потенциальных качеств и возможностей систем и явлений, способностей людей, оценка перспективности, видение вариантов, выбор оптимальных решений.
  • — «белая интуиция» (интуиция времени) — понимание взаимосвязи времен, видение тенденций развития событий, способности к прогнозированию, оценка затрат времени, управление своим и чужим временем, чувство гармоничности и своевременности.
  • — «чёрная сенсорика» (силовая сенсорика) — ощущение окружающего пространства, оценка внешнего вида объектов, физической силы и волевых качеств людей, оценка расстановки сил, настойчивость, пробивные качества, стремление к лидерству.
  • — «белая сенсорика» (сенсорика ощущений) — восприятие ощущений органов чувств, понимание физического состояния человека, стремление к комфорту и уюту, изысканным удовольствиям.

Чёрная и белая логика, чёрная и белая этика считаются рациональными аспектами, чёрная и белая интуиция, чёрная и белая сенсорика — иррациональными аспектами. Аспекты, обозначенные чёрным цветом, считаются экстравертными, белым цветом — интровертными.

В некоторых источниках аспекты информационного метаболизма называются соционическими функциями, однако использование данного термина в этом контексте неудачно, поскольку возникает путаница с функциями в модели А.

Аспекты мира

В отдельных источниках аспекты мира представлены как первоосновы аспектов информационного метаболизма и соционических функций. Аспектом мира считается определённая часть физической реальности, с которой взаимодействуют 8 функций. Разделение реальности на аспекты, произведено на базе таких фундаментальных понятий, как Материя, Энергия, Пространство, и Время, причем материи соответствует логика, энергии - этика, пространству - сенсорика, времени - интуиция.

Кроме того, каждый элемент может рассматриваться, как сам по себе, так и по отношению к другому такому же элементу, исходя из этого образом, элементы делятся на абсолютные («чёрные») и относительные («белые»). Абсолютный аспект — существующий, рассматриваемый, оцениваемый сам по себе, вне связи, зависимости от чего-либо. Относительный аспект — устанавливаемый по сравнению, сопоставлению с другим.

Следует отметить, что представление об «аспектах мира», как о первоосновах юнговских функций, разделяют далеко не все соционики, а терминология, используемая в описаниях «аспектов», вызывает критические замечания. По сути, представления об аспектах выходят из области научно верифицируемых фактов в область философских представлений, в которых заметно ощущается влияние советского "диалектического материализма".

Соционические функции

Психическая функция — это инструмент психики, с помощью которого она взаимодействует с реальностью. Соционические функции представляют собой способности человека воспринимать и обрабатывать информацию по различным информационным аспектам. Всего существует 8 соционических функций, каждая ограничена своим кругом деятельности, взаимодействует с определённым аспектом реальности, воспринимает, обрабатывает и выдает информацию, связанную с одним из 8 аспектов информационного метаболизма.

Модель А

Основная статья: Модель А

Основательница соционики Аушра Аугустинавичюте разработала модель функционирования психики человека в виде наглядной схемы расположения соционических функций, в виде прямоугольника 2х4 в четырёх горизонтальных уровнях и двух вертикальных блоках, которая впоследствии получила наименование «Модель А». Модель А не только описывает баланс различных аспектов в психике одного человека, но и отражает его реакцию на воздействие информации различного рода, следовательно, даёт ключ к его отношениям с представителями различных типов.

Модель А
1 2
4 3
6 5
7 8
  • 1 функция — «базовая», она определяет смысл жизни и программу действий носителя социотипа.
  • 2 функция — «творческая», она определяет механизм деятельности и способ реализации программной функции.
  • 3 функция — «ролевая», по ней человек обычно старается показать себя компетентным, но разрешать сложные ситуации и долго работать в режиме этой функции человеку сложно.
  • 4 функция — «болевая», место наименьшего сопротивления, по болевой функции человек болезненно воспринимает информацию и нуждается в тактичной помощи.
  • 5 функция — «внушаемая», по ней человек воспринимает информацию некритично и с благодарностью, нуждается в помощи и советах. В то же время, человек плохо осознаёт свои потребности по данной функции вплоть до возникновения конкретных проблем - "чего-то хочется, а чего конкретно - непонятно".
  • 6 функция — «активационная», по ней человек ориентируется на ближайшее окружение, положительно реагирует на воздействие.
  • 7 функция — «наблюдательная», по этой функции человек хорошо воспринимает и обрабатывает информацию, но предпочитает скорее критиковать ошибки других по данной функции, чем самому проявлять по ней инициативу.
  • 8 функция — «демонстративная», она обычно проявляется без слов на деле, органично и естественно, без лишних объяснений.

1 и 2 функции образуют блок «Эго», 3 и 4 функции — блок «Суперэго», 5 и 6 функции — блок «Суперид», 7 и 8 функции — блок «Ид». 1, 2, 3, 4 функции (блоки «Эго» и «Суперэго») образуют ментальное кольцо, а 5, 6, 7, 8 функции (блоки «Ид» и «Суперид») — витальное кольцо.

1, 2, 7, 8 являются сильными функциями, а 3, 4, 5, 6 — слабыми. Согласно «теории мерностей» А.В.Букалова (признана не всеми социониками), четырёхмерными являются 1 и 8 функции, трёхмерными 2 и 7 функции, двухмерными — 3 и 6 функции, одномерными — 4 и 5 функции.

Расположение соционических функций в модели А

Каждому соционическому типу соответствует своё расположение соционических функций в модели А.

16 социотипов по модели А

«Дон Кихот»
«Дюма»
«Гюго»
«Робеспьер»
«Гамлет»
«Максим»
«Жуков»
«Есенин»
«Наполеон»
«Бальзак»
«Джек»
«Драйзер»
«Штирлиц»
«Достоевский»
«Гексли»
«Габен»



Признаки Рейнина

Основная статья Признаки Рейнина

В 1980 г. Аушра Аугустинавичюте и Лариса Кобринская предположили, что помимо четырёх Юнговских дихотомий существует ещё 11 дихотомических признаков, образующихся при перемножении Юнговских дихотомий. Позднее математик Григорий Рейнин подвёл математический базис под данную гипотезу, в связи с чем признаки и получили его имя. Признаки Рейнина в настоящее время используются при соционической диагностике (типировании) некоторыми соционическими школами, в то время как другие школы их не признают (см. ниже).

Признаки, образуемые перемножением двух Юнговских дихотомий

  • Демократия/аристократия = Логика/этика * Интуиция/сенсорика
  • Уступчивость/упрямство = Логика/этика * Экстраверсия/интроверсия
  • Предусмотрительность/беспечность = Интуиция/сенсорика * Экстраверсия/интроверсия
  • Конструктивизм/эмотивизм = Логика/этика * Иррациональность/рациональность
  • Тактика/стратегия = Интуиция/сенсорика * Иррациональность/рациональность
  • Статика/динамика = Экстраверсия/интроверсия * Иррациональность/рациональность

Пояснение. Дихотомии перемножаются так: Демократия/аристократия = Логика/этика * Интуиция/сенсорика означает, что демократы — это логики-интуиты (Дон Кихот, Робеспьер, Джек Лондон, Бальзак) и этики-сенсорики (Дюма, Гюго, Наполеон, Драйзер), а аристократы — логики-сенсорики (Максим Горький, Жуков, Штирлиц, Габен) и этики-интуиты (Гамлет, Есенин, Достоевский, Гексли). Аналогично перемножаются другие дихотомии.

Признаки, образуемые перемножением трёх Юнговских дихотомий

  • Позитивизм/негативизм = Логика/этика * Интуиция/сенсорика * Экстраверсия/интроверсия
  • Процесс/результат = Логика/этика * Интуиция/сенсорика * Иррациональность/рациональность
  • Весёлость/серьёзность = Логика/этика * Экстраверсия/интроверсия * Иррациональность/рациональность
  • Рассудительность/решительность = Интуиция/сенсорика * Экстраверсия/интроверсия * Иррациональность/рациональность

Признак, образуемый перемножением четырёх Юнговских дихотомий

  • Квестимность/деклатимность = Логика/этика * Интуиция/сенсорика * Экстраверсия/интроверсия * Иррациональность/рациональность

Признаки, отличающиеся в дуальной паре, называют индивидуальными; признаки, общие для дуальной пары, но отличающиеся между двумя дуальными парами квадры — диадными; признаки, общие для всей квадры — квадральными.

Таблица признаков Рейнина http://www.socionics.spb.ru/Pioneer/Socionics%20Reinin.htm

Критика признаков Рейнина

Далеко не все соционики признают признаки Рейнина. Критики признаков Рейнина (В.Ермак, М. и Д. Лытовы) отмечают, что в данной гипотезе произошёл пересмотр ряда базовых соционических понятий, а также критикуют эмпирические исследования признаков Рейнина за методологическую некорректность. Тем не менее, в соционике пока что больше сторонников, чем противников признаков Рейнина.

Критика признаков Рейнина и свод публикаций о данной гипотезе

Интертипные отношения

Основная статья: Интертипные отношения

Интертипные отношения — отношения между представителями социотипов, обусловленные расположением соционических функций в модели А. Между людьми с различными социотипами будут и различные типы взаимоотношений, так как каждый тип по своему воспринимает и обрабатывает информацию. Существует несколько типов отношений между различными типами, они мало зависят от стремлений и желаний людей.

Согласно теории интертипных отношений существуют 14 видов интертипных отношений между представителями 16 социотипов: тождественные, дуальные, зеркальные, активации, родственные, полудуальные, деловые, миражные, погашения, суперэго, квазитождественные, конфликтные, заказа, ревизии.

Все виды интертипных отношений, кроме социального заказа и ревизии, симметричны, отношения социального заказа и ревизии асимметричны.

Таблица интертипных отношений

Таблица интертипных отношений
Составлена В.Ляшкявичюсом, учеником А.Аугустинавичюте
ИЛЭ СЭИ ЭСЭ ЛИИ ЭИЭ ЛСИ СЛЭ ИЭИ СЭЭ ИЛИ ЛИЭ ЭСИ ЛСЭ ЭИИ ИЭЭ СЛИ
ИЛЭ, "Дон Кихот" Тожд. Дуал. Акт. Зерк. ПЗ ПР Дел. Мир. СЭ ПП КТ Конф. Зак. Рев. Род. ПД
СЭИ, "Дюма" Дуал. Тожд. Зерк. Акт. ПР ПЗ Мир. Дел. ПП СЭ Конф. КТ Рев. Зак. ПД Род.
ЭСЭ, "Гюго" Акт. Зерк. Тожд. Дуал. Род. ПД. Зак. Рев. КТ Конф. СЭ ПП Дел. Мир. ПЗ ПР
ЛИИ, "Робеспьер" Зерк. Акт. Дуал. Тожд. ПД Род. Рев. Зак. Кон. КТ ПП СЭ Мир. Дел. ПР. ПЗ
ЭИЭ, "Гамлет" Зак. Рев. Род. ПД. Тожд. Дуал. Акт. Зерк. ПЗ ПР Дел. Мир. СЭ ПП КТ СЭ
ЛСИ, "Максим Горький" Рев. Зак. ПД Род. Дуал. Тожд. Зерк. Акт. ПР ПЗ Мир. Дел. ПП СЭ Конф. КТ
СЛЭ, "Жуков" Дел. Мир. ПЗ ПР. Акт. Зерк. Тожд. Дуал. Род. ПД Зак. Рев. КТ Конф. СЭ ПП
ИЭИ, "Есенин" Мир. Дел. ПР ПЗ Зерк. Акт. Дуал. Тожд. ПД Род. Рев. Зак. Конф. КТ ПП СЭ
СЭЭ, "Наполеон" СЭ ПП КТ Конф. Зак. Рев. Род. ПД Тожд. Дуал. Акт. Зерк. ПЗ ПР Дел. Мир.
ИЛИ, "Бальзак" ПП СЭ Конф. КТ Рев. Зак. ПД Род. Дуал. Тожд. Зерк. Акт. ПР ПЗ Мир. Дел.
ЛИЭ, "Джек Лондон" КТ Конф. СЭ ПП Дел. Мир. ПЗ ПР Акт. Зерк. Тожд. Дуал. Род. ПД Зак. Рев.
ЭСИ, "Драйзер" Конф. КТ ПП СЭ Мир. Дел. ПР ПЗ Зерк. Акт. Дуал. Тожд. Род. ПД Рев. Зак.
ЛСЭ, "Штирлиц" ПЗ ПР Дел. Мир. СЭ ПП КТ Конф. Зак. Рев. Род. ПД Тожд. Дуал. Акт. Зерк.
ЭИИ, "Достоевский" ПР ПЗ Мир. Дел. ПП СЭ Конф. КТ Рев. Зак. ПД Род. Дуал. Тожд. Зерк. Акт.
ИЭЭ, "Гексли" Род. ПД Зак. Рев. КТ Конф. СЭ ПП Дел. Мир. ПЗ ПР Акт. Зерк. Тожд. Дуал.
СЛИ, "Габен" ПД Род. Рев. Зак. Конф. КТ ПП СЭ Мир. Род. ПР ПЗ Зерк. Акт. Дуал. Тожд.
Сокращения: Тожд. - тождественные отношения, Дуал. - дуальные отношения, Акт. - отношения активации, Зерк. - зеркальные отношения, Род. - родственные отношения, ПД. - полудуальные отношения, Дел. - деловые отношения, Мир. - миражные отношения, СЭ - отношения суперэго, КТ - отношения квазитождества, ПП - отношения полной противоположности, Конф. - конфликтные отношения, Зак. - отношения заказа (Ваш заказчик), ПЗ - отношения заказа (Ваш подзаказный), Рев. - отношения ревизии (Ваш ревизор), ПР - отношения ревизии (Ваш подревизный).
Пояснение: для определения интертипных отношений по таблице находим свой тип в левом вертикальном столбце, тип партнера в верхней строчке, и пересечение строки с собственным типом и столбца с типом партнера покажет интертипные отношения.

Малые группы

Соционическая квадра

Социотипы, находящиеся между собой в тождественных, дуальных, зеркальных и активационных отношениях, образуют квадру.

  • 1 квадра — «альфа» — Дон Кихот, Дюма, Гюго, Робеспьер
  • 2 квадра — «бета» — Гамлет, Максим Горький, Жуков, Есенин
  • 3 квадра — «гамма» — Джек Лондон, Драйзер, Наполеон, Бальзак
  • 4 квадра — «дельта» — Штирлиц, Достоевский, Гексли, Габен

Соционический клуб

Социотипы, находящиеся между собой в тождественных, зеркальных, квазитождественных отношениях и отношениях полной противоположности, образуют соционический клуб.

  • «сайентисты», «исследователи» (логики-интуиты) — Дон Кихот, Робеспьер, Бальзак, Джек Лондон
  • «производственники», «практики» (логики-сенсорики) — Максим, Жуков, Штирлиц, Габен
  • «социалы» (этики-сенсорики) — Дюма, Гюго, Наполеон, Драйзер
  • «гуманитарии» (этики-интуиты) — Гамлет, Есенин, Достоевский, Гексли

Кольцо заказа

Социотипы, находящиеся между собой в отношениях заказа и суперэго, образуют кольцо заказа.

  • экстравертное квестимное кольцо заказа ("энергогенераторы" по Гуленко) - Дон Кихот, Гамлет, Наполеон, Штирлиц
  • экстравертное деклатимное кольцо заказа ("знергоносители" по Гуленко) - Гюго, Жуков, Джек, Гексли
  • интровертное квестимное кольцо заказа ("инфогенераторы" по Гуленко) - Робеспьер, Габен, Драйзер, Есенин
  • интровертное деклатимное кольцо заказа ("инфонакопители" по Гуленко) - Дюма, Максим, Бальзак, Достоевский.

Другие малые группы

В соционической теории известны множество других малых групп, в частности:

  • "квадрат" (дуальные, полудуальные и родственные отношения)
  • группа соционических темпераментов (родственные, деловые отношения и суперэго)
  • кольцо ревизии (отношения ревизии и суперэго)
  • группы установки на род деятельности, или "клубы": сайентисты, производственники, социалы и гуманитарии (отношения квазитождества, погашения и зеркальные) - эстафета между ними по кольцам темпераментов даёт эффект гипотетической смены квадр социона
  • другие

Ссылки на публикации о малых группах и их обзор можно найти здесь:

http://www.typelab.ru/ru/group/index-group.html

Основные проблемы соционики

Отсутствие единых определений, единого мнения об объекте, предмете и методах соционики

Соционическое знание развивается разными соционическими школами, результатом плохо налаженного взаимодействия между ними являются различные понимания об объекте, предмете и методах соционики. Отсутствие единой терминологической базы и различное понимание одних и тех же определений (аспекты, функции и т.п.) также затрудняет понимание и взаимодействие между различными соционическими школами. Кроме того, одни и те же термины (например, экстраверсия и интроверсия, эго и суперэго) используются в психологии и в соционике в принципиально разных, хотя и кореллирующих значениях, что осложняет взаимопонимание между психологами и социониками.

Подробнее об этом - в статье Трехов А., Цыпин П. "О корректном понимании дихотомии логика/этика": [1] , в статье Д.Павлова "Соционика и метадигма современной науки: [2], а также в теме "Объект, предмет и методы соционики" на форуме Научного Соционического Общества: [3].

Неразличение уровней исследования

В соционике смешиваются как минимум два-три различных уровня психики - социальный, личностный и индивидуальный. С этим, в частности, связаны проблемы определения типа. Так, Гуленко воспринимает соционический тип прежде всего как социальную миссию, тогда как Филатова - как психологический тип. Отсюда - непонимание между социониками при обсуждении, например, гипотез о типах известных людей.

Проблема сходимости

Сходимость (доля совпадающих результатов типирования двух или нескольких социоников при независимом ведении процесса типирования) в настоящий момент является основной проблемой соционики. В процессе типирования разные наблюдатели дают разные оценки поведению людей, обращают внимание на различные элементы, применяют разные методики типирования (зачастую несовершенные) и в итоге нередко приходят к различным выводам. Так, например, в эксперименте «СРТ-99», проведённом социониками в 1999 году 43 типировщика показали в среднем 30-процентную сходимость, что заметно выше случайного выбора типа, но явно недостаточно для достоверного определения типа. Одним из популярных методов сравнения типирования разными социониками является типирование знаменитостей, в отношении которых сходимость несколько выше, видимо за счёт того, что типированию подвергается не реальная личность, а её образ, мифологизированный имидж. [4].

Отсутствие экспериментальной проверки

Хотя соционика занимается типологией личности и межличностных отношений, лишь несколько статей по соционике или околосоционической тематике (авторы: С.Богомаз, А.Ельяшевич, Д. и М. Лытовы, И.Фоменко) опубликовано в психологических журналах, а соционика, как правило, не признаётся областью психологии. Основная причина подобной ситуации — в различиях стиля обоснования суждений. Психология как наука основана на экспериментальной проверке выдвигаемых теорий, а соционика, как правило, ограничивается стилем обыденного познания — единичные наблюдения ведут к выдвижению новых утверждений, которые не проверяются объективно и разносторонне, а либо принимаются (отдельными социониками или соционическими школами), либо по каким-то причинам отвергаются (другими социониками и школами). Так, например, математическая модель признаков Рейнина была в целом принята сообществом _без_ проверки их психологического смысла, для соционики сам по себе математический стиль вывода этих признаков является доказательством правоты. Отдельные попытки экспериментальных исследований не в полной мере соответствовали требованиям внутренней валидности эксперимента, в них можно обнаружить проявления эффектов Розенталя и Барнума. Также в качестве обоснования верности соционических идей выступают личные наблюдения, ссылка на то, что модель хорошо «работает на практике». В науке подобные утверждения принято проверять, однако соционики редко осуществляют экспериментальную проверку гипотез, предпочитая изобретать новые, в результате количество непроверенных гипотез в соционике не уменьшается. Только когда соционическое сообщество сформулирует работающие принципы и подвергнет их всесторонней и независимой экспериментальной проверке, соционика, при условии подтверждения её основных гипотез, сможет претендовать на звание научной дисциплины.

Несовершенство описаний социотипов

Cоционика позиционируется как наука о нормальных людях (без психических отклонений), теоретически все описания должны быть нейтральными, без позитивных или негативных оценок типа "интроверты - добрые, милые люди, а экстраверты - злые и мстительные" или "логики - умные, а у этиков зато дуалы умные". Реально же авторы соционических и околосоционических текстов очень редко следят за нейтральностью описаний (что конечно же осложняет принятие типируемым своего типа)

Методы соционической диагностики (типирования)

Одной из важных особенностей соционики является типирование — подбор типа информационного метаболизма, наиболее близко моделирующего проявления человека в различных ситуациях.

Можно выделить четыре основных подхода к определению психотипа человека:

  • с использованием соционических опросников
  • соционическое интервью
  • по поведению
  • по невербальным признакам

Следует заметить что подходы не являются взаимоисключающими и зачастую используются совместно.

Типирование по тестам

Первые соционические тесты появились еще в самом начале развития соционики. Сначала они работали по достаточно простому алгоритму выделения четырех базовых дихотомий "логика-этипа", "интуиция-сенсорика", "интроверсия-экстраверсия" и "иррациональность-рациональность". В тесте Мегедь-Овчарова и Вайсбанда всего по 4 вопроса. Тест Вайсбанда несколько сложнее, так как в нем используется древовидная структура. Тесты Гуленко и Кейрси построены аналогичным образом, хотя вопросов в них уже около 70. Тест Кейрси определяет не соционический тип, а типологии Майерс-Бриггс, которая тоже основана на психологических типах Юнга и развивалась параллельно соционике в США. Интерес представляет также еще один тест Мегедь-Овчарова, который определяет не соционический тип, а его биоакценты.

В последнее время появились более сложные тесты, которые учитывают гораздо больше параметров. Наиболее известные из них тест МТ и тест Таланова.

Соционические опросники

В среде социоников есть разные мнения относительно применения тестов и других стандартизированных психодиагностических методов. Часто приводится аналогия с американским опросником Майерс и Бриггс (MBTI), проверка валидности и надёжности которого была проведена неоднократно. Однако эта проверка показала, что в случае оценки тест-ретестовой надёжности с интервалом в один год, сходимость (то есть, приписывание человеку того же типа, что и в предыдущий раз) составляла всего 36 процентов, хотя надёжность и валидность тестовых шкал, взятых по отдельности, была достаточно высока (к примеру, человек мог получиться INTP, а через год - ENTP).[1] Однако такая низкая сходимость относилось к типам; сходимость же для каждой по отдельности взятой шкалы составляла около 80% (что для совокупности четырёх шкал как раз и составляло пресловутые 36%).

Многие авторы-соционики пытаются разработать свои авторские технологии тестирования. Так, разработчики многофакторных тестовых методик В.Таланов (ЛОТ и несколько последующих) и Д. и М. Лытовы (Многофакторный Тест, МТ) заявляли высокую ретестовую надёжность, на уровне 75-80 процентов, однако эти разработки далеки от завершения и нуждаются в независимой проверке. Противники тестового метода типирования утверждают, что тестовая методика в принципе ненадежна ввиду проблематичности адекватной самооценки человеком, и процесс типирования возможен только путём непосредственного наблюдения за деятельностью человека.

Соционическое интервью

Соционическое интервью представляет собой собеседование эксперта (иногда - группы экспертов) с типируемым на произвольные темы, задает типируемому вопросы. В ходе диагностики эксперт по ответам типируемого и по его поведению во время диагностики выявляет у типируемого Юнговские дихотомии, расположение различных аспектов в функциях модели А, признаки Рейнина, принадлежность типируемого к малым группам, и на основе комплексного анализа всех выявленных признаков выносит заключение - версию о социотипе. Большинство социоников используют метод соционического интервью в диагностике. Процент совпадения версий различных экспертов по группе типируемых образует сходимость между социониками.

Типирование по поведению

Обычно используется для определения типа знаменитостей, а также как часть соционического интервью. Проводится на основе доступной информации о поведении типируемого в той или иной ситуации, интервью с журналистами, литературному творчеству.

Типирование по невербальным признакам

Типирование по невербальным признакам проводится по мимике, телесной моторике, чертам лица и строению тела человека.

Е.С.Филатова в ряде своих книг опубликовала подборку из ок. 1000 фотографий представителей различных типов, при этом отметив, что хотя во внешности (в частности, мимике) представителей одного и того же типа имеется определённое сходство , однако типы определялись всё же не по внешности.

В настоящий момент это направление независимо развивается несколькими школами, использующими более или менее формализованые методики. В частности, Т.Духовской (более известным под псевдонимом Tipolog) опубликовал классификатор внешних признаков, конспекты лекций и семинаров опубликованы на сайте ВШС (Вильнюсской Школы Соционики) (примечание: абсолютное большинство социоников не считают соционикой ни теорию Духовского, ни ВШС в нышешней ее редакции). В настоящий момент методики физиогномического типирования формализованы лишь частично, а интерпретация внешних признаков в значительной степени зависит от субъективного мнения эксперта.

Соционический юмор

Вокруг соционики уже начал формироваться свой фольклор. Про разные типы пишут частушки, складывают анекдоты и поговорки.

Источники

  1. Harvey, R J (1996) Reliability and Validity, in MBTI Applications. A.L. Hammer, Editor. Consulting Psychologists Press: Palo Alto, CA. p. 5- 29.

Ссылки

Соционические биографии известных людей

Соционические знакомства

Критика соционики

См.также

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home