Зоосексуальность

Содержание

Сексуальная ориентация
Раздел сексологии
Общепринятые классификации

Гетеросексуальность
Бисексуальность
Гомосексуальность

Другие классификации

Асексуальность
Аутосексуальность
Шкала сексуальности Кинси
Решётка сексуальной ориентации Клейна
Моносексуальность
Пансексуальность
Парафилия

Тематически связанные статьи

Эмоциональная ориентация
Биология и сексуальная ориентация
Свободный выбор и сексуальная ориентация
Статистика сексуальной ориентации
Сексуальность животных
Ситуационное сексуальное поведение

Шаблон: ПросмотрОбсуждениеПравить


Эта статья о сексуальной ориентации «зоосексуальность», для клинического подхода к сексуальным отношениям между человеком и животными см. Зоофилия

Зоосексуа́льность (от греч. zoon — животное и лат. sexus — пол) — это одна из возможных сексуальных ориентаций, которая определяет спектр сексуальных взаимотношений человека и животного, и подразумевает человека с сексуальной ориентацией на животных. Неформально термин используется с начала 1980-х и утвердился в научно-исследовательской литературе благодаря работам американского сексолога Хани Милетски (англ. Hani Miletski) в 1990-х. Подразумевается, что человек с подобной сексуальной ориентацией называется зоосексуалом.

Область значений термина зоосексуальность имеет пересечения со следующими терминами:

  • Содомия — внимание уделяется половому акту между человеком и животным, и трактовке его согласно религиозным догмам.
  • Скотоложество — внимание уделяется половому акту между человеком и животным, и проблеме законности на осуществление человеком подобной связи. Термин используется в средствах массовой информации и законодательстве.
  • Зоофилия — внимание уделяется сексуальным влечениям человека по отношению к животным. Термин используется в психиатрии.

Зоосексуальность обозначает одну из возможных сексуальных ориентаций в сексологии, антрозоологии и психологии, безотносительно к сложившимся культурным нормам, доминирующим религиозно-этическим воззрениям и утверждённым правовым нормам. Таким образом, зоосексуальность представляет собой описательный, безоценочный, лишённый клинической и юридической коннотации термин.

Зоосексуальность, в сравнении с термином гомосексуальность, имеет более узкую область значений — например, не определяет, может ли зоосексуал иметь в качестве партнёра человека.

Исследование зоосексуальности

Милетски выполнила первые формальные исследования на предмет существования сексуальной ориентации человека по отношению к животным.

Определение сексуальной ориентации, использованное Милетски[1], основано на работе Франкоера (Francoeur) (1991), посвящённой дискуссии о гомосексуальности, гетеросексуальности и бисексуальности. Согласно его определению, сексуальная ориентация состоит из трёх не связанных между собой аспектов: эмоциональной связи, cексуальных фантазий и, собственно, cексуальной ориентации.

Идея зоосексуальности как добровольной сексуальной ориентации противопоставляется фетишизму (сексуальной фиксации на объекте), парафилии и эмоциональной связи, и берёт начало в работах, проведённых в 1960-е годы такими исследователями, как Мастерс (Masters). Исследования проводились в то время, когда сексуальные меньшинства и сексуальные предпочтения перестали рассматриваться как признак умственного отклонения, а стали включаться в рамки типичных человеческих сексуальных отношений, поле которых стало расширяться, а не отвергать свои области.

Термин зоосексуал цитриуется Милетски в работах 1990-х годов и рассматривается как термин, свободный от эмоциональной окраски и менее подверженный различного рода дополнительным смысловым нагрузкам, нежели предшествующие ему термины. Термин описывает как самого человека, так и его действия.

Первое задокументированное он-лайн использование термина(англ.) отмечено в телеконференции в марте 1994 года; в это время он уже был термином с хорошо устоявшимся значением, не требующим дополнительных объяснений.

Профессиональные взгляды на зоосексуальность как на сексуальную ориентацию

Донофрио[2] (докторская диссертация, 1996) сообщил, что результаты его исследования зоофилии соответствуют позиции Американской психиатрической асcоциации по диагностике в DSM-IV, а именно с тем, что зоофилия не является «клинически значимой проблемой». В дальнейшем он приходит к выводу, что идея и распознавание сексуальной ориентации на животных (в противовес упрощённой классификации как парафилии) согласуется с его работой.

Хани Милетски в своём основополагающем[3] и первопроходческом[4] исследовании 1999 года провела исчерпывающую работу с источниками, их анализом, в совокупности с дальнейшим исследованием по теме. Она была первым исследователем, формально подошедшим к вопросу о существовании подлинной сексуальной ориентации (как противопоставления сексуальной фиксации на объекте), доказывая, что примененительно к отношениям человека и животного может быть применена шкала, аналогичная шкале Кинси:

«Зоосексуальность подразумевает сексуальную ориентацию, направленную на животных <…> И Донофрио (Donofrio) (1996) сообщает, что взгляд на зоофилию как на один из возможных видов сексуальной ориентации согласуется с его докторским исследованием. Также он рекомендует использовать шкалу, аналогичную шкале сексуальных предпочтений Кинси, что ранее уже было предложено Блейком (Blake) (1971). Модель Донофрио предполагает, что показатель шкалы для тех людей, которые не имеют интереса в каком-либо сексуальном контакте с животными, будет находиться на нулевой отметке. Люди, для которых животные являются единственным источником сексуального удовлетворения и привлекательности, будут иметь показатель, равный шести единицам. Соответственно, между этими двумя экстремумами находятся люди, переживающие сексуальный контакт с животными только в фантазиях или имевшие единичный случай сексуального контакта с животным, те, кто имел более одного случая сексуального контакта с животными, те, кто позиционирует свою сексуальную активность относительно животных так же, как и сексуальную активность относительно людей, те, кто предпочитает контакт с животными, но имеют неслучайные контакты и с людьми, и, наконец, те, кто предпочитает сексуальный контакт с животными, но при этом имели только случайные контакты с людьми».

Шкала зоосексуальности по Донофрио

Рейтинг Описание
0 Не является зоосексуалом (зоосексуальные фантазии и контакты полностью отсутствуют)
1 Изредка испытывает зоосексуальные фантазии и/или имел единичный зоосексуальный контакт
2 Немногочисленные зоосексуальные контакты
3 Многочисленные зоосексуальные контакты
4 Многочисленные зоосексуальные контакты, превалирующие над сексуальными контактами с людьми
5 Многочисленные зоосексуальные контакты; лишь случайные сексуальные контакты с людьми
6 Исключительно зоосексуал (сексуальные контакты с людьми полностью отсутствуют)

Главный вопрос исследования Милетски — «существует ли сексуальная ориентация, направленная на животных, но не на людей?». В своей книге она приходит к выводу, что ответ на этот вопрос — положительный:

«Полученные данные <…> однозначно говорят в пользу того, что разные люди в разной степени проявляют признаки сексуальной ориентации, направленной на животных. „Существует ли сексуальная ориентация, направленная на животных, но не на людей?” — по всей видимости, да <…> Очевидно, что некоторые люди <…> могут влюбляться и привязываться к своим питомцам, мечтать о близости с ними и признавать, что они (люди — прим. перев.) сексуально привязаны к животным. Как мы знаем, сексуальная ориентация динамична и может меняться со временем <…> Людей можно разместить на шкале Кинси, даже если они зоосексуальны. Разумно предположить, что бoльшая часть человечества поместится на нулевой отметке нашей кинси-подобной шкалы <…> но современные исследования показывают, что существуют и те, кому явно не место у нуля. Более того, есть и люди, чьё место на прямо противоположной стороне шкалы (6 = сексуальная направленность только на животных).»[5]

С этим заключением соглашается и доктор Андреа Битз (нем. Andrea Beetz), разделяющая в своей книге 2002 года «Love, Violence, and Sexuality in Relationships between Humans and Animals» точку зрения о том, что ранние изыскания в этой области являются некорректными:

«Результаты данного исследования согласуются с воззрениями новейших авторов <…> в действительности, сексуальная ориентация направленная на животных — зоосексуальность — существует, хотя и нельзя назвать зоосексуалом всякого человека, вступавшего в сексуальный контакт с животным»[6].

Такие взгляды поддерживает и серия статей, опубликованных в 20052006 гг. в «Журнале международного сообщества антрозоологии»[7].

Преимущества научного использования термина

Польза для науки в определении данного нового понятия состоит в том, что ранее использовавшиеся термины автоматически подразумевали под собой либо умственное расстройство, либо объектификацию сексуального партнёра.

  • Термин полнее отражает нынешнее понимание предмета.
  • Термин описателен, а не нормативен (задаёт направление для развития мысли, но не допускает переинтерпретаций). Такая характеристика ценна для психологии.
«Существуют разные люди, вступающие в половой контакт с животными, но не сам вид отношений, а их качество как раз и отличает одних от других. Те эмоциональные отношения, или хотя бы то уважение, которое они выказывают по отношению к воле животного, должны исследоваться более пристально, если речь идёт об изучении скотоложества. Для лучшего понимания скотоложества и зоофилии, а также их отношения к другим феноменам важно качество взаимодействия и отношений — а они могут быть любовными, нейтральными или насильственными — а не сам факт сексуального взаимодействия.»[8]
  • Термин распознаёт весь спектр эмоциональной и сексуальной привлекательности и/или направленности на животных, в противовес однобокому взгляду на половой акт (по аналогии, знания о гомосексуальности и гей-культуре тоже могут быть редуцированы до «анального секса»).
  • Термин позволяет людям обсуждать предмет наравне с другими сексуальными ориентациями, без ущербной терминологии, провоцирующей на предвзятые суждения. К примеру, если бы гомосексуальность была термином, связанным с определёнными клиническими условиями, это было бы препятствием для беспристрастного изучения существующих фактов гомосексуальной ориентации. (Примечание: В настоящее время зоосексуальность, как и гомосексуальность, более не считается умственным расстройством в классификации болезней DSM-IV Американской психиатрической ассоциации, в том случае, если явление не создаёт проблем в повседневной жизни человека).

Сравнение с другими сексуальными ориентациями

В своей книге Акерет (Akeret) (1995) рассуждает о наиболее запомнившихся клиентах из своей прошлой практики, одному из которых случилось влюбиться в белого медведя. В то время, согласно классификации DSM, гомосексуальность считалась «перверсией» в той же степени, что и зоофилия, и обе считались достаточным условием для врачебного вмешательства. Его мнение по поводу этого случая было таковым, что лечение клиента от зоофилии «могло оказаться не легче, чем попытка вылечить гомосексуалиста»[9]. Также в своей работе Милетски отметила некоторые общие черты людей с малораспространёнными сексуальными ориентациями:[10]

«Известно, что уровень самоубийств среди геев и лесбиянок очень высок. Они растут в обществе, ощущая свою инаковость, одиночество, изоляцию и отсутствие возможности поговорить с другими о своих гомосексуальных чувствах. Зоофилы испытывают похожие переживания, и если зоофилия/зоосексуальность является формой сексуальной ориентации, то неудивительно, что 18 мужчин (22%) и одна женщина (9%) сообщили, что пытались покончить жизнь самоубийством, а другие шесть мужчин и три женщины сообщили, что думали о самоубийстве. Однако, только два человека сообщили о том, что хотели и/или пытались покончить жизнь самоубийством из-за того, что они зоофилы. Вполне возможно, что остальные семь человек, приведшие в пример такие основания для самоубийства как изоляция, одиночество, депрессия, отчаяние, чувство непринятия, нелюбви, низкую самооценку, злость и стресс, могли испытывать эти чувства из-за того, что являлись зоофилами. Тем не менее, в течение двенадцати месяцев, предшествующих обследованию, большинство мужчин (57=69%) и женщин (9=82%) были вполне довольны своей личной жизнью».

Критика

Американский историк и сексолог Верн Баллау (англ. Vern Bullough) в своей рецензии[4] на книгу Х. Милетски «Understanding Bestiality & Zoophilia» оценивает проведённые исследования как переломные (англ. ground-breaking) и лучшие в данной области, но подчёркивает, что книга Милетски — лишь начало в череде исследований по данной тематике и надеется, что такие исследователи, как Андреа Битз, Мартин Вайнберг и Колин Уильямс с достоинством примут эстафету. Баллау замечает, что работа Милетски позволяет лучше разобраться в предмете обсуждения (в противовес ранним исследованиям по данной тематике). Ознакомившись с обзором уже существующей литературы, проведённым Милетски, сексолог приходит к выводу, что на самом деле об этом предмете известно очень мало, а чёткого ответа на вопрос, которому он придаёт особое значение — в чём причина возникновения сексуальных отношений между людьми и животными? — так и не дано:

«Исследования на эту тему ведутся вне сферы внимания основных направлений сексологии <…> Многие из уже существующих работ и изысканий могут быть больше расценены как псевдонаучные, нежели как серьёзные исследования. Что же касается конкретной статистики, то наиболее объективным исследованием, показывающим масштаб явления, скорее всего, можно считать лишь работу Кинси <…> Автор расценивает свою работу как описательную и указывает на её внутренние недостатки. Исходя из этого можно сделать вывод, что Милетски не претендует на какую-либо всеобщую значимость своей работы, отчасти потому что она не обнаружила какого-либо существенного отличия своих испытуемых от обычных американцев, кроме их сексуальных отношений с животными <…> В целом, данное исследование является переломным и позволяет нам лучше понять проблему. Впереди ещё много работы, но Милетски заслуживает похвалы за свои новаторские изыскания.»

Литература

  • Andrea Beetz Ph.D.: Bestiality and Zoophilia (2005), ISBN 1557534128
  • Andrea Beetz Ph.D.: Love, Violence, and Sexuality in Relationships between Humans and Animals (2002), ISBN 3832200207
  • Profesors Colin J. Williams and Martin S. Weinberg: Zoophilia in Men: a study of sexual interest in animals. — in: Archives of sexual behavior, том 32, № 6, декабрь 2003, стр. 523—535
  • Hani Miletski Ph.D.: Bestiality — Zoophilia: An exploratory study, Diss., The Institute for Advanced Study of Human Sexuality. — San Francisco, CA, октябрь 1999
  • Hani Miletski Ph.D.: Understanding Bestiality and Zoophilia, 2002, книга доступна на сайте Хани Милетски (Обзор книги — Journal of Sex Research, май 2003)
  • Josef Massen: Zoophilie — Die sexuelle Liebe zu Tieren (Zoophilia — the sexual love of/for animals) (1994), ISBN 3-930387-15-8
  • R.E.L. Masters Ph.D.: Forbidden Sexual Behaviour and Morality, an objective examination of perverse sex practices in different cultures (1962), ISBN LIC #62-12196

Литературные ссылки

  1. Милетски, глава 13.
  2. Также цитируется Милетски, 1999, стр. 65.
  3. Битз (2002), параграф 5.2.25: «One of the most monumental and recent studies on human-animal sexual contact was conducted by Miletski in 1999»
  4. а б Верн Баллау (выдающийся профессор SUNY, носитель звания Outstanding Professor (California State University), бывший президент ассоциации «Society for the Scientific Study of Sex», лауреат премии имени Альфреда Кинси (for distinguished sex research) — обзор книги Милетски (опубликовано в Journal of Sex Research, май 2003 года (онлайн-версия)
  5. Милетски, гл. 13, стр. 171—172.
  6. Битз (2002), параграф 5.7.
  7. Journal of the International Society for Anthrozoology, published by Dr Anthony Podberscek of the University of Cambridge Department of Veterinary Medicine in Great Britain
  8. Битз (2002).
  9. Цитата Милетски, стр. 41.
  10. Милетски, глава 8.

Интернет-ресурсы

Русскоязычные

Англоязычные

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home