Катастрофа самолета Ту-154М под Учкудуком 10 июля 1985

Самая крупная авиакатастрофа на территории бывшего СССР. 10 июля 1985 года самолет Ту-154, бортовой № 85311, выполнявший рейс № 5103 Ташкент — Карши — Уфа — Ленинград, на высоте 11600 м потерял скорость и свалился в плоский штопор. Погибли все 200 человек, находившиеся на борту, включая 9 человек экипажа.

События

После взлета экипаж включил автопилот и, как предполагают, уснул. Температура воздуха у земли была очень высокой, больше +30 °C, а в жару самолет дольше набирает высоту. Экипаж стал набирать высоту на скорости, значительно меньше рекомендованной. К тому же, скорость по мере увеличения высоты всегда падает, а автопилот продолжал выдерживать тангаж, хотя в процессе набора высоты его полагается постепенно уменьшать. Кроме того, самолет был загружен полностью (а по некоторым сведениям, перегружен) и взлетал тяжело. Примерно через час после взлета самолет неожиданно затрясло. Бортинженер сбавил скорость, которую затем восстановил командир корабля. Когда самолет поднялся выше, тряска вновь повторилась. Бортинженер вновь уменьшил скорость, а командир продолжал выдерживать высоту полета, вместо того, чтобы опустить нос и не допустить критических углов атаки. Самолет потерял 110 км/час скорости и на скорости 290 км/час стал заваливаться на правое крыло. Ту-154 вошел в штопор и стал падать по спирали. Самолет падал 153 секунды, в течение которых экипаж по радиосвязи прощался с семьями и родными, и разбился в 23:45 местного времени в районе Кокпатаса, в 30 км от Учкудука.

Причины авиакатастрофы

До сих пор точно не известно, почему Ту-154 вошел в штопор. По одной из версий, причиной авиакатастрофы могла послужить неисправность водопроводной системы в переднем туалете. Очистительная жидкость могла просочиться и залить систему автоматического управления, расположенного под ним. После авиакатастрофы на всех Ту-154 стали устанавливать под туалетами герметичные поддоны.

На эшелоне была аномально повышенная температура (-38 °C, а не обычные −55 °C), поэтому двигатели не могли работать на полную мощность (при повышении температуры воздуха тяга двигателей падает). Автопилот продолжал выдерживать высоту, слишком высоко задрал нос, возник критический угол атаки, при котором самолет теряет устойчивость в воздухе и возникает угроза сваливания в штопор. При этом АУАСП (автомат углов атаки и самолетных перегрузок, который предупреждает пилотов о таких опасных ситуациях — т. н. срывных режимах) был почему-то отключен экипажем (или выведен из строя просочившимися из туалета химикалиями). Когда началась тряска, спящий экипаж не сразу понял, в чем дело и продолжил выдерживать высоту. Кроме того, при повышении угла атаки фюзеляжем затеняется воздухозаборник второго двигателя, и тяга его еще больше падает.

Повлияла и большая загруженность самолета, что привело к несбалансированности центровки самолета. На борту был 191 пассажир, в то время как компоновка Ту-154 предусматривала только 164 или 180 кресел.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home