Пиковая дама (опера)

Пиковая дама — опера П.И. Чайковского в 3-х действиях, 7-ми картинах, либретто М.И. Чайковского по мотивам одноимённой повести А.С. Пушкина.

Опера написана во Флоренции ранней весной 1890 года, автор либретто — брат композитора, Модест Чайковский, первая постановка — 7(19) декабря 1890г. в Мариинском театре в Петербурге.

Содержание

История создания

Написать оперу на пушкинский сюжет Чайковскому предлагали неоднократно, даже, как вспоминал композитор, «приставали года два», но он не видел в повести Пушкина должной сценичности, не особенно был увлечён её героями. Действительно, повесть написана довольно отстранённым языком и имеет главного героя, не вызывающего сердечных симпатий. Герман у Пушкина холоден и расчётлив, он никогда не станет «жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее», Лиза для него только средство на пути к обогащению — легко согласиться, что такой персонаж не мог увлечь Чайковского, которому всегда необходимо было любить своего героя. И лишь когда, по собственным словам, он оценил, что «сцена в спальне графини великолепна», создание оперы «и пошло, и пошло».

Многое в опере не соответствует повести Пушкина: время действия, характеры героев. Герман у Чайковского — пылкий, романтический герой с сильными страстями и огненным воображением; он любит Лизу, и лишь постепенно тайна трёх карт вытесняет её образ из сознания Германа. Лиза у Чайковского не бедная воспитанница Лизавета Ивановна, она внучка и наследница Старой графини — и это уже конфликт социальный. События оперы происходят во времена Екатерины Второй (на этом настаивал директор Императорских театров, пекшийся о пышности постановки), но герои Чайковского — не люди 18-го века, они даже не современники Пушкина, они современники самого композитора, особенно Герман, который буквально рождён духом лет, когда создавалась опера.

«Пиковая дама» была написана в необыкновенно коротний срок, всего за 44 дня и является одним из тех великих произведений, в котором автору удалось выразить себя и своё время.


Действующие лица

  • Герман — тенор
  • Граф Томский — баритон
  • Князь Елецкий — баритон
  • Чекалинский — тенор
  • Сурин — бас
  • Чаплицкий — тенор
  • Арумов — бас
  • Распорядитель — тенор
  • Графиня — меццо-сопрано
  • Лиза — сопрано
  • Полина — контральто
  • Гувернантка — меццо-сопрано
  • Маша — сопрано
  • Мальчик-командир — без пения

Действующие лица в интермедии:

  • Прилепа — сопрано
  • Миловзор (Полина) — конральто
  • Златогор (граф Томский) — баритон

Нянюшки, гувернантки, гуляющие, распорядитель бала, гости, дети, игроки.

Краткое содержание

Действие оперы происходит в Петербурге в конце XVIII в.

Первое действие

Первая картина. Солнечный Летний сад, заполненный гуляющей толпой. Офицеры Сурин и Чекалинский делятся впечатлениями о странном поведении своего приятеля Германа: он ночи напролет проводит в игорном доме, но даже не пытается испробовать судьбу. Вскоре появляется сам Герман в сопровождении графа Томского. Герман признаётся, что страстно влюблен, хотя имени своей избранницы не знает. Присоединившийся к компании офицеров князь Елецкий рассказывает о своей скорой женитьбе: «Светлый ангел согласие дал свою судьбу с моею сочетать!» Герман в ужасе узнает, что невеста князя и есть предмет его страсти, когда мимо проходит Графиня в сопровождении своей внучки, Лизы.

Обе женщины, заметившие горящий взгляд несчастного Германа, охвачены тяжелыми предчувствиями. Томский рассказывает приятелям светский анекдот о графине, которая будучи юной московской «львицей» проиграла все состояние и «ценой одного рандеву», узнав роковую тайну трех всегда выигрывающих карт, одолела судьбу: "Раз мужу те карты она назвала, в другой раз их юный красавец узнал, но в эту же ночь, лишь осталась одна, к ней призрак явился и грозно сказал: “Получишь смертельный удар ты от третьего, кто, пылко, страстно любя, прийдет, чтобы силой узнать у тебя три карты, три карты, три карты!”» Герман внимает рассказу с особым напряжением. Приятели подшучивают над ним и предлагают выведать у старухи тайну карт. Начинается гроза. Сад пустеет. Среди разбушевавшейся стихии Герман восклицает: "Нет, князь! Пока я жив, тебе я не отдам ее, не знаю как, но отниму!".

Вторая картина. Сумерки. Девушки пытаются развеселить опечаленную Лизу. Оставшись одна, Лиза поверяет ночи свою тайну:«И вся моя душа во власти его!» - признается она в любви к таинственному незнакомцу. Неожиданно на балконе возникает Герман. Его пылкое объяснение увлекает Лизу. Стук разбуженной Графини их прерывает. Спрятавшийся за портьеру Герман возбужден самим видом старухи, в лице которой ему чудится страшный призрак смерти. Не в силах больше скрывать свои чувства, Лиза отдается во власть Германа.

Второе действие

Первая картина. Бал. Елецкий, встревоженный холодностью Лизы, уверяет ее в своей любви. Приятели в масках издеваются над Германом: «Не ты ли тот третий, кто, страстно любя, прийдет чтоб узнать от нее три карты, три карты, три карты?» Герман взволнован, их слова будоражат его воображение. По окончании интермедии «Искренность пастушки» он сталкивается с Графиней. Получив от Лизы ключи от потайной двери Графини, Герман воспринимает это как предзнаменование. Сегодня ночью он узнает тайну трех карт.

Вторая картина. Герман пробирается в спальню Графини. С трепетом всматривается он в её портрет в молодости. Появляется сама Графиня в сопровождении приживалок. Она с тоской вспоминает прошлое и засыпает в кресле. Неожиданно перед ней возникает Герман, умоляющий открыть тайну трех карт: «Вы можете составить счастье целой жизни, и оно вам ничего не будет стоить!» Но Графиня, онемевшая от испуга, недвижима. Взбешённый Герман угрожает пистолетом. Старуха падает. «Она мертва, а тайны не узнал я», - сокрушается близкий к помешательству Герман в ответ на упреки вошедшей Лизы.

Третье действие

Первая картина. Герман в казармах. Он читает письмо Лизы, где она назначает ему свидание на набережной. В воображении встают картины похорон старухи, слышится заупокойное пение. Возникший призрак Графини в белом похоронном саване вещает: «Спаси Лизу, женись на ней, и три карты выиграют сряду. Запомни! Тройка! Семерка! Туз!» «Тройка... Семерка... Туз...» - как заклинание повторяет Герман.

Вторая картина. Лиза ждет Германа на набережной у Зимней канавки. Ее разрывают сомнения: «Ах, истомилась, исстрадалась я». Когда часы бьют полночь и Лиза окончательно теряет надежду, появляется Герман, поначалу повторяющий за Лизой слова любви, но одержимый уже другой идеей. Лиза убеждается, что Герман — виновник смерти Графини. Он с криком убегает в игорный дом. Лиза в отчаянии бросается в воду.

Третья картина. Игроки веселятся за карточным столом. Их развлекает Томский шутливой песенкой. В разгаре игры появляется взбудораженный Герман. Дважды подряд, предлагая крупные ставки, он выигрывает. «Сам черт с тобой играет заодно», - возглашают присутствующие. Игра продолжается. На сей раз против Германа князь Елецкий. И вместо беспроигрышного туза в его руках оказывается дама пик. Герману видятся на карте черты умершей старухи: «Проклятая! Что надобно тебе! Жизнь моя? Возьми, возьми ее!» Он закалывается. В проясненном сознании возникает образ Лизы: «Красавица! Богиня! Ангел!» С этими словами Герман умирает.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home