Список городских трамвайных систем

Настоящая страница содержит список городов мира, в которых есть или был ранее трамвай как составная часть системы общественного транспорта. Названия городов, в которых трамвайные системы существуют и работают до сих пор, или же названия самих таких систем даны полужирным шрифтом.

Содержание

Критерий включения

Городской трамвай определяется как

  • пассажирское транспортное предприятие,
  • услуги которого доступны широкой публике,
  • работающее в пределах или вблизи городов и других поселений,
  • использующее рельсовые транспортные средства,
  • работающее по рельсовым путям, проложенным целиком или большей частью по общедоступным улицам и проездам городов.

Установление того, в каких городах есть или были трамваи, требует некоторого произвольного, субъективного суждения.

Невозможно провести чёткого и универсального правила, отделяющего городской трамвай от других лёгких железных дорог, так как в разных странах границы, отделяющие эти понятия — как на практике, так и с точки зрения закона, — сильно разнятся сейчас и разнились в прошлом. Например, преобладающая в Европе практика различать «паровые трамваи» и «лёгкие железные дороги на паровой тяге» основана на типе подвижного состава. Линии, обслуживаемые локомотивами «трамвайного типа» в одном корпусе, классифицируются как «паровые трамваи», а обслуживаемые поездами из отдельных локомотивов и вагонов, — как «лёгкие железные дороги». Согласно этому правилу практически все японские примеры «паровых трамваев» будут отнесены к категории «лёгких железных дорог», так как (судя по доступным фотографическим свидетельствам) нигде на них не было локомотивов европейского типа в одном корпусе с вагоном. Кроме того, в Японии многие из современных пригородных электрических железных дорог были построены на условиях «трамвайных» концессий (лицензий) и лишь со временем были переведены под «железнодорожные» концессии. В первое время после постройки эти линии имели многие черты трамвая, но на сегодня их осталось очень мало.

Некоторые городские трамвайные систем имели или имеют линии или группы линий, географически отделённые от «основных» систем. Известные примеры, существовавшие или существующие на постоянной основе (то есть за вычетом складывавшихся в годы формирования или сворачивания и закрытия сетей), включены в таблицу (например, Волгоград, Россия и Нью-Йорк, США).

Многие городские трамвайные сети пересекают муниципальные границы. «Пригородные» муниципалитеты в основном не включены в таблицу отдельно за исключение случаев, когда в этих муниципалитетах есть маршруты, обслуживающие свои «внутренние» перевозки (например, Футскрей, Австралия). Общим исключением из этого принципа является Великобритания, где включены в таблицу (и сгруппированы по регионам) трамваи, работающие как отдельные муниципальные предприятия соседних городов (например, Глазго и окрестные муниципалитеты).

Известные «пригородные» продолжения городских трамвайных сетей включены в таблицу. Линии «сельского» или «междугороднего» характера в основном в таблицу не включены.

Многие пригородные, сельские и междугородние предприятия лёгких железных дорог обслуживали местные, внутригородние маршруты в пределах городов, расположенных на их линиях. Известные примеры включены в таблицу.

Многие пригородные, сельские и междугородние маршруты лёгких железных дорог обслуживали попутные перевозки в пределах городов, через которые они проходили. Такие примеры в таблицу не включены.

Дата открытия — это та дата, с которой услуги пассажирских перевозок были предложены широкой публике. Испытательные поездки и церемонии открытия могли происходить и до этой даты.

Дата закрытия — это последний полный день, когда услуги пассажирских перевозок предлагались широкой публике. Иногда маршруты могли работать небольшое время следующих суток (то есть, за полночь). Церемонии закрытия и прощальные поездки могли происходить и после этой даты. Некоторые линии закрывались вследствие ущерба, причинённого им ураганами, землетрясениями или войнами. Иногда в таких случаях закрытие не приобретало окончательный характер ещё какое-то время после фактического закрытия движения; в таких случаях, опять-таки, приведена дата последнего дня работы.

Работа некоторых систем прерывалась на длительные периоды времени (год и дольше) по разным причинам, включая катастрофы, финансовые затруднения или конфликты между трамвайными предприятиями и местными властями. Известные случаи такого рода отмечены в таблице. Другие системы (практически все они малые) работали или работают только в сезонном режиме. Опять-таки, известные случаи отмечены в таблице.

В некоторых случаях по прекращении пассажирского движения линии продолжали использоваться для грузового. Эти случаи не отмечались из-за недостатка сведения. Грузовое движение по трамвайным линиям претендует на создание отдельного списка.

Сельские трамвайные линии Бельгии, Франции, Нидерландов, междугородние и сельские линии США в таблицу не включены. Эти категории заслуживают своего отдельного списка.

Многие города планировали трамваи, но не построили их. Эти «бумажные трамваи» не включены в настоящий список. Однако в небольшом числе случаев сооружение городского трамвая было начато (а иногда даже и завершено), но система так и не была открыта к услугам широкой публики. Известные примеры такого рода включены в список (например, Аяччо, Корсика, Франция и Ульрисехамм, Швеция).

Россия

Европейская часть

Азиатская часть

Австралия и Океания

Австралия

Виктория

Западная Австралия

Квинсленд

Новый южный Уэльс

Тасмания

Южная Австралия

Новая Зеландия

Северный остров

Южный остров

Азия

Азербайджан

Армения

Вьетнам

Грузия

Индия

Индонезия

Ирак

Казахстан

Китай

Корея северная

  • Пхеньян — Конная тяга, ? — ?. Электрическая тяга, 20 мая 1923 — август 1950; закрыта из-за ущерба, нанесённого военными действиями. Открыта вновь в мае (или июне) 1991.
  • Чхонджин — Электрическая тяга, 20 августа (или 21 августа) 1999 — до сих пор.

Корея южная

Ливан

Малайзия

  • Джорджтаун — Паровая тяга, 1880 — ?. Конная тяга, 1898 — ?. Электрическая тяга, 1 января 19061936.

Мьянма (Бирма)

Пакистан

Сингапур

Сирия

Таиланд

Турция

Узбекистан

Филиппины

Шри-Ланка

Япония, по островам; Хонсю по регионам

Хоккайдо

Хонсю

Тохоку
  • Акаю, Наньо — Людская тяга, 3 мая 1919 — 30 июня 1924. Связывала горячий бальнеологический курорт (онсен) в деревне Акаю с железнодорожной станцией Акаю. Работа прекращена из-за пожара в депо. Восстановление планировалось, но не было выполнено. Электрификация планировалась примерно в 1926, не была произведена.
  • Акита — Конная тяга, 14 июля 1899 — ?. Электрическая тяга, 21 января 1922 (или май 1923) — 31 декабря 1965. Соединяла Акиту с Цутидзаки.
  • Годзёноме — Паровая тяга, 1 апреля 19221936. Бензомоторная тяга, 19361950. Электрическая тяга, январь 1950 — 10 июля 1990. Соединяла город Годзёноме с железнодорожной станцией Хатирогата.
  • Китаками — Людская тяга, 4 июля 19071913. Конная тяга, 1913 — 22 марта 1922. Соединяла станцию Китаками с деревней Ивасаки. Замещена железнодорожной линией.
  • Кома — Конная тяга, 25 января — 1919 — 20 декабря — 1922. Соединяла деревню Кома со станцией Кома и Тайрадатой. Замещена железнодорожной линией.
  • Корияма — Конная тяга, 20 декабря 1891 — 15 октября 1914. Соединяла Корияму с Михару.
  • Мизусава — Конная тяга, 8 июля 1916 — 10 марта 1928. Соединяла Мизусаву с Иваядо.
  • Сендай — Электрическая тяга, 25 ноября 1926 — 31 марта 1976.
    • Нагамати — Акю-онсен — Конная тяга, 23 декабря 19141925. Электрическая тяга, 14 июня 1925 — 8 мая 1961.
    • Натори — Паровая тяга, 21 ноября 1926 — 19 сентября 1939. Соединяла станцию Натори с Юняге.
    • Исиномаки — Конная тяга, 10 июля 19151926. Бензомоторная тяга, 19261939. Соединяла Исиномаки с Онагавой. Замещена железнодорожной линией.
    • Мацусима — Электрическая тяга, 4 февраля 1922 — к 1938 (или 22 января 1938). Соединяла железнодорожную станцию Мацусима с городом Мацусима. Закрыта в связи со строительством электрической железной дороги Сендай — Мацусима — Исиномаки (открывалась поэтапно в 19251928), исключившей необходимость трамвая.
    • Какуда — Конная тяга, 15 августа 1899 — 12 января 1930. Соединяла Татеяму в городе Какуда с железнодорожной станцией Цукиноки. (Железная дорога, обслуживающая ту же местность, открылась в 1968).
    • Огавара — Паровая тяга, 30 августа 1917 — 22 сентября 1937. Бензомоторная тяга, 19291933. Соединяла железнодорожную станцию Огавара с горячим бальнеологическим курортом (онсеном) Токатта; см. Дзао.
  • Танабу — Конная тяга, 14 декабря 19211940.
  • Фукусима — Пригородные линии округа Фукусима: Паровая тяга, 14 апреля 19081927 (или 1928). Электрическая тяга, 6 апреля 1926 — 12 апреля 1971. Линии продлялись: Фукусима — Нагаока — Юномати с ответвлением к железнодорожной станции Дате; Нагаока — Хобара — Янагава; Хобара — Какеда — Кавамата; и Хобара — Ко-ори. Участки Какеда — Кавамата и Хобара — Ко-ори не электрифицировались, закрыты 28 июня 1927 (или 22 февраля 1928).
  • Фурукава — Конная тяга, 28 декабря 1900 — 23 апреля 1913. Соединяла город Фурукава с железнодорожной станцией Онода. Замещена железнодорожной линией.
    • Мацуяма — Людская тяга, 22 ноября 1922 — 1 января 1930. Соединяла железнодорожную станцию Мацуяма с Тииси. Последняя «дзинся» (трамвайная линия на людской тяге) в Японии, перевозившая пассажиров. Ретро-линия «дзинся», построенная в 1992, работает в саду Космос в парке Гохоммару, Мацуяма, подвижной состав на ней восстановленный.
  • Ханамаки — Ниси-Намари-онсен — Электрическая тяга, 16 сентября 1915 — 31 августа 1969. Конная тяга временами использовалась на некоторых участках в 19201926. Соединяла город Ханамаки с горячими бальнеологическими курортами (онсенами) Сидохира, Озава и Намари.
  • Яти — Паровая тяга, 22 февраля 1916 — 1 октября 1935. Соединяла деревню Яти со станцией Дзиммати.

Канто
  • Йокогама — Электрическая тяга, 15 июля 1904 — 30 марта 1972.
  • Кавасаки — Электрическая тяга:
    • Кавасаки (станция Кейкю-Кавасаки) — Кавасаки-Дайси — первый участок открылся 21 января 1899; первая электрическая трамвайная линия в регионе Токио. Замещена новой железной дорогой на обособленном полотне в 1926. Последний трамвайный участок закрыт 28 декабря 1928.
    • Сойдзидзи (Цуруми) — Кавасаки-Дайси, 5 июня 1925 — 30 ноября 1937. Закрыта из-за конкуренции со стороны параллельной трамвайной линии (открыта в 1926, пассажирская работа началась в 1930).
    • Станция Кавасаки — Сиохама (муниципальный городской трамвай): 13 октября 1944 — 31 марта 1969.
  • Камакура — Эносима — Фудзисава — Электрическая тяга, 1 сентября 1902 — до сих пор. Эта линия работала на условиях железнодорожной концессии с 1 ноября 1945 (см. Электрическая железная дорога Эносимы).
  • Кита-Сендзю — Сока — Конная тяга, 18931899.
  • Мито — Электрический трамвай, 28 декабря 1922 — 10 июня 1966. Пролегала между Мито, Оарай и Минато.
  • Нарита — Электрическая тяга, 11 декабря 1910 — 11 декабря 1944.
  • Никко — Электрическая тяга, 10 августа 1910 — 24 февраля 1968. Соединяла станцию Никко с Умагаэси.
  • Нода — Людская тяга, 18 декабря 1900 — 13 октября 1926.
  • Одавара — Конная тяга, 1 октября 18881900. Электрическая тяга, 21 марта 1900 — 31 мая 1956. Работа приостанавливалась 21 декабря 1944 — 12 сентября 1946. После постройки линия пролегала между Козу, Одаварой и Хаконе-Юмото.
    • Участок Одавара — Козу закрыт 6 декабря 1920. Замещён железнодорожной линией.
    • Участок Одавара — Хаконе-Юмото закрыт 31 мая 1935. Замещён железнодорожной линией.
    • Участок Одавара — Атами — Людская тяга, 13 июля 18951907. Паровая тяга, 1905 — 1 апреля 1924. Замещён железнодорожной линией.
  • Омия — Кавагоэ — Электрическая тяга, 16 апреля 1906 — 30 июня 1939. Замещена железнодорожной линией.
  • Охара — Отаки — Людская тяга, 15 декабря 19121924. Бензомоторная тяга, 1924 — 31 августа 1927. Замещена железнодорожной линией.
  • Сибукава — районные пригородные трамвайные линии:
  • Тогане — Кадзуса-Катагами. Бензомоторная тяга, 25 ноября 1926 — 1 марта 1961 (Паровая тяга, 19461950). Работала на условиях железнодорожной концессии с 26 декабря 1931.
  • Токио — Конная тяга, 25 июня 18821904. Электрическая тяга была продемонстрирована на выставке в парке Уэно 3 мая — 1 июля 1890 впервые в Японии. Первая электрическая трамвайная линия в Токио открылась 22 августа 1903. Последние линии исторической «муниципальной» системы закрыты 11 ноября 1972. Существующая линия — одна из бывших частных систем, приобретённых в муниципальную собственность 1 февраля 1942. Эти линии обслуживали местности, бывшие за пределами муниципальных границ Токио до их расширения в 1932:
    • Линии Аракава, первый участок открылся 1 апреля 1913. Сохранившаяся часть этой системы — это сегодняшняя Линия Тоден Аракава.
    • Линии Дзёто, открылись 30 декабря 1917, соединены с муниципальной сетью 7 мая 1929. Последние участки закрылись 11 ноября 1972.
      • Несоединённая линия системы Дзёто, к востоку от осушительного канала Аракава, 31 декабря 1925 — 19 мая 1952. Единственная в Токио трамвайная линия, замещённая троллейбусом.
    • Линия Сугинами, 26 августа 1921 — 10 декабря 1963.
    • Линия Тамагава, 6 марта 1907 — 10 мая 1969. Построена предшественницей сегодняшней Корпорации Токиу. Не была взята в муниципальное владение (кроме коротких участков к северо-востоку от Сибуи).
      • Линия Сетагая, сохранившаяся часть линии Токиу Тамагава, первый участок открыт 18 января 1925.
    • Канамати — Людская тяга, 7 декабря 18991912. Замещена линией электрической железной дороги.
  • Хатиёдзи — Электрическая тяга, 23 ноября 1929 — 30 июня 1939.
  • Хондзё — Кодама — Электрическая тяга, 20 сентября 1915 — 31 мая 1930.
  • Цутиура — Ами — Электрическая тяга, 9 октября 1926 — 1 марта 1938.

Тюбу
  • Гифу — Электрическая тяга, 11 февраля 1911 — 31 марта 2005.
    • Линии пригородных трамвая и железной дороги работали в соединении с городским трамваем Гифу:
    • Линия Иби: Гифу — Хон-Иби. 29 марта 1914 — 31 марта 2005 (линия укорачивалась до окончательного закрытия). Соединение с городской трамвайной сетью Гифу построено в 1953; поезда линии Иби проезжали в центр Гифу с 1967. Работала на условиях железнодорожной концессии, обслуживалась подвижным составом железнодорожного и трамвайного типа.
      • Линия Танигуми: ветвь линии Иби, Куроно — Танигуми. 6 апреля 1926 — 30 сентября 2001. Работала на условиях железнодорожной концессии, обслуживалась подвжным составом железнодорожного и трамвайного типа.
    • Линия Кагасима: Гифу — Ниси-Кагасима. 21 апреля 1924 — 1 октября 1964. Работа прекращалась на части линии 11 декабря 1944 — 1 сентября 1954. Работала на условиях железнодорожной концессии, обслуживалась подвжным составом трамвайного типа.
    • Линия Миномати: Гифу — Секи — Мино, 1 февраля 1911 — 31 марта 2005 (линия укорачивалась до окончательного закрытия). Работала на условиях трамвайной концессии.
    • Линия Такатоми: Гифу — Такатоми. 25 декабря 1913 — 22 апреля 1960. Работала на условиях железнодорожной концессии, обслуживалась подвжным составом трамвайного типа.
  • Готемба — см. Фудзи-Ёсида
  • Итиномия — Электрическая тяга, 22 января 1924 — 1 июня 1953.
  • Канадзава — Электрическая тяга, 2 февраля 1919 — 11 февраля 1967.
    • Канадзава — Ономинато — Конная тяга, 5 февраля 18981914. Электрическая тяга, 1914 — 1 сентября 1971.
    • Канадзава — Матто — Конная тяга, 1 ноября 19041916. Электрическая тяга, 1916 (или 1917) — 14 ноября 1955. Сквозное движение по городской трамвайной системе Канадзавы, 1920 — 11 апреля 1944. Часть линии работала как ответвление железной дороги с 23 октября 1944, концессия изменена с трамвайной на железнодорожную 1 апреля 1945.
    • Кага: Система линий, соединяющих горячие бальнеологические курорты (онсены) в Авадзу, Катаямадзу, Яманака и Ямасиро с железнодорожными станциями Авадзу, Даисёдзи и Ибурихаси. Большинство участков были построены на условиях трамвайных концессий, которые, после электрификации, были изменены на железнодорожные. Первый участок открылся 8 октября 1899. Линии были электрифицированы в 19131914 с добавлением новых участков, завершающих систему. Линии были закрыты в 19631971 с окончательным закрытием 10 июля 1971. Короткий участок между железнодорожной станцией Ибурихаси и Катаямадзу был открыт на конной тяге 15 апреля 1914. Работа на электрической тяге началась 23 ноября 1922 и этот участок был закрыт 24 сентября 1965.
  • Каруидзава — Ёкокава — Конная тяга, 9 августа 18881893. Замещена железнодорожной линией.
  • Кикугава Хориноути — Омаэдзаки — Ике-синден — Конная тяга, 19 августа 18991924. Бензомоторная тяга, 1924 — 7 декабря 1935.
  • Кофу:
  • Мацумото — Электрическая тяга, 19 апреля 1924 — 31 марта 1964.
  • Мисима — Нумадзу — Электрическая тяга, 28 ноября 1906 — 4 февраля 1963.
  • Нагоя — Электрическая тяга, 6 мая 1898 — 31 марта 1974.
    • Нагоя — Сето: Существующая электрическая железная дорога была построена и работает на условиях железнодорожной концессии, но была открыта с тремя паровыми вагонами Серполлет 1 марта 1906. Электрификация началась 17 марта 1907.
  • Ниигата — Электрическая тяга, 28 июля 1933 — 31 августа 1944. Городской трамвайный маршрут работал на уличных путях пригородной электрической железной дороги в Ниигате; этот участок был закрыт 20 марта 1992.
  • Окадзаки — Конная тяга, 1 января 18991912. Электрическая тяга, 1 сентября 1912 — 17 июня 1962. Работа приостановлена 19 июня 1945 из-за бомбардировки зажигательными бомбами, восстановлена в 1946.
  • Оцуки — Предшественница современной железной дороги Фудзи Экспресс Компани (Фудзикиу), построенной как трамвайная линия и открытой на конной тяге, 17 января 1903. Электрическая тяга использовалась с 7 июля 1921. Замещена электрической железной дорогой, открытой 19 июня 1929.
  • Сидзуока — Электрическая тяга, 28 августа 1922 — 15 сентября 1962.
  • Симода — Конная тяга, 2 сентября 1918 — август 1946. Пассажирское движение прекращено 1 февраля 1933.
  • Такаока — Электрическая тяга, 10 апреля 1948. Существующая линия включает участки, открытые 12 октября 1930 как часть пригородной трамвайной системы Тоямы.
  • Тоёкава — Электрическая тяга, 18 февраля 1945 — до сих пор. Ответвление железнодорожной линии, построенной на условиях трамвайной концессии.
  • Тоёхаси — Электрическая тяга, 14 июля 1925.
  • Тояма — Электрическая тяга, 1 сентября 1913 — до сих пор. Работа приостановлена 1 августа 1945 из-за бомбардировки зажигательными бомбами. Восстановление движения с 14 января 1946.
    • Линия Сасадзу: Минами-Тояма —Сасадзу — Паровая тяга, 6 декабря 1914 — 20 апреля 1933. Электрическая тяга, 1 сентября 1950 — 31 марта 975. Работала на условиях железнодорожной концессии, обслуживалась подвижным составом трамвайного типа.
    • Тояма — Такаока: Соединение между трамвайными системами Тоямы и Такаоки открылось и сквозное движение началось 1 апреля 1951. Сквозное движение прекращено 18 июля 1961. Соединение закрыто 5 апреля 1966.
  • Уэда: Пригородные линии были построены как электрические трамвайные линии, концессия была изменена на железнодорожную 19 марта 1939.
  • Фудзи — Конная тяга, 26 июня 1890 — 1 сентября 1926. Пролегала между Ёсиварой, Фудзи и Фудзиномией.
  • Фудзи-Ёсида (см. также Оцуки) — Линии конного трамвая:
  • Фудзиномия — Хито-ана — Конная тяга, 25 ноября 1914 — ?. Стала необщественным трамваем с *Фукуи — Электрическая тяга, 15 октября 19331972. Городской маршрут трамвая по уличным линиям пригородной железной дороги. Прекращён в 1972, но пути закрыты не были, линия Фукуи — Такефу продолжает работать.

14 марта 1939.

  • Фукурои — Энсю-Моримати — Конная тяга, 28 декабря 19021926 (?). Электрическая тяга, 22 декабря 1926 — 20 сентября 1962.
  • Хамамацу: Существующая электрическая железнодорожная линия (Хамамацу — Ниси-Кадзима) была построена как трамвай, паровая тяга, открыта 3 марта 1909. Работа линии как электрической железной дороги (и железнодорожная концессия) с 1 апреля 1923. Ответвления в Касаи и Наканомати работали на паровой тяге до 1931, потом на бензомоторной тяге до закрытия (10 декабря 1944 и 8 февраля 1937, соответственно). Ответвление в Мия-гути было открыто (отдельным предприятием) на паровой тяге, 1 июля 1924. Концессия изменена с трамвайной на железнодорожную 1 января 1928. Закрыта 16 октября 1937.
  • Эна — Ивамура — Электрическая тяга, 5 декабря 1906 — 31 января 1935.

Кансаи (Кинки)

Тюгоку

Сикоку

  • Коти — Электрическая тяга, 2 мая 1904 — до сих пор. Широтная трамвайная линия проходит между Ино, Коти и Гоменом.
    • Гомен — Аки — железнодорожная линия. Паровая тяга, 8 декабря 19241949. Электрическая тяга, 10 апреля 1949 — 31 марта 1974. Движение из Коти по городской трамвайной системе, обслуживаемое трамвайными вагонами, началось 5 июля 1954. Новая железная дорога (неэлектрифицированная) открыта 1 июля 2002.
  • Котохира: «Пригородная» электрическая линия в Дзенцудзи, с ответвлениями Тадоцу и Маругаме — Сакайде. Часть системы построена на основании трамвайной концессии. Первый участок открыт 22 октября 1922. Все линии закрыты 15 сентября 1963.
  • Мацуяма — Паровая тяга, 22 августа 1895 — 15 апреля 1927. Электрическая тяга, 31 августа 1911 — до сих пор.
  • Такамацу — Электрическая тяга, 20 мая 1917 — 4 июля 1945. Закрыта из-за бомбардировки зажигательными бомбами, уничтожившей большую часть города. Не восстанавливалась, так как продление электрических железнодорожных линий к центру и вокзалу исключило потребность в трамвае.
    • Такамацу — Нагао: Современная электрическая железнодорожная линия регионального значения, одна из трёх, исходящих из Такамацу, построенная на условиях трамвайной концессии. Открыта на электрической тяге 30 апреля 1912. Концессия изменена с трамвайной на железнодорожную 8 января 1957.

Кюсю

Окинава

Африка

Алжир

  • Алжир — Паровая тяга, ? — ?. Электрическая тяга, 12 октября 1896 — декабрь 1959 ?.
  • Аннаба — Паровая тяга.
  • Бискра — Конная тяга.
  • Блида — Паровая тяга.
  • Милиана — Паровая тяга.
  • Оран — Электрическая тяга, 1898 — 195_.
  • Сетиф — Конная тяга.
  • Туггурт — Конная тяга.
  • Уаргла — Конная тяга.

Гана

Демократическая Республика Конго

Египет

  • Александрия (фото)
    • Городская система (жёлтые трамваи): конная и электрическая тяга.
    • Система Рамлех (пригородная) (голубые трамваи): Конная тяга, 1869 — ?. Паровая тяга, ? — ?. Электрическая тяга, декабрь 1903 — до сих пор.
  • Каир‎ — Электрическая тяга 12 августа 18962004?.
    • Гелиополис — Каирская сеть продлена в Гелиополис примерно в 1906. Скоростное трамвайное сообщение между вокзалом в Каире и Гелиополисом открыто 11 июля 1910.
    • Хелуан — Электрическая тяга, 19 февраля 1981 — до сих пор.
  • Порт-Саид — Конная тяга, ? — 1929.

Ливия

  • Бенгази — Конная тяга.
  • Триполи — Конная тяга.

Мадагаскар

  • Антананариву — Сооружение парового трамвая начато после 1921, не завершено.
  • Туамасина — Конная тяга.

Марокко

Мозамбик

Нигерия

Сьерра-Леоне

Судан

Танзания

  • Занзибар — животная тяга, 1907 — ?, с открытия использовались одомашенные зебры. Паровая тяга, 19111928.

Тунис

  • Мензел Бургиба — Паровая тяга.
  • Тунис — Конная тяга, 1885 — ?. Электрическая тяга, 1900 — 20 апреля 1960. Новая лёгкая рельсовая транспортная (ЛРТ) система (Лёгкое метро Туниса, фр. Métro Léger de Tunis, читается «метро леже дё тюнис») открылась 15 сентября 1985.

Эритрея

  • Массауа, Эритрея — Паровая тяга.

Южно-Африканская Республика

Европа

Белоруссия

  • Витебск — Электрическая тяга, 1898 — до сих пор (изначально колея 1000 мм, с 1937 года — стандартная).
  • Минск — Электрическая тяга, 1892 — до сих пор (изначально колея 1000 мм, с 1929 — стандартная).
  • Могилёв — Электрическая тяга, 1910—1920.
  • Мозырь — Электрическая тяга, 1988 — до сих пор.
  • Новополоцк — Электрическая тяга, 1974 — до сих пор.

Бельгия

  • Антверпен (фото) (1000 мм), конка с 25 мая 1873, электрический трамвай с 1902 года. Также этой системой обслуживаются близлежащие город Мортсел и посёлок Звейндрехт
  • Брюссель (фото) (1435 мм), конка с 1 мая 1869, электрический трамвай с 1894
  • Гент (фото)(1000 мм), конка с 1875 года, аккумуляторный трамвай 1898 года, электрический трамвай, работающий от контактной сети с 1904 года. Также этой системой обслуживаются близлежащий посёлок Эвергем.
  • Шарлеруа (фото)(1000 мм), первоначально, с 3 июня 1887 года — центр междугородней трамвайной сети, в семидесятых годах эта система была заменена скоростным, частично подземным трамваем (так называемое «Лёгкое метро Шарлеруа»)
  • Береговой трамвай (фото)(1000 мм), первый участок линии открыт в 1885 году, линия достроена в 1890 году. Электрификация началась в 1912 году.
  • Хан-сюр-Лес (фото), трамвайная линия с дизельной тягой, соединяет центр посёлка со входом в пещеры. Используется в основном туристами. Открыта 1 июня 1906 года.

Закрытые системы

  • Вервье (1000 мм) ? — 1969
  • Льеж (1000 мм, городской трамвай), ? — 1964
  • Льеж — Серен (пригородная линия, 1435 мм) ? — 1968
  • Шарлеруа (1000 мм, городской трамвай) ? — 1974

Кроме того, в Бельгии ранее имелось множество междугородных трамвайных линий (так называемые местные железные дороги). Многие из этих линий, проходя через города, использовались и как внутригородской транспорт.

Босния и Герцеговина

  • Сараево (фото) (ныне — 1435 мм). Узкоколейная (760 мм) система была открыта 1 мая 1895 года. В октябре 1960 года она закрылась, поссле чего колея была перешита на стандартную (1435 мм). Перешитая система открылась 29 ноября 1960 года.

Великобритания

  • Бирмингем, официальное название системы — Midland Metro (фото), современный трамвай с 30 мая 1999 года.
  • Блэкпул, с 1885 года
  • Кройдон (пригород Лондона), официальное название системы — Tramlink (фото), современный трамвай с мая 2000 года.
  • Лландундо (1066 мм), трамвай на кабельной тяге (фуникулёр) с 1902 года. Официальное название системы — Great Orme Tramway (фото)
  • Манчестер, официальное название системы — Manchester Metrolink (фото), первая часть современной системы открыта 6 апреля 1992 года.
  • Ноттингем, официальное название системы — Nottingham Express Transit (NET) (фото), современный трамвай с 9 мая 2004 года.
  • Остров Мэн
    • Дуглас, официальное название системы — Douglas Bay Horse Tramway. Конный трамвай с 1876 года. Работает только в летний период.
    • Мэнская электрическая железная дорога (три фута или 914.4 mm), официальное название системы — Manx Electric Railway, соединяет Дуглас с окрестностями. Действует с 1893 года.
    • Snaefell Mountain Railway (1067 мм), лёгкая горная железная дорога, действует с 20 августа 1895 года.
  • Шеффилд, официальное название системы — Sheffild Supertram (фото), современный трамвай с 21 марта 2004 года.

Закрытые системы

  • Барнсли (1067 мм), официальное название системы — Barnsley and District Tramway(фото) . Система начала работать 31 октября 1902 года и действовала до 1930 года.
  • Белфаст (первоначально — 5 футов и 3 дюйма, позднее система была перешита на стандартную колею в 1435 мм). Конный трамвай был открыт в 1872 году. Электрификация всей системы была завершена к 1905 году. Последний раз трамвай проехал по улицам Белфаста 27 февраля 1954 года.
  • Бирмингем (три фута шесть дюймов или 1067 мм). Конный трамвай с 1873 года, паровые трамваи с 1882 по 1906 год. На маршруте Hockey and Handworth route с 1888 по 1911 год использовалась канатная тяга (см. фуникулёр). Электрификация системы с 1901 года. Система закрыта 4 июля 1953 года.
  • Блэкбёрн. Электрический трамвай с 1899 года (до этого использовались паровые трамваи). Система была закрыта 3 сентября 1949 года.
  • Глазго. Конный трамвай с 1872 года, электрический трамвай с 1898 года. Система была закрыта 1 сентября 1962 года.
  • Гримсби и Иммингем (1435 мм), официальное название системы — Grimsby and Immingham Electric Railway. Имелась одна линия длиной в 7 и 3/4 мили. Линия была построена в 1912 году, закрыта 1 июля 1961 года.
  • Данди. Конка с 1877 года, с 1885 года на некоторых маршрутах использовались паровые трамваи. Электрификация системы началась в 1900 году. Система была закрыта 20 октября 1956 года.
  • Лейчестер. Конный трамвай с семидесятых годов XIX века. Первый электрический маршрут открыт в 1904 году, электрификация завершена в 1905 году. Последний участок системы закрыт 9 ноября 1949 года.
  • Ливерпуль. Конный трамвай с 1869 года, электрификация началась в 1897 году, первый электрифицированный участок открыт в 1898 году. Система закрыта 14 сентября 1957 года.
  • Лландудно и соседние курорты Рос-он-Си (Rhos-on-Sea) и Колвин Бэй (Colwyn Bay)(три фута шесть дюймов или 1067 мм), официальное название системы — Llandundo and Colwyn Bay Electric Railway. Первый участок системы был открыт 1907 году, последний трамвай системы заврешил свою послденюю поездку 25 марта 1956 года, в 12 часов 11 минут.
  • Лондон (фото) (городской трамвай) ? — 5 июля 1952
  • Лидс. Конный трамвай с 1871 года, паровой трамвай с 1877 года. Первая электрифицированная линия открыта в 1892 году. Система была закрыта 7 ноября 1959 года.
  • Стокпорт, часть трамвайной системы Большого Манчестера. Конный трамвай с 1890 года, электрификация начата в 1901 и завершена в 1905 году. Система закрыта 25 августа 1951 года.
  • Суонси (1435 мм), пригородный трамвай, официальное название системы — The Swansea and Mumbles Railway. Железная дорога на конной тяге с 1804 года, регулярный пассажирские перевозки с 1807 году (первая пассажирская железная дорога в мире). Паровая тяга с 1877 года. Электрификация системы завершена в 1929 году. Система была закрыта 5 января 1960 года.
  • Честерфилд (фото), система действовала с 1882 года, последний участок был закрыт 27 мая 1927 года.
  • Шеффилд(фото). Коный трамвай с 1873 года, первый электрифицированный маршрут открыля в 1899 году. Система закрыта 8 октября 1960 года.
  • Эдинбург. Конный трамвай с 1871 года. В 1888 году открыт первый маршрут кабельного трамвая (см. фуникулёр). К 1908 году длина маршрутов кабельного трамвая достигла 26 миль, количество кабельных трамваев достигало двухсот. Такая популярность кабельных трамваев объяснялась холмистым рельефом города. Первый электрифицированный маршрут был открыт 1904 году. С 1920 года кабельные трамваи стали заменять электрическими, к 1923 году это процесс был завершён. Система была закрыта 16 ноября 1956 года.

Латвия

  • Даугавпилс — Электрическая тяга, 1946 — до сих пор. [39]
  • Кемери — Электрическая тяга, 1912—1930(?), колея 1000 мм.
  • Лиепая — Электрическая тяга, 1899 — до сих пор, колея 1000 мм.
  • Рига — Конная тяга, 1882—1910 (не работала с 1902 по 1903). Электрическая тяга, 1901 — до сих пор. [40]

Литва

  • Вильнюс — Коная тяга, 1915—1926.; начинается строительство новой системы электрического трамвая
  • Каунас — Коная тяга, 1914—1926.
  • Клайпеда — Электрическая тяга, 1904—1934, колея 1000 мм.

Молдова

  • Кишинёв — Электрическая тяга, 1888—1961, колея 1000 мм.

Польша

  • Быгдощ (фото) (1000 мм) с 3 июля 1896 года
  • Варшава (фото) (первоначально 1524 мм, позднее система перешина на 1435 мм) с 11 ноября 1908 года
  • Вроцлав (фото) (1435 мм) с 14 июля 1893 года
  • Гданьск (фото) (1435 мм) с 12 августа 1896 года
  • Гожув-Велькопольски (1435 мм) с 28 июля 1899 года
  • Грудзёндз (1000 мм) трамвай был открыт 12 мая 1899 года и работал до 1943 года. После окончания войны трамвай был восстановлен.
  • Краков (1435 мм) с 16 марта 1901 года
  • Лодзь (фото) (1000 мм) с 24 января 1898 года
  • Познань (фото) (1435 мм) с 5 марта 1898 года
  • Силезские интерурбаны (фото) (1435 мм) трамвайная система с центром в Катовице (фото), связывающая тринадцать городов. Трамвайное движение в Катовице открылось 4 марта 1894 года
  • Торунь (фото) (1000 мм) 27 февраля 1899 года
  • Ченстохова (1435 мм) с 3 марта 1959 года
  • Щецин (фото) (1435 мм) 3 июля 1897 года
  • Эльблонг (фото) (1000 мм) с 22 ноября 1895 года

Сербия

Закрытые системы

Словения

Закрытые системы

  • Любляна (1000 мм) 6 сентября 1901 — 20 декабря 1958
  • Пиран (760 мм) 20 июля 1912 — 31 августа 1953

Украина

  • Авдеевка — Электрическая тяга, 1965 — до сих пор.
  • Белгород-Днестровский — Электрическая тяга, 1904—1930.
  • Бердичев — Конная тяга, 1892—1921.
  • Винница — Электрическая тяга, 1964 — до сих пор, колея 1000 мм.
  • Горловка — Электрическая тяга, 1932 — до сих пор.
  • Днепродзержинск — Электрическая тяга, 1935 — до сих пор.
  • Днепропетровск — Электрическая тяга, 1897 — до сих пор (изначально колея 1000 мм, переделана в 1933—1948).
  • Донецк — Электрическая тяга, 1928 — до сих пор.
  • Дружковка — Электрическая тяга, 1945 — до сих пор.
  • Евпатория — Электрическая тяга, 1914 — до сих пор, колея 1000 мм.
  • Енакиево — Электрическая тяга, 1932 — до сих пор.
  • Житомир — Электрическая тяга, 1899 — до сих пор, колея 1000 мм.
  • Запорожье — Электрическая тяга, 1932 — до сих пор.
  • Керчь — Электрическая тяга, 1935—1941.
  • Киев — Конная тяга, 1891—1895; паровой трамвай, 1891—1904. Электрическая тяга, 1892 — до сих пор. В период 1934—1941 существовала междугородняя линия «Киев — Бровары». С 1978 года наряду с обычным трамваем действует скоростной трамвай. [41]
  • Кировоград — Электрическая тяга, 1897—1941, колея 1000 мм.
  • Коломыя — Электрическая тяга, 1884—1944.
  • Конотоп — Электрическая тяга, 1949 — до сих пор.
  • Константиновка — Электрическая тяга, 1931 — до сих пор.
  • Краматорск — Электрическая тяга, 1937 — до сих пор.
  • Кременчуг — Электрическая тяга, 1899—1921.
  • Кривой Рог — Электрическая тяга, 1935 — до сих пор. В 1986 наряду с обычным трамваем был пущен скоростной трамвай (метротрам).
  • Луганск — Электрическая тяга, 1934 — до сих пор.
  • Львов — Конная тяга, 1880—1909. Электрическая тяга, 1894 — до сих пор, колея 1000 мм.
  • Макеевка — Электрическая тяга, 1924 — до сих пор.
  • Мариуполь — Электрическая тяга, 1933 — до сих пор.
  • Молочное — электрическая тяга, 18 августа 1989 — до сих пор, сезонный. См. трамвай посёлка Молочное.
  • Нежин — Электрическая тяга, 1915 — ????.
  • Николаев — Конная тяга, 1897—1925. Электрическая тяга, 1915 — до сих пор (изначально колея 1000 мм, переделана под стандартную в 1952—1972).
  • Одесса — Конная тяга, 1880—1921; паровой трамвай 1881 — ????. Электрическая тяга, 1907 — до сих пор (изначально колея 1000 мм, переделана под стандартную в 1933—1976).
  • Полтава — Электрическая тяга, 1962—1962 (построен, но не пущен).
  • Севастополь — Электрическая тяга, 1898—1951, колея 1000 мм. В период 1925—1941 существовала междугородняя линия «Севастополь — Балаклава».
  • Симферополь — Электрическая тяга, 1914—1970, колея 1000 мм.
  • Славяногорск — Электрическая тяга, 1930—1941.
  • Стаханов — Электрическая тяга, 1937 — до сих пор.
  • Сумы — годы существования точно неизвестны.
  • Углегорск — Электрическая тяга, 1958—1980.
  • Харьков — Конная тяга, 1882—1918. Электрическая тяга, 1906 — до сих пор (изначально колея 1000 мм, переделана под стандартную в 1927—1930). [42]
  • Херсон — Конная тяга, 1892 — ????.
  • Черновцы — Электрическая тяга, 1897—1967.

Франция

Хорватия

  • Загреб (фото) (1000 мм) система открыта 18 августа 1910 года
  • Осиек (фото)(1000 мм) система открыта 13 декабря 1926 года

Закрытые системы

  • Дубровник (760 мм) 22 декабря 1910 — 20 марта 1970
  • Опатия (1000 мм) 9 февраля 1908 — 1 апреля 1935
  • Пула (1435 мм) 24 марта 1904 — 15 июня 1934
  • Риека (1435 мм) 7 ноября 1899 — 31 мая 1962

Швейцария

Эстония

  • Таллин — Газолиновая тяга, 1888—1925, колея 1067 мм (т. н. капская). Электрическая тяга, 1925 — до сих пор, колея 1067 мм (т. н. капская).

Северная Америка

Барбадос

Канада

Альберта

Британская Колумбия

Манитоба

Новый Брауншвейг

Ньюфаундленд и Лабрадор

  • Сент-Джонс — Электрическая тяга, 1 мая 1900 — 15 сентября 1948. (Линия закрыта до того, как Ньюфаундленд присоединился к Канаде.)

Новая Шотландия

Онтарио

Квебек

Саскачеван

Коста-Рика

Куба

Смотри также

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home