Церковь Пресвятой Троицы (Фульнек)

Приходская церковь
Пресвятой Троицы

Приход Фульнек
Деканат Биловец
Диоцез Острава-Опава
Церковная провинция Моравия
Село Фульнек
Район Нови-Йичин
Регион Моравия
Государство Чехия
Данные на 2006 год

Римско-католическая приходская церковь Пресвятой Троицы в Фульнеке — один из известных архитектруных памятников в стиле барокко северо-восточной Моравии (Чехия), является главной доминантой города после замка.

Содержание

История

История старой приходской церкви

Старая приходская церковь, посвящённая святым Филиппу и Якубу, стояла на месте сегодняшней часовни св. Иосифа, на левой стороне храмового нефа. Уже неизвестно, когда она была построена, первое документальное подтверждение относится к 26 февраля 1293 года в документе господина Ольдржихa из Лихтенбурка (Oldřich z Lichtenburka), потомка влиятельного рода Роновцев (Ronovci) и собственника Фульнецкой области, согласно которому он продаёт бургомистру Штедрону (Štědron) из Йиловца (Jílovec) за десять гривен здание городской управы.[1]

В 1389 году у церкви основан монастырь августинцев-каноников[2], а церковь стала называться «церковью Пресвятой Троицы».[3]

Чудотворный образ Девы Марии-Помощницы

На почётном месте фульнецкой приходской церкви, над дарохранительницей главного алтаря, находится чудотворный образ Девы Марии-Помощницы, известный также как Дева Мария Фульнецкая. Когда-то под ним была дощечка с надписью:

„Im Jahre 1648 den 1. October iſt der ehrbare Junggeſell Paulus Mudrack, 19 Jahre alt, unſchuldigerweiß in dem Hauswald (Thiergarten) erſchoſſen worden. Und dann im Jahre 1649 den 3. März iſt Andreas Mudrack nach erlangten heiligen Sakramenten der chriſtkatholiſchen Kirche, von dieſer Welt geſchieden. Seines Alters 22 Jahre 5 Monath. Denen zur Gedächtniß die betrübten Eltern, als Georg und Anna Mudrack, d. Epitaphium aufrichten laſſen. Gott verleihe allen chriſtgläubigen Seelen die ewige Ruhe und Seligkeit amen.“
Что в переводе на русский означает:
«В году 1648, 1-го октября, в заповеднике был невинно застрелен честный юноша Павел Мудрак, 19 лет. После, в году 1649, 3-го марта оставил этот свет, получив святые таинства христианско-католической церкви, Андрей Мудрак. Ему было 22 года 5 месяцев. Им на память заказали опечаленные родители, Георгий и Анна Мудрак, сделать эпитафию. Бог дай всем христианским душам вечный покой и блаженство. Аминь.»

Упомянутой эпитафией был образ Девы Марии-Помощницы, который супруги Мудрак[4] подарили в 1678 году приходской церкви. Изначально он висел у купели в часовне св. Иосифа старой приходской церкви. Оттуда он был позже взят и повешен между двумя храмовыми окнами. И там он не оставался долго, в 1731 году он был опять перемещён, а его место заняло изображение тогда недавно беатифицированного Петра Фоуриера. Картину Девы Марии использовали как малый алтарный образ, так она не привлекала к себе особого внимания вплоть до 1746 года — тогда 23-го декабря она была опять перемещена, на этот раз в клуатр, так как лучшего места не нашлось; после нескольких недель образ там даже развалился на три куска. Тогда наконец о нём позаботился преподобный Якоб Эрбсманн (Jakob Erbsmann), старец здешного монастыря, заказал её починку и повесил на монастырскую стену за церковью.[5] Постепенно у неё начали почти ежедневно собираться набожные христиане, они украшали образ цветами и почитали Богородицу молитвами и пением. Уважение постоянно возрастало, многие приходившие находили утешение и помощь.

В субботу, перед торжеством Пресвятой Троицы, 31 мая 1749 года, у образа около пяти часов после полудня молился лакей Ян Георгий Лосерт (Johann Georg Losert). Вдруг он заметил что-то белое на правом глазу Богородицы. Сначала он подумал, что образ был забрызган чем-нибудь, так как тогда достраивалась новая ризница у старой церкви. Уже звонили к обедне, поэтому он ушёл в храм, но постоянно чувствовал внутреннее стремление вернуться на то же место. После окончания литургии он направился опять к образу и, осмотрев его внимательно, обнаружил, что от правого глаза Богородицы стекают три слезы, средняя вплоть до головы Иисуса. На левом глазу тоже явно было что-то влажное. К семи часам вечера, у образа уже успели собраться и увидеть всё около двенадцати человек. Пономарь Иосиф Гопп (Joseph Hopp) позвал тогдашнего декана Иосифа Барвига (Joseph Barwig), который поднялся к образу и вытер слёзы платком — что удалось только после продолжительных усилий. Там же присутствовал кроме декана другой священник из монастыря августинцев, по имени Александр (Alexandr), из мирян пономарь Иосиф Гопп, его сестра Аполлония (Apollonia), лакей Ян Георгий Лосерт и двенадцать других верующих. Декан Барвиг приказал им временно молчать о происшедшем, но скоро уже весь город знал об этом, и на том же месте в тот же вечер собралась большая часть горожан, как знатных, так и простых.

Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка.
Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии.

Немного спустя богослужения у образу очень размножилось, приходило все больше паломников не только из приходу и прилегающих сел, но также из отдаленее окрестности, и многие подтверждали, как после молитев у фульнецкоу Богородицы удовлетворены были их просьбы в нуждах духовных и телесных. Богослужения и пения большей частью продолжались бплоть до ночи.

Во второй половине дня 2-го июня 1749 года в один час у образу собрались декан Иосиф Барвиг с другими священниками, строител Николай Талхер (Nikolaus Thalherr), Матфей Гоп (Mathäus Hopp), брат пономаря, и Георгий Рихтер (Georg Richter), чтобы все основательно осмотреть и найти объяснение. По обстоятельном исследованию образу и его окрестности и оценению всех обстоятельств того события они обнаружили, что слезы на лице Девы Марии не могли быть естественного поводу и что истинно ишло о чуде, через который нам появилась Богородица.

В день праздника Посещение Девой Марией св. Елизаветы, 2-го июля, у образу происходила первая славная литания с музыкой; от того времени там все праздники св. Марии славивались с музыкой, школа на том месте ежедневно пела и сделала литании. В праздник Богородицы горы Кармел у образу служилась первая святая месса. В связу с этим обеспечили его красивой рамой и возле прикрепили лампу, которая после непрерывно горела. Перед праздником Рождества Пресвятой Богородицы была колем него построенна малая деревянная часовня, чтобы у людей исполняющих богослужение был кров. Много гражданов предлагало устроить собрание и из ее прибыля построить кирпичную часовню.

Уже 10-го декабря началась работа на откапыванию скалистого откоса, который был для стройки значительное препятствие и задержка. Целому произведению очень помагал фульнецкий магистрат и граждане города. 12-го января 1750 года был образ Девы Марии Помощницы с большой почестю славно перенесен до часовни св. Анны[6], кде был поставен на алтарь и закрыт стеклом. В течение того всего Богородица уронила много слезей.

Все происшествия случившиеся колем образу тщательно записывал тогдашний пономарь Иосиф Гоп. Его списки продолжают вплоть до 20-го января 1753 года; до того времени описывают 106 случаев, когда люди из разных сел сообщили, что им Дева Mария после молитвы у фульнецкого образу выпросила Божую помощь в различнейших надобностях.

Когда уже удалось с больљим усилием и издержками откос ради постройке откопать, был план совершенно изменен, решено было не строить часовню, но прямо большую новую церковь.

История церкви Пресвятой Троицы

К откапыванию откосу приходило каждый день много людей, только, что совместно с теми нанятыми за деньги их бывало с 50 до 60 человек. 25-го апреля 1750 года[7] работа уже только продвинулась, что было достаточно места ке копанию фундаментов. Первый камень был до них положен 5-го мая и на день позже начали работать каменщики.[8] Закладной камень церкви был с большой славой положен 19-го октября 1750 года[9] на том месте, кде раньше находился образ Девы Марии. Для торжественного акта изготовлена была позолоченная кельма и молот; первый стук принадлежал господину декану, за нем следовало прочее духовенство, магистрат и другие знатные граждане. Наконец могли на камень постучать тоже простые люди, кто угодно имел интерес, каждый один удар. Его можно видеть под церковной кафедрой, доныне на нем заметно летосчисление 1750.[10] В году 1760 было собственное строительство по приходской хронике завершено и началось окрашивание.

В году 1761 была церковь освящена оломоуцким вспомогательным епископом графом из Шерфенберга (von Scherfenberg).[11]

Сегодняшний храм построен был на месте первичной церкви св. Филиппа и Якуба у монастыря августинцев, который 1784 года закрыт был императором Иосифom II. Автор проекта был в Фульнеке усестшийся строител Николай Талхер, которому приписываны также церкви в городах Будишов-над-Будишовкой и Штернберк.

Описание

Приходская церкви Пресвятой Троицы

Церковь однонефная, на западной стороне соединена с готическим клуатром, который стал частью нижного этажа дому приходского священника. Глубинный северо-южный ось нефа стремится отвесно к Замковому верху, ширинный параллельный с теоретической южноу стороной площади. Главный алтарь целится на север с умеренным наклонением на запад, имеет географические координаты 49° 42′ 41,60″ с. ш., 17° 54′ 15,27″ в. д. На восточной стороне построена была овальная часовня св. Иосифа. Над северной стороной главенствуют могучые кирпичные хоры.

Интерьер

В расчленянью интерьеру отражается принцип творения простору складыванием. Одиночные элементы от себе в своду отделены выразительными удвоенными междусводовыми полосами и в окружных стенах пилястрами, несующими участки антаблемента, на которые междусводовые полосы усаживаются. Под куполом обегает вокруг сквозный антаблемент, под которым находятся оратории с выпукло выпятыми парапетами.

Церковь и часовня снабдены единой барочной обстановкой. Единичные настенные живописи с богатой символикой, законченые 1760 года, тематическо связывающие себя с освящением церкви, создал оломоуский живописец Иосиф Игнац Садлер (Joseph Ignatz Sadler). В полукуполе над главным алтарем изобразено Торжество веры, другие пола указывают сцены связанные с товжеством трёх Божих особ — в передней части Победный воскресенный Христос поклоняный толпами святых, в средней Творцовское дело Бога Отца (в куполе Сотворение ангелов) и в задней пятидесятничная сцена Сошествие Святого Духа. Пандативы в средней части нарисовывают иносказания четырех частей света. Главный алтарь произведением кромержижского скульптора Францa Андрея Гирнлего (Franz Andreas Hirnle); на остальной отделке сотрудничил с скульптором Вацлавом Бемом (Wenzel Böhm).[12]

Большинство картин в церкви покрасил Игнац Викторин Раб (Ignatz Viktorin Raab), но та главном алтаре произведением Феликса Иво Лайхера (Felix Ivo Leicher). Св. Августин на нем держит перо, оставляющие за себой огненный след, что сымболизирует подстрекательство Святым Духом.[13] Дверка дарохранительнице украсены явлением пеликана, кормищего в времени голоду детеныше собственным мясом — притча Христа, насыщающего нас через святые дары собственнм телом.

На каждой стороне храмового нефа найдем три боковые алтаре. На правоу, апостолской стороне передний освящен св. Валентину, средний Деве Марии Скорбящей и задний св. Барборе. На левой, евангелиейной стороне потом передний св. Августину, средний св. Убальдо и задний Бичеванию Христа. Частями средних алтарев стеклянные гробы с мощями святых, вправо св. Валентина и влево св. Виталиса. Года 2006 до церкви из польскего Кракова торжественно перенесен мощь св. Фаустины Ковальской и к нему поместен образ Божьего Милосердия.

На правой стороне храмового нефа находится тоже церковная кафедра. Главным мотивом ей отделки состав трёх целомудрий, изображенный в подобию трёх женских лиц: влево внизу с якорем — надежда, посреди над кафедрой с крестом — вера и вправо внизу с чашой — любовь.[14]

Орган

Первичный орган приходской церкви, построенный органным мастером Яном Георгийем Шварцем из Либаве, освящен 1766 года. У него былы два мануали и 18 регистров. Ради изрядному изнашиванию деревянных частей и изъедению червями был в ХХ веку починен и увеличен национальным предприятием «Завод на органы» в Крнове подле проекта инж. Оты Веверкы (Ota Veverka). Ремонтированный трехмануальный 33-регистерной инструмент был одобрен 10-го декабря 1955 года проф. Густавом Пивонькой (Gustav Pivoňka) из Оломоуца и освящен.[15]

Клуатр

Клуатр первичного монастыря августинцев, построенный вероятно в 1430-ых годах у западного фасаду тогдашней церкви, ценнейший готический памятник архитектуры в городу. В нем воздвигается ребристый крестовый свод с высококачественными рельефными деталами. Под выходами ребер и в болтах ребристого свода находятся гербы созидателев монастыря — завертываную стрелу панов из Краварж (páni z Kravař) и звезду панов из Штернберка и Лукова (páni ze Šternberka a Lukova). Простор освещeн одиннадцати ланцетовидными окнами, выходяющими до необычно малого райского двора (?). Из первоначальных пламенных розеток в них доныне сохранился только фрагмент в верљине западного среднего. Клуатр первично соединял церковь и жилые просторы монастыря, до нефа выходит ломаным порталом.[16]

Часовня св. Иосифа

Часовня св. Иосифа, пространство с собственной архитектонической композицией, горизонтально находится приблизительно на месте алтаря бывшой готической церкви. Интерьер расчленян пилястрами с участками антаблемента, на который усаживается выразительно моделированный карниз, поддерживающый свод куполу. Под карнизом оратории с выпукло выпятыми парапетами, над входом до нефа заинтересует могучая эмпора. В своду часовни найдем явление Двенадцатилетний Иисус в Храму, на округу дополненое сценами из жизни св. Семьи. С нефом интерьер часовни соединяет высокая аркада.[17] По отмене Лореты возле капуцинской церкви св. Иосифа была перенецена сюда скульптура Черной Мадонны.[18]

Экстерьер

Внутренному построению просторов отвечает также расчленяние экстерьеров церкви — боковые фасады гладкие, углы между отдельными материями закругленные, на границы вложены четырстолбы, на целом округу здания обегает коронный антаблемент. Из материи церкви выступают пристройки часовни и ризниц. Целый фасад творит монументальную кулису, припоминающую строительство кульминирующего барокка. В нишах фасаду стоят фигуры четырех евангелистов от скульптора Яна Шубрта. У нефа двускатная крыша, над центральным пространством с куполом крыша мансардная с маковкой, часовню крыет низкий купол.[17] Фронтон церкви был в годах 1901—1903 приготовен по проекту архитектора проф. Фердинанда Граха (Ferdinand Hrach).[19]

На восточной стороне приходскоу церкви поместен поздно готический аж рано ренессанцовый надгробный камень Георгия из Жеротина (Jiří z Žerotína), датированный до 1507 года. Идеализированное явление представляет умершего как рыцаря, стоящего на лву, символу мощи и силы. Соседний надгробный камень принадлежит семье Балтазара Швайнице из Пилмсдорфа (Baltazar Švajnic z Pilmsdorfu).[20]

Из площади ведет к церкви барочная лестница из начала XVIII века с классическими воротами снабденными скульптурами.[19]

Дом приходского священника

Дом приходского священника, до 1784 года монастырь августинцев каноников, прилегает к западной стене церкви Пресвятой Троицы. Идет о двухэтажное здание, чье ядро — западная жилая часть первого этажа севодняшнего дома — относится к первой половине XV века, но прошла изрядными строительными отделками в веку XVII, когда построены просторы в другом этаже; дальнейшие следовали после отмены монастыря в конце XVIII и позже также в XIX веку. Фасад нет значительно расчленян, на округу обегает коронный карниз. У шести окен в другом этаже ренессанцовые каменные профилированные откосы и заметные надоконные карнизи. Помещения находятся на внешнем округу сравнительство широких коридоров, над которыми воздвигаются прусские и коробовые своды; у помещений большей частью плоские потолки. На северной стороне дома найдем ампирную комнату с живописными и лепными украшениями из начала XIX века. Возле ней помешение приходской канцелярии с поздно перессанцовыми лепными украшениями и покраской из времени ампира.

Знаменательные события

  • 1293 — Самая старая письменная заметка о фульнецкой приходской церкви.
  • 1389 — Бенеш из Краварж (Beneš z Kravař) заложил в Фульнеке при церкви монастырь августинцев. Николай из Рызмбурка (Mikuláš z Rýzmburka), оломоуцкий епископ, допускал чтобы приходская церковь досталась монастырю и так стала церквой капитулной.[2]
  • 1416 — В церкви похоронен Лацек I (Lacek I.), первый моравский гетман, назначенный королем Вацлавом IV.[21]
  • 1429 — Фульнек зажег Ян из Товачова (Jan z Tovačova), сторели церковь и монастырь.[21]
  • 1559 — Пожар уничтожил монастырь и прилегающую часть города.[22]
  • 1657 — Церковь опустошили и выжегли шведи.[18]
  • 1672 — Папа Клемент Х предоставил пробстom фульнецким право митры.[23]
  • 1676 — Большой пожар опять сжег город и церковь.
  • 1693 — Церковь после пожара возобновена на средства монастыря августинцев.[18]
  • 1695 — Пожар сжег монастырь и окрестность.[22]
  • 1749 — Дева Мария на образе впервые ронила слезы.
  • 1750 — Положен закладной камень новой приходской церкви.[9]
  • 1761 — Церковь освящена оломоуцкым вспомогательным епископом графом из Шерфенберка.[11]
  • 1766 — Освящен новый двухмануальный 18-регистерный орган.[15]
  • 1784 — Монастырь августинцев закрыт Иосифom II, последний пробст, Доминик Амбросони (Dominik Ambrosoni), стал приходским священником.[24] В зданию конвента учреден городский дом приходского священника.[25]
  • 19001903 — Общая реставрация церкви.
  • 19051908 — Починка клуатра.
  • 1919 — До храма проведено электрическое освещение.
  • 19501983 — Постепенно проводян общий ремонт церкви и дома приходского свяшенника[18]
  • 1955 — Освящен исправенный и увеличенный трехмануальный 33-регистерный орган.[15]
  • 2006 — До церкви торжественно поместен мощь св. Фаустины Ковальской, перенесенный из польскего Кракова.


Примечания

  1. Dějiny kraje Holasovského čili Opavského, том III-й, часть I-я, стр. 103.
  2. а б Regesty dokumentów przechowywanych na Górnym Śląsku, стр. 92, номер 198. Но в книге Z kroniky staroslavného města Fulneku, působiště J. A. Komenského, на стр. 138 написано: О том, почему старая приходская церковь, упомянутая в документе 1293 года, была закрыта, а на её месте основан монастырь августинцев, у нас нет никаких записей.
  3. Согласно некоторым источникам, в 1389 году церковь называлась «церковью Святой Троицы» и только гораздо позже стала называться «церковью Пресвятой Троицы».
  4. В приходской хронике указанны имена Лаврентий и Анна вместо Георгий и Анна, как пишется в книге Die Pfarrkirche in Fulnek und das Mariabild am Hochaltar. Но в указании года дарения источники сходятся.
  5. Согласно приходской хронике, он попросил повесить образ на внешнюю стену часовни св. Иосифа.
  6. До часовни входилось из клуатра, по отмене монастыря была присоединeна к дому приходского священника.
  7. Die Pfarrkirche in Fulnek und das Mariabild am Hochaltar, стр. 7. Приходская хроника датирует на 25-го апреля 1750 году положение закладного каменя алтаря.
  8. Die Pfarrkirche in Fulnek und das Mariabild am Hochaltar, стр. 7.
  9. а б На этом дне соглашаются книга Die Pfarrkirche in Fulnek und das Mariabild am Hochaltar и приходская хроника.
  10. Die Pfarrkirche in Fulnek und das Mariabild am Hochaltar, стр. 7—10.
  11. а б По приходской хронике. В книге Die Pfarrkirche in Fulnek und das Mariabild am Hochaltar на странице 10 приводено число освящения 19-ое апреля 1762 года, однако обозначено здехь неистинное; год мол но бесспорный. Освятителем по этом произведению оломоуцкий епископ граф из Хамилтона (von Hammilton). Но Komenského Fulnek на стр. 38 датирует постройку до годов 1750—1752 и освящение до года 1760. Fulnecký zpravodaj, выпуск 1980, номер 2, приводит, что в мемориальной бумаге из 1760 года, вложенной до башни, записано число положения закладного каменя 19-ое октября 1750 года, окончание коробки здания 1752 года, посадка маковки 29-ое сентября 1760 года и освящение 22-ое октября 1760 года.
  12. Komenského Fulnek, стр. 38, и страницы города Фульнек.
  13. Приходская хроника приводит, что алтарьный образ покрасил Иоанн Лайхерт (Johann Leichert) — однако то неверный запись, ошибку в хронике замечает тоже Das Kuhländchen 7 на стр. 35—36; неправильное имя из приходских записев перенял также Wolny в своем деле Kirchliche Topographie, где называет автора картины Иоанн; но художник того имени в крайе не работал, сверх того не можно не видеть сходство с другими делами Феликса Иво Лайхра.
  14. По приходских списках.
  15. а б в По табличке на органе.
  16. Komenského Fulnek, стр. 36, и страницы города Фульнек.
  17. а б По страницах города Фульнек.
  18. а б в г По приходской хронике.
  19. а б Města a městečka v Čechách, na Moravě a ve Slezsku, стр. 857.
  20. Статья Augustiniáni kanovníci ve Fulneku do války třicetileté приводит имя в виде Балцар Швейниц из Пилмесдорфа (Balcar Švejnic z Pilmesdorfu).
  21. а б Historický místopis země Moravskoslezské, стр. 688.
  22. а б Fulnecký zpravodaj, выпуск 1980, номер 2.
  23. Města a městečka v Čechách, na Moravě a ve Slezsku, стр. 858. Книга Z kroniky staroslavného města Fulneku, působiště J. A. Komenského, стр. 152, приводит ошибочно папу Климента XII. Право митры — право употреблять епископские знаки достоинства.
  24. Z kroniky staroslavného města Fulneku, působiště J. A. Komenského, стр. 150. Пишется здесь тоже, что пробст Казимир Волны (Kazimír Volný) умер 1778 года. Но приходская хроника приводит, что именно Волны был последний пробст и стал поэтому приходским свяшенником.
  25. Města a městečka v Čechách, na Moravě a ve Slezsku, стр. 858

Источники

  • Peřinka, František Vácslav. Augustiniáni kanovníci ve Fulneku do války třicetileté. In Sborník historického kroužku. Выпуск XXXII-й (1931). Praha: Družstvo Vlast, 1931. Страницы 28—34, 112—123, 201—225, 252—263.
  • Prasek, Vincenc. Dějiny kraje Holasovského čili Opavského. Библиотечка Vlastivěda Slezská, том III-й, часть I-я. Opava: Jubilejní fond Vlastivědy Slezské, 1891. 196 страниц. Страница 103.
  • Fulnecký zpravodaj. Выпуск 1980, номер 2-й. Fulnek: Městský národní výbor Fulnek, 1980.
  • Hosák, Ladislav. Historický místopis země Moravskoslezské. Praha: Společnost přátel starožitností čsl., 1938. 1144 страниц. Страницы 688—689. Reprint ISBN 80-200-1225-7.
  • Wolny, Gregor. Kirchliche Topographie von Mähren. 1-я часть, 2-й том. Brünn: Komission der Ritsch und Grosseschen Buchhandlung, 1857. 484 страниц.
  • Trapl, Miloš — Kraváček, František. Komenského Fulnek. Praha: Pressfoto, 1993. 47 страниц.
  • Das Kuhländchen. 7-й том. Neu-Titſchein: L. V. Enders’ſch, 1926. 200 страниц. Страницы 35—36.
  • Wolny, Gregor. Die Markgrafschaft Mähren. 1-й том. Brünn: изд. на средства автора, 1835. 486 страниц.
  • Kuča, Karel. Města a městečka v Čechách, na Moravě a ve Slezsku. I-й том, 1-е издание. Praha: Libri, 1996. 874 страниц. ISBN 80-85983-13-3. Страницы 857—858.
  • Ottův slovník naučný. 9-й том. Praha: J. Otto, 1895. 1037 страниц. Страницы 765—766. Reprint ISBN 80-7203-137-6.
  • Kollmann, Hynek. P. Bonaventura z Kolína, kapucín, reformátor města Fulneku. In Sborník historického kroužku. Выпуск III-й (1894). Praha: Družstvo Vlasť, 1894. Страницы 87—105.
  • Demel, Ph. Die Pfarrkirche in Fulnek und das Mariabild am Hochaltar. 1-е издание. Fulnek: изд. на средства автора, 1869. 82 страниц. Страницы 3—14.
  • Barciak, Antoni — Müller, Karel. Regesty dokumentów przechowywanych na Górnym Śląsku. Том I-й. Wrocław: Centrum Badań Śląskoznawczych i Bohemistycznych Uniwersytetu Wrocławskiego, 2004. 158 страниц. ISBN 83-88430-26-2. Страница 92, номер 198.
  • Oppl, St. V. Z kroniky staroslavného města Fulneku, působiště J. A. Komenského. Fulnek na Moravě: Kryl a Scotti, 1928. 175 страниц. Страницы 36—47, 96—99, 136—157.
  • Факты о приходской церкви на страницах города Фульнек.
  • Стенгазета Z farní kroniky (Из приходской хроники) на внутренной восточной стене клуатра приходской церкви в Фульнеке.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home