Ситуационизм

Ситуационизм (Ситуационистский интернационал (SI)) — радикальное художественно-политическое движение, возникшее в Европе в середине XX века. Движение проявило себя во время Майских событий 1968 г. во Франции.

Журнал «Internationale Situationniste» определял ситуациониста как человека, «занимающегося теорией практической деятельности конструирования ситуаций». Там же ситуационизм назван «бессмысленным термином, ошибочно выведенным из определения ситуациониста. Идея ситуационизма банально выдумана антиситуационистами».

Термин ситуационизма иногда путают с различными терминами психологии и бихевиоризма, в том числе — с ситуационной этикой.

Содержание

Исторический обзор

Истоки ситуационизма

Ситуационизм сложился на стыке небольших художественно-политических течений: Леттристского интернационала, Международного движения за имажинистский баухаус, а также Лондонской психогеографической ассоциации. Также в ситуационизме прослеживается влияние дадаизма, сюрреализма, антигосударственного марксизма и флюксуса. Большое влияние на идеологию группы оказало также восстание в Венгрии 1956 г. и возникшие там советы рабочих.

Движение, названное Ситуационистским интернационалом, было основано в 1957 г. в итальянском городе Коза д’Аросса. Единоличным лидером и теоретиком движения стал француз Ги Дебор — его часто упрекали в диктатуре по отношению к другим членам двжиения. Кроме того, участие в SI принимали шотландский писатель Александр Троччи, английский писатель Ральф Рамни (основатель Лондонской психогеографической ассоциации — был одним из первых изгнан из SI), датский художник-вандалист Асгер Йорн, ветеран венгерского восстания Аттила Котани, французская писательница и художница Мишель Бернштейн (жена Ги Дебора), а также Рауль Ванейгем.

Ситуационистский интернационал

В отличие от многих других художественно-политических движений Европы того времени, ситуационизм проповедовал не эпатаж или эстетическое созидание, а «прямое политическое действие», что часто приводило к сколкам внутри движения. Так из-за излишнего «эстетства» из группы Ги Дебором были изгнаны Ральф Рамни и Мишель Бернштейн. Ситуационисты придерживались диалектического взгляда на искусство и идеологию и требовали их преодоления. Однако изгнанные из SI часто называли эту политику догматической.

В 1966 году студенты-ситуационисты осуществили захват и возглавили самоуправление Страсбургского университета, положив начало студенческим бунтам в Европе.

В 1967 выходит книга Ги Дебора «Общество спектакля», в которой были изложены основные идеи движения.

Май 1968

В 1968 году ситуационистские лозунги, плакаты, листовки проникли в Париж через захваченный 14 мая студентами-ситуационистами филиал Сорбонны в Нантерре и во многом определили развитие событий во время майских беспорядков. Движение 22 марта также находилось под влиянием ситуационистских идей.

Несмотря на то, что ситуационистские лозунги находили отклик не только в среде студентов, но и рабочих, в самом Париже ситуационисты не смогли получить постов ни в одном из созданных Советов. Начались споры и столкновения с маоистами и сталинистами. «Радость революции» не возобладала над увеличением заработной платы и действиями правительства. Впоследствии Ги Дебор напишет, что революция против спектакля сама превратилось в спектакль.

После SI

Провал майского восстания 1968 г. дискредетировал не столько во многом утопичные идеи ситуационизма, сколько способности его лидеров. Ги Дебор в 1972 г. распустил Ситуационистский интернационал, когда в нём состояло всего два человека. Стоит отметить, что даже в лучшие времена численность SI не превышала 40 человек. Однако, несмотря на эту малочисленность, идеи ситуационизма серьёзно повлияли на развитие культуры и политики в Европе и США.

Так ситуационисты Малькольм Макларен и Джеми Рейд явились создателями британской панк-рок группы Sex Pistols, которая быстро обрела популярность во всём мире. В творчестве этой группы использовались лозунги из листовок 1968 года.

Можно также проследить ситуационистское влияние в радикальных течениях 80-х и 90-х годов, таких как Angry Brigade, Class War; Neoism. Идейные корни такого вида спорта как Паркур также находятся в ситуационизме, который требовал освобождения человека от урбанистических и психологических рамок. Идея спектакля как опосредованного представления впоследствии была серьёзно переработана постмодернизмом.

Ситуационистские тексты написаны нарочито сложным, запутанным языком, что препятствовало распространению идей этого движения за пределы Франции. Интерес к SI вновь возник в Европе после опубликования в начале 80-х «облегчённого варианта» «Общества спектакля» на английском языке.

В России идеи ситуационизма оказали существенное влияние на творчество различных художников, творческих объединений и музкальных групп, например «Гражданской обороны». Некоторые лозунги SI оказались востребованы не только радикалами (НБП), но и крупными политическими партиями — КПРФ.

Теория ситуационизма

Политические взгляды

Ситуационизм являлся амальгамой разнообразных художественных и политических теорий, что обеспечивало оригинальность и необычность его взглядов. Так в области политической теории ситуационизм всегда ограждал себя от влияния других левых анархистских и марксистских течений: от сторонников сталинизма и маоизма ситуационисты отличались тем, что отрицали ведущую роль государства и партии при социализме, считая их главными виновниками возникновения государственного капитализма; однако признавали необходимость подготовки к революции и создания советов рабочих — этим они отличались от анархистов. Ситуационизм наиболее близок к троцкизму, но в нём он отрицал идеологию. Следует отметить, что, пропагандируя на словах пролетарскую революцию и советы рабочих, сами ситуационисты старались дистанцироваться от «вульгарного» рабочего класса, что сказалось на их поддержке в мае 1968 года.

Ключевые понятия ситуационизма

  • Ситуация — комплексное понятие, которое некоторое время использовалось в научных, художественных и философских кругах. Считается, что его изобрёл Асгер Йорн под влиянием идей Нильса Бора и связи концепции ситуации с термином локальности в квантовой физике. Ситуационист конструирует ситуации для того, чтобы преодолеть отчуждение собственной жизни, которое происходит из-за господства спектакля. Примером ситуации является трёхсторонний футбол — новый вид спорта, выдуманный Асгером Йорном.
  • Спектакль или Общество спектакля. По мнению ситуационистов, развитие капиталистического общества приводит к тому, что капитал начинает аккумулировать помимо «физических» благ также образы, рождаемые СМИ, имиджи, информацию и проч. Это приводит к тому, что любая информация, даже культурный код становятся товаром. Если раньше человек проводил свой досуг, реально проживая свою жизнь, то теперь он вынужден всё свободное от работы время отдавать покупкам брендов и созерцать «пир жизни» на телеэкранах. Таким образом, человек приносит капиталисту прибавочный продукт не только во время работы, но и в своё свободное время. Досуг превращается в потребление товарных фетишей. Гегелевское понятие отчуждения, получившее у Маркса экономический смысл, у ситуационистов приобрело значение революционной мотивации.
«Реальность, рассматриваемая по частям, является к нам уже в качестве собственной целостности, в виде особого, самостоятельного псевдо-мира, доступного лишь созерцанию. Все образы окружающего мира собрались в самостоятельном мире образов, насквозь пропитанном кичливой ложью. Спектакль вообще, как конкретное отрицание жизни, есть самостоятельное движение неживого» — Ги Дебор.
По мнению ситуационистов, спектакль ни в коей мере не является заговором, за ним не стоит никакой тайной организации, в нём нет кукловодов. Спектакль является следствием развития производительных сил в капиталистическом обществе. Согласно Ги Дебору, спектакль существует в распылённых и концентрированных формах. Распылённый спектакль свойствен странам с рыночной экономикой, а концентрированный — странам с государственным капитализмом и господством бюрократии, например, СССР или Китаю. Разница между ними заключается лишь в форме и величине репрессивного аппарата. В любом случае, говорит Ги Дебор, в обществе спектакля все аспекты культурного или повседневного опыта опосредованы капиталистическими отношениями.
  • Рекуперация (Усвоение) — это процесс, в результате которого спектакль захватывает какую-либо революционную или бунтарскую идею и превращает её в товар. Так случилось, например, с портретом Че Гевары, который превратился в легко узнаваемый товарный знак, и с революцией 1968 года.
«Чтобы господствовать, Спектаклю необходимо иметь инструменты социального контроля. Он в состоянии рекуперировать потенциально угрожающую ситуацию благодаря своей изворотливости: для этого он либо создаёт заманчивые альтернативы для отвода глаз, либо усваивает угрозу, возвращая её нам уже в виде товара». — Ларри Ло.
Примером рекуперации самого ситуационизма могут служить выставки, прошедшие в Бостоне, Париже и Лондоне в 1989 и 2003 гг., на которых выставлялись оригинальные листовки, плакаты, журналы и фотографии, связанные с Ситуационистским интернационалом. В 2003 г. выставку спонсировало пивоваренная компания «Beck», а также Тони Уильсон — английский миллионер, владелец манчестерского ночного клуба «Хасьенда», оформленного в эстетике ситуационизма. Им же была организована продажа различной атрибутики, связанной с SI.
  • Высвобождение (Detournement) — процесс обратный рекуперации, который, по замыслу ситуационистов, должен был расшатать систему «авторитетов» и «брендов». В противовес спектаклю, превращающего революционную идею в товар, ситуационисты предлагали брать какой-нибудь фирменный знак или идею для рекламы и, при помощи назойливого повторения или искажения, доводить оригинальную идею до абсурда. Такая тактика впоследствии активно применялась и применяется на Западе, (см. AdBusters), и в у России, в частности, в Рунете, например в виде фотошоп-конкурсов на dirty.ru. Многие лозунги ситуационистов также использованы в современных театрализованных шествиях «Buy Nothing Day» в США и странах Европы: участники этих шествий призывают человечество отказаться от консюмеризма: прожить хотя бы один день без потребления и хождения по супермаркетам.
Detournement тесно перекликается с постмодернистским термином апроприации и идеей плагиата. В том числе и из-за этого ситуационисты выступают против авторского права.

Ситуационистские лозунги

  • «Запрещено запрещать!» — Il est interdit d’interdire — анонимное граффити. Май 1968.
  • «Будь реалистом — требуй невозможного!» — Soyez réalistes, demandez l’impossible! — анонимное граффити. Май 1968.
  • «Под асфальтом — пляж!» — Sous les pavés, la plage! — анонимное граффити. Май 1968.
  • «Никогда не работай!» — Ne travaillez jamais! — анонимное граффити. Май 1968.
  • «Отношения должны строиться на терроре, если не на страсти!» — Манифест Леттристского интернационала. Февраль 1953.
  • «Человечеству не видать счастья, пока последнего капиталиста не задушат кишкой последнего бюрократа» — Оккупационный комитет народного свободного Сорбонского университета. Май 1968.

Тексты SI

  • Асгер Йорн — «О нищете студенческой жизни», «Открытое созидание и его враги».
  • Ги Дебор — «Общество спектакля» — русский перевод.
  • Рауль Ванейгем — «Революция повседневной жизни» (русский перевод: М.: Гилея, 2005), «Книга удовольствия»

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home