Педерастия

Педера́стия (от др.-греч. παις, род. п. παιδος — «мальчик», «ребенок» и ἐραστής — «любящий») — любовные отношения между мальчиком и неродственным взрослым мужчиной.

Содержание

История

Этимология и история словоупотребления в русском языке

Слово «педерастия» происходит от корней pais (мальчик по-гречески) и erastes (любовник). Позднее слово «pæderasta» было почерпнуто в шестнадцатом веке из классического произведения Платона «Пир». Во время эпохи Возрождения, слово «pæderastie» использовалось для обозначения сексуальной связи между взрослыми мужчинами и мальчиками.

Современное слово «педерастия» означает половые отношения между мужчинами и мальчиками. Большинство словарей и энциклопедий именно так и определяют это слово, варьируя акцентирование половой связи. Так Oxford Compact Edition, 1971 определяет педерастию как «неестественную связь с мальчиком; содомию», а Merriam-Webster (on-line edition) подчеркивает половую связь: «Педераст: человек, практикующий анальную связь, в особенности с мальчиком». Большая советская энциклопедия дает следующее определение педерастии: «в узком смысле — мужеложество с мальчиками, в более широком — мужской гомосексуализм». Брокгауз и Ефрон пишут: «Педерастия, мужеложство, весьма распространенное с древних времен извращенное удовлетворение полового чувства… Разнообразные утонченные формы П. известны под более широкими названиями гомосексуализма и уранизма». Глоссарий.ру определяет: «Педерастия — мужской гомосексуализм, подразумевающий анальный коитус между взрослым мужчиной и мальчиком».

В настоящее время понятие «педерастия» означает эротическую связь между взрослым мужчиной и мальчиком-подростком. Примерно до середины 90-х гг. она смешивалась с педофилией; в настоящее время проводится различие. В узком смысле, педерастия — гомосексуальный половой акт между взрослым мужчиной и мальчиком. Такие половые отношения частично или полностью (в зависимости от минимального возраста, определяемого законодательством) преследуются в большинстве стран мира. В обыденной речи и в русской литературе педерастию часто отождествляют с мужской гомосексуальностью, или используют как обобщенное бранное слово.

Древний мир

Различные формы педерастии были известны среди Кельтов (согласно «Политике» Аристотеля, II 6.6. Афиней, XIII 603a) и среди Персов (согласно Геродоту 1.135, заимствованные у греков). В Эпоху Возрождения педерастия была распространена в Италии. Формы педерастии были отмечены в древней Японии, в Индии до ее колонизации англичанами, среди Ацтеков до того как их покорили испанцы, в Китае и Центральной Азии до начала XX-го века. Элементы педерастии до сих пор встречается в Афганистане, на Ближнем Востоке и Северной Африке[1].

Древняя Греция

Древние греки в полисах, где была широко распространена педерастия, первыми изучили, описали, систематизировали материал и дали определение педерастии. Тема педерастии послужила объектом всестороннего анализа. Одними из основных обсуждаемых дилемм были:

  • Педерастия — это правильно или неправильно?
  • Какую форму должна принимать педерастия, форму чистой любви или с сексуальными отношениями?
  • В каких формах допустимы половые акты?
  • Является ли педерастия высшей формой любви по отношению к любви к женщинам?

Педерастические взаимоотношения носили воспитательный характер и зачастую были санкционированы государством. Также необходимо было, чтобы данные отношения одобрял отец мальчика. Мальчик вступал в такие взаимоотношения в подростковом возрасте, примерно в том же возрасте, в котором девочек выдавали замуж (около 12 лет). Наставник должен был обучать юношу или следить за его обучением и дарить ему определённые подарки, которые было принято дарить. Часто такие взаимоотношения имели место при обучении военному делу.

Педерастия была идеализированной формой гомоэротизма, структурированного по возрасту, у которого, как у всех социальных явлений были и другие, менее идиллические проявления, такие как проституция или использование мальчиков в качестве рабов. Близость физического контакта варьировалась от полной непорочности до сексуальных отношений. Сексуальные отношения с детьми сограждан (не рабами и не иностранцами) в ионийских полисах не приветствовались, так как считалось, что они лишают мальчика мужественности и бесчестят его; в Афинах закон карал за них атимией, но (в полную противоположность современному законодательству) лишь пассивную сторону, то есть самого выросшего мальчика — разумеется, если не имело место насилие. Тут поведение мальчика рассматривалось законодателем, как род проституции, недопустимой для гражданина. Впрочем в реальности этот закон применялся, видимо, редко и скорее в качестве повода, например, для устранения политического противника (как в процессе Эсхина против Тимарха, закончившемся осуждением последнего — речь Эсхина сохранилась до наших дней). В эолийских и дорийских полисах, наоборот, педерастические отношения зачастую были инстуционализированы; на Крите например сущестовал обычай похищения мальчиков. Страбон описывает его следующим обрзом:

"У критян существует своеобразный обычай относительно любви. Дело в том, что они добывают себе возлюбленных не убеждением, а похищают их. Любовник предупреждает друзей дня за 3 или более, что он собирается совершить похищение. Для друзей считается величайшим позором скрывать мальчика или не пускать его ходить определенной дорогой, так как это означало бы признание в том, что мальчик недостоин такого любовника. Если похититель при встрече окажется одним из равных мальчику или даже выше его по общественному положению и в прочих отношениях, тогда друзья преследуют похитителя и задерживают его, но без особого насилия, только отдавая дань обычаю; впрочем, затем друзья с удовольствием разрешают увести мальчика. Если же похититель недостоин, то мальчика отнимают. Однако преследование кончается тогда, когда мальчика приводят в «андрий» (сообщество для общей трапезы) похитителя. Достойным любви у них считается мальчик, отличающийся не красотой, но мужеством и благонравием. Одарив мальчика подарками, похититель отводит его в любое место в стране. Лица, принимающие участие в похищении, следуют за ним. После двухмесячных угощений и совместной охоты (так как не разрешается долее задерживать мальчика) они возвращаются в город. Мальчика отпускают с подарками, состоящими из военного убранства, быка и кубка (это те подарки, которые полагается делать по закону), а также из многих других предметов, настолько ценных, что из-за больших расходов друзья помогают, устраивая складчину. Мальчик приносит быка в жертву Зевсу и устраивает угощение для всех, кто возвратился вместе с ним. Затем он рассказывает о совем общении с любовником, доволен он или нет поведением последнего, так как закон разрешает ему в случае применения насилия на этом празднике отмстить за себя и покинуть любовника. Для юношей красивой наружности или происходящих от знатных предков позор не найти себе любовника, так как это считается следствием их дурного нрава. Parastathentes (так называют похищенных) <буквально "выбранные стоять рядом" (при помощи в бою)> получают почетные права: при хоровых плясках и состяозаниях в беге им представляют самые почетные места и разрешают носить особую одежду для отличия от других — одежду, подаренную им любвниками; и не только тогда, но даже достигнув зрелого возраста, они надевают отличительное платье, по которому узнают каждого, кто стал kleinos <"прославленный">. Ведь они называют возлюбленного kleinos, а любовника — philetor<"любимый">.

[2]

Из греческих литературных произведений, касающихся темы педерастии, наиболее известен «Пир» Платона; к нему по теме примыкает и одноименный диалог Ксенофонта. У Ксенофонта Сократ между прочим говорит:

«То, что ты, Каллий, влюблен в Автолика, весь город знает, да многие думаю, и из приезжих. Я всегда был в восторге от тебя, а теперь еще гораздо больше, потому что вижу, что предмет твоей любви — не утопающией в неге, не расслабленный ничегонеделанием, но всем показывающий силу, выносливость, мужество и самообладание. А вожделение к таким людям служит показателем натуры возлюбленного.»

[3]. При том, что в обоих диалогах Сократ отстаивает преимущество духовной любви к мальчикам перед телесной, древнегреческая литература показывает, что атмосфера была буквально пропитана направленной на мальчиков и юношей сексуальностью, выражением которой, в конечном счете, была и «платоническая», точнее сократическая, любовь. Вот например какой бытовой сценкой начинается один из диалогов Платона -

«Соперники»:

(Сократ): «Я вышел из училища грамматиста Дионисия и увидел там юношей, известных своим прекрасным обликом и славным происхождением; узрел я также и их поклонников.<...> Не знаю, что испытывали при этом их поклонники, сам же я был потрясен: меня всегда сражают своей красотой юноши»

[4]

(Хотя здесь употреблено слово «юноши», явно имеются в виду подростки-школьники).

Cохранилась эпиграмма Страбона, пользовавшаяся популярностью и потому, видимо, отражавшая не только его личные, а общераспространенные вкусы и взгляды:

«Цвет юности двенадцатилетнего мальчика поистине желанен, но в тринадцать лет он еще более восхитителен. Еще слаще цветок любви, расцветающий в четырнадцать лет, а к пятнадцати годам его очарование возрастает. Шестнадцать лет — это божественный возраст» (Strabo, XII, 4 — Antologia Palatina).

В искусстве, при изображении педерастических отношений, обычно изображается мужчина, стоящий взяв мальчика за подбородок одной рукой, и протягивающий вторую руку, чтобы поласкать гениталии мальчика. Не так давно при раскопках были найдены предметы искусства, изображающие взаимное желание мальчика и мужчины. Известно о педерастических взаимоотношениях практически во всей Древней Греции. Считалось, что государству выгоден тот факт, что дружба выполняла функцию сдерживания юноши. В Спарте, например, если он совершал преступление, наказание нёс не он, а его любовник. Такие взаимоотношения укрепляли армию, так как любовники сражались плечом к плечу, соревнуясь и стараясь блеснуть друг перед другом. Говорят, что педерастических пар боялись тираны, потому что связь между друзьями была сильнее, чем повиновение правителю тирану. Плутарх приводит в качестве примера афинян Гармодия и Аристогитона. Другие, к примеру, Аристотель, утверждали, что некоторые государства специально поддерживали педерастию, как средство контроля численности населения, направляющее любовь и половое влечение в то русло, когда не воспроизводится потомство[Источник?].


Древний Рим

В Риме отношение к педерастии и к гомосексуализму вообще, изначально было более строгим, чем в Греции. Даже отношение к наготе в раннюю эпоху было таково, что отец не мог мыться в бане с взрослым сыном или тесть — с зятем. Раннереспубликанские нравы характеризует рассказ Плутарха в его биографии Клавдия Марцелла (завоевателя Сиракуз): в 240-е годы эдил Капитолин сделал «гнусное предложение» сыну своего коллеги Марцелла; мальчик отказал и одновременно пожаловался отцу — в результате Марцелл возбудил процесс в Сенате, окончившийся для Капитолина крупным штрафом. В Греции судебный процесс по такому поводу был абсолютно немыслим.

С другой стороны, история Марцелла фиксирует начало перелома в нравах. Действительно, примерно с этого времени, а особенно во II в. до н. э. педерастия распространяется в Риме как греческая мода, в числе прочих греческих мод. Но это касается прежде всего отношений с мальчиками-рабами, что рассматривалось просто как один из видов удовольствия и роскоши, наряду например с использованием рабынь-наложниц. Консервативные мыслители осуждали педерастию наряду с другими формами потакания своим страстям. Тацит атакует греческие традиции «gymnasia et otia et turpes amores» (гимнастических школ, праздности и постыдных любовных связей). С другой стороны, Цицерон например писал (подражая Платону) любовные эпиграммы, посвященные своему секретарю, и на этот факт благожелательно, как на пример, для подражания, ссылается в своих письмах Плиний Младший (кстати друг Тацита). Императоры также не отказывали себе, в занятиях любовью с представителями мужского пола, чаще всего с мальчиками. Эдуард Гиббон так говорит о первых пятнадцати императорах: «Клавдий был единственным, чей вкус в любовных отношениях был полностью естественным». Действительно, Светоний сообщает как о какой-то курьезной особенности, что Клавдий «к женщинам страсть питал безмерную, к мужчинам же зато был вовсе равнодушен»[5]. Показателен рассказ Светония о Тите: в бытность его наследником власти, в его увлечении мальчиками, как и в наличии любовницы и т. д., римляне видели признак «распущенности», заставлявший их опасаться появления второго Нерона; но придя к власти, Тит немедленно отстранил от себя и мальчиков, и любовницу.

В отличие от Тацита, другие римские писатели не делали попыток применить нравственную оценку к самому явлению педерастии, а хвалили или осуждали её различные стороны. Марциал, похоже, одобрял её, считая основным не использование мальчика в качестве сексуального партнёра, а его природу, как мальчика. Будучи обнаруженным своей женой «в мальчике», и когда она предложила ему сделать «то же самое» с ней, он парировал, назвав ряд мифологических персонажей, которые, несмотря на то, что состояли в браке, брали себе в любовники юношу. В заключение он отклонил её предложение, сказав: «просто у женщины есть два влагалища». Любовное стремление к подростку, не подкрепленное реальной физической способностью — составляет основу сюжета «Сатирикона» Петрония. Среди римлян педерастия достигла своего последнего зенита во время правления любителя Греции императора Адриана. Человек, чья страсть по отношению к мальчикам была так же сильна, как у его предшественника Траяна, он влюбился в Антиноя, грека-подростка, но его любовь была разбита ранней смертью мальчика (Антиной утонул, купаясь в Ниле), после чего Адриан официально обожествил его и воздвиг ему статуи по всей Империи.

Современная история

Сексуальная составляющая педерастии в различных исторических условиях недостаточно хорошо изучена. Общепринято считать, что педерастия — вредное явление. Однако так считалось и считается далеко не во всех культурах. На протяжении истории не раз высказывались аргументы в ее пользу. Так, некоторые греческие философы, японские самураи[Источник?] и писатель Оскар Уайльд, который был гомосексуалистом, высказывались в пользу педерастии. В 1998 году Американская психологическая ассоциация опубликовала исследование посвященное этому предмету (Брюс Ринд и соавторы).


Педерастия в современной культуре

Кинематограф

Литература

  • Гилберт Адэр, «Любовь и смерть на Лонг-Айленде»
  • Пьер Гийота, «Могила для 500 000 солдат»
  • Доминик Фернандез, «На ладони ангела»

Согласно текущему УК РФ

Следует различать педерастию по согласию с совершеннолетними и когда она является изнасилованием или педерастию с несовершеннолетними. В последних двух случаях она является преступлением против неприкосновенности личности и преследуется согласно текущему УК РФ.

Статья 132 главы 18 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за Насильственные действия сексуального характера: «Мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшему (потерпевшей) или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей) — наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет…Изнасилование заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней) — на срок от четырех до десяти лет, ..лица заведомо не достигшего четырнадцатилетнего возраста, — от восьми до пятнадцати лет.».

Статья 134 главы 18 УК РФ — Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста предусматривает наказание в виде ограничения свободы на срок до трех лет или лишением свободы на срок до четырех лет.

Статья 135 главы 18 УК РФ — Развратные действия: Совершение развратных действий без применения насилия лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении лица, заведомо не достигшего шестнадцатилетнего возраста, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

См. также

Ссылки

  1. Л.С.Клейн. Другая любовь
  2. Страбон. География, Х, IV
  3. Ксенофонт. Пир. 8,7-8
  4. Платон. Диалоги. М., 1986, ст. 404
  5. Светоний. Божественный Клавдий,33
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home