Орган Хаммонда

Орга́н Хаммонда — электрический оргáн, который был спроектирован и построен Лоренсом Хаммондом в апреле 1935 года. Изначально оргáны Хаммонда продавались церквям как недорогая альтернатива трубочным оргáнам, но инструмент часто использовался блюзе и джазе, а кроме того в рок-н-ролле(1960-е и 1970-е) и госпеле. Широкую популярность оргáн Хаммонда обрёл в военных ансамблях во время Второй Мировой войны, а также и в послевоенные годы.

Для имитации звуков трубочного органа, имеющего ряды трубок во множестве регистров, в «Хаммонд органе» был использован аддитивный синтез звукового сигнала из гармонического ряда. Это технологическое решение напоминает ранние модели «Телгармониума» Фаддея Кахилла, где каждый отдельный сигнал создавался механическим фоническим колесом, вращавшимся под электромагнитным звукоснимателем. Орган Хаммонда часто называют электронным органом, что, в принципе, не совсем верно. В строгом смысле, орган Хаммонда следует называть электрическим органом, так как звук в оригинальных инструментах генерируется не электронным осциллятором, а механическим фоническим колесом.

Характерной чертой органов Хаммонда были небольшие рычажки, с помощью которых можно было различным образом микшировать разные формы сигнала. Более поздние модели инструментов имели также и электромеханическое вибрато. Характерный «щелчок», который изначально был скорее недостатком конструкции, быстро стал частью фирменного звука «Хаммонд органа». Эта особенность учитывается при создании современных копий оригинальных инструментов. При этом точная имитация звука «Хаммонд органа» на основе электронных схем достаточно сложна, так как таким образом лишь с трудом удаётся точно воспроизвести изменения фазового соотношения между фоническими колёсами.

Динамики Лесли широко использовались в «Хаммонд органах», хотя изначально фирма «Leslie» была серьёзным конкурентом Хаммонда. Динамики «Leslie» имели вращающийся компонент для создания эффекта вибрато и очень скоро стали стандартом де-факто для органов Хаммонда, так как именно они создавали типичный «рычащий» звук.

Модель B-3 всегда была и остаётся наиболее популярной моделью, хотя C-3 отличается лишь деталями внешнего вида. Условно «Хаммонд органы» можно разделить на две группы:

  1. модели с пультом, такие как B-3, C-3, A-100, имеющие два 61-клавишных мануала
  2. небольше модели, такие как L-100 и M-100, у которых два 44-клавишных мануала.

У большинства «Хаммонд органов» нет полного педального блока «AGO», который значительно увеличивал стоимость и размеры инструмента.

Следует заметить, что не все «Хаммонд органы» имели описанную выше конструкцию. Конструкция с рычажками и фоническими колёсами считается оригинальной. Фирма «Хаммонд» выпускала также и некоторые более дешёвые модели на основе электронных схем, такие как, к примеру, модель J100. Всё же, у этих моделей нет оригинального и характерного звука «Хаммонд органов».

Современные технологии цифровой обработки сигналов и сэмплирования позволяют достаточно точно воспроизвести оригинальный звук инструментов Хаммонда. Существует также ряд электронных органов и синтезаторов, качественно эмулирующих «Хаммонд орган». Тем не менее, исполнители ценят оригинальные электро-механические инструменты Хаммонда за особое впечатление и ощущение от игры. «Хаммонд органы» и сегодня пользуются огромным спросом у музыкантов.

Литература

Подробную информацию о «Хаммонд органе» можно найти в книге The Hammond Organ: Beauty in the B, Mark Vail, pub Miller Freeman 1997. (238 с.) ISBN 0879304596.

Джазовые органисты (на английском языке)

Ссылки

  • [1] статья о «Хаммонд органе» на obsolete.com
  • Hammond C3 и Leslie. Фотогалерея.
  • HammondWikiВнимание: материал ресурса HammondWiki защищён лицензией OPL, которая несовместима с лицензией GFDL. Копировать материалы сюда могут только авторы оригинальных статей.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home