Аквариум (рок-группа)

Аквариум
[[Изображение:{{{Лого}}}|200px]]
Годы С 1972 по настоящее
Откуда Ленинград, Санкт-Петербург
Страна СССР, Россия
Жанр Рок, регги
Псевдонимы {{{Псевдонимы}}}
Лейблы
Состав Борис Гребенщиков, Олег Шар, Борис Рубекин и др.
Бывшие участники Анатолий Гуницкий, Всеволод Гаккель, Сергей Курёхин, Дюша Романов и др.
http://www.aquarium.ru/

«Аква́риум»российская рок-группа. Состав участников за более чем тридцать лет существования группы неоднократно менялся, и только бессменный лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков (также известный как БГ) является участником коллектива с самого момента его основания в 1972 году:

У меня простой подход. Боб Марли говорил: «Who are playing with me is Wailers» — кто играет со мной, те и есть Wailers. Если людям будет интересно играть со мной, то это будет «Аквариум». Это буду не я лично, потому что мы когда работаем вместе, мы и делаем все вместе. Если людям интересно играть эту музыку, значит это «Аквариум». (Из интервью БГ «Нашему радио», Брянск.)

«Аквариум» — одна из старейших российских рок-групп, причём она, в отличие от многих других ансамблей, основанных в 1970-е, до сих пор не прекратила своего существования.

Содержание

История

Ранние годы

«Аквариум» был основан Гребенщиковым и его другом Анатолием Гуницким (он же Джордж, Старый Рокер) в июле 1972 года как постмодернистский поэтически-музыкальный проект. Название предложил Гуницкий, увидев на Будапештской улице Ленинграда кафе под названием «Аквариум» (в 1980-е это заведение было закрыто). Поначалу дело не шло дальше репетиций, но, по некоторым данным, в 1972 году группа всё же дала один маленький концерт за городом[1].

Первый состав группы был таким: БГ, Джордж (барабаны), Александр Цацаниди (бас), Александр Васильев (клавишные), Валерий Обогрелов (аппаратура). В январе 1973 года появился бас-гитарист Михаил Файнштейн-Васильев (Фан), первый профессиональный музыкант в составе «Аквариума». В том же году к группе в качестве клавишника присоединился Андрей «Дюша» Романов[2]; вскоре под влиянием игры Ричарда Майера и Иэна Андерсона он переквалифицировался во флейтиста.

В 1973 году у «Аквариума» появляется первый концертный опыт, но выступает группа всё ещё редко:

Всё это время «Аквариум» почти не выступает, а сидит преимущественно на юге, пьёт портвейн и поёт песни (свои и Битлз) или же репетирует на факультете ПМ. Аппаратура стоит в подсобке, и её вполне достаточно, чтобы изредка играть на свадьбах. ((Из интервью БГ[3].)

«Доисторические» альбомы

К 1973 году относятся первые магнитоальбомы «Аквариума». В январефеврале на каникулах БГ и Джорджем было записано «Искушение святого Аквариума». Альбом был создан при помощи домашней звукозаписывающей техники, и качество звука, естественно, оставляло желать лучшего. «Искушение святого Аквариума» долгое время считалось утерянным, но в 1997 году запись была обнаружена и выпущена в 2001 году на CD в составе сборника «Доисторический Аквариум».

Вскоре был подготовлен ещё один короткий альбом «Менуэт земледельцу», но эта запись, похоже, утеряна окончательно.

Третий альбом назывался «Притчи графа Диффузора». Он был записан БГ, Джорджем, Фаном и Дюшей Романовым. Точное время записи не помнит никто из участников группы, но, вероятнее всего, это была весна 1974 года[4].

В 1974 году группа участвует в самодеятельном театре, играющем пьесы абсурда на ступенях Инженерного замка. После того как театр возглавил профессиональный режиссёр Эрик Горошевский, Гребенщиков разочаровался в идее синтеза рока, поэзии и театра, и «Аквариум» сконцентрировался на музыкальной деятельности (впрочем, окончательно отделилась от театра группа лишь в 1977 году). Джордж покинул группу, но продолжил общение с её участниками.

С 1976 года «Аквариум» начинает вести довольно регулярную концертную деятельность. Первый совместный концерт БГ, Гаккеля и Дюши Романова состоялся 25 февраля 1976 года[5], а 10 марта «Аквариум» (БГ, Дюша, Фан, Сева, Кордюков…) на свои деньги едет непрошенным гостем на Таллиннский фестиваль популярной музыки, где играет четыре акустические вещи и получает приз за самую интересную и разнообразную программу. Там же происходит знакомство с Андреем Макаревичем[6].

В 1976 году появился альбом «С той стороны зеркального стекла», а в 1978 — совместный с Майком Науменко «Все братья — сёстры»:

В 1978 году было относительно тихо, БГ загорелся творчеством Боба Дилана и всё лето писал песни («Укравший дождь», «Уйдёшь своим путем», «Дорога 21», «Сталь», «Почему не падает небо»). Летом того же года записал сольный «лонгплей» с Майком (Михаилом Науменко, известным по песням «Ты — дрянь», «Моя сладкая N»). Он назывался «Все братья — сёстры» и разошёлся по Союзу в умопомрачительном количестве — около 20 штук. Популярность «Аквариума» резко возросла. Незнакомые люди узнают песни, а БГ узнают на улицах.(БГ, «Правдивая автобиография Аквариума»[7].)

В 1977 году «Аквариум» на два года потерял двух своих музыкантов — Дюшу Романова и едва появившегося Александра «Фагота» Александрова: они были призваны на военную службу.

В 1979 году состоялось знакомство «Аквариума» сразу с двумя значимыми фигурами советского рока — Артемием Троицким и Андреем Тропилло, на студии которого были записаны первые «исторические» альбомы «Аквариума». В том же году начал помогать группе на концертах Александр Ляпин (он окончательно вошёл в состав «Аквариума» годом позже), Дюша и Фагот вернулись из армии.

Осенью 1980 года вышел бутлег «Музыка общественных туалетов». Существует также упоминание о бутлеге «Музыка для мёртвых и живых». Но широкое распространение он в своё время так и не получил. В августе 2002 года студия «Триарий» издала этот альбом, ошибочно датировав его 1974 годом [8].

Громко заявить о себе в рок-кругах «Аквариуму» удалось на тбилисском рок-фестивале 1980 года. Призов группа не получила, но своим выступлением устроила настоящий скандал. По сравнению с остальными участниками фестиваля, «Аквариум» вёл себя на сцене эксцентрично и эпатажно, но жюри этого не оценило: когда во время концерта Гребенщиков, играя на гитаре, лёг на сцену, все члены жюри демонстративно покинули зал. «Аквариум» обвинили в пропаганде гомосексуализма (так был расценён один из эпизодов выступления), инцеста (исполняя песню «Марина», БГ вместо «выйти замуж за финна» спел «выйти замуж за Ино»: из-за плохой техники многим показалось «выйти замуж за сына») и в непристойном поведении и поначалу даже хотели немедленно выслать с фестиваля. О выступлении стало известно в Ленинграде, и в результате БГ лишился работы и был исключён из комсомола[9].

Первые «исторические» альбомы

В январе 1981 года вышел «Синий альбом», ставший первой «исторической» самостоятельной студийной работой «Аквариума». Во время записи «Синего альбома» у группы ещё продолжался период увлечения регги, что можно понять по песням «Рутман», «Река», «Единственный дом (Джа даст нам всё)». «Синий альбом», фактически, стал первым полноценным подпольным рок-альбомом СССР (песни были записаны в студии, присутствовали концепция и оригинальное оформление)[9].

Следом за «Синим альбомом» летом 1981 года появился «Треугольник», который, по замыслу БГ, должен был стать новым «Сержантом Пеппером»[10]. «Треугольник» стал своего рода возвращением «Аквариума» к традиционному року. Тексты песен на альбоме, в основном, относятся к абсурдизму (некоторые из них были написаны Джорджем).

Незадолго до появления «Треугольника» произошло значимое событие в советской рок-музыке — был основан Ленинградский рок-клуб, в который сразу же был принят «Аквариум» (это произошло 7 марта 1981 года)[11].

Альбом «Электричество. История Аквариума — Том 2» вышел раньше альбома «Акустика (История Аквариума — Том 1)». По словам БГ, заминка с выпуском альбома «Акустика» произошла из-за того, что обложка для него была ещё не готова. Соответственно, судя по названиям альбомов, альбом «Акустика» был задуман как третий альбом, а «Электричество» — как четвёртый[12].

C 1982 года группа ведёт бурную концертную деятельность[13]. В самом начале года, 6 января, был сыгран концерт в ДК имени Луначарского в Москве, запись которого в 1996 году была выпущена как «живой» альбом «Арокс и Штёр».

Альбом «Акустика. История Аквариума — Том 1» стал сборником песен, которые группа исполняла на домашних концертах. По утверждению БГ, тот, кто слышал «Акустику», может считать, что он знает «Аквариум»[14].

Чуть позже вышел альбом «Табу». По словам БГ, для группы это были тяжёлые времена, и по этой причине на обложке после названия группы даже был поставлен вопросительный знак[15]. В 1984 году из записей, сделанных для «Табу», но не вошедших в него, Андрей Тропилло без ведома участников группы составил и издал сборник «M.C.I.».

В 1983 году «Аквариум» много выступает с концертами, в основном в Ленинграде и Москве. 15 мая 1983 года группа участвует в первом ленинградском рок-фестивале, прошедшем под названием «1-й городской смотр-конкурс любительских рок-групп Ленинграда на лучшее исполнение песен антивоенной тематики под девизом „За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу!“»[16]. «Аквариум» принимал участие в нескольких последующих ежегодных рок-фестивалях, организованных Ленинградским рок-клубом.

Летом записывается новый альбом «Радио Африка», который Гребенщиков назвал «языческим»[17]. Серьёзную поддержку в создании альбома оказал Сергей Курёхин: он даже является автором одной из композиций («Тибетское танго»). Вообще, само название альбома восходит к идее БГ и Курёхина называть свои общие проекты «Радио Африка»; от проектов в итоге отказались, а название осталось[17]. В альбом вошла знаменитая песня «Рок-н-ролл мёртв», ставшая одним из главных хитов группы, а для многих — своеобразным гимном десятилетия. В роли басиста на записи альбома впервые выступил Александр Титов; вскоре он был приглашён в группу.

Несмотря на то, что «Радио Африка» был принят не всеми, популярность «Аквариума» увеличивалась: в феврале 1984 года по результатам экспертного опроса газеты «Московский комсомолец» группа заняла второе место среди ансамблей[18].

Первым из двух альбомов «Аквариума» 1984 года была «Ихтиология» — сборник акустических концертных записей 1983—1984 годов.

Вторым стал «День серебра», выпущенный в начале октября, — первый альбом «Аквариума», записанный на профессиональном оборудовании. В его создании, помимо постоянных членов группы, поучаствовал скрипач Александр Куссуль. Многие считают «День серебра» одним из лучших альбомов группы — благодаря стройной концепции (создававшейся в течении восьми месяцев[19]), удачным аранжировкам и, как всегда, малопонятным, но философичным текстам. На «Дне серебра» прозвучали песни «Сидя на красивом холме», «Небо становится ближе», «Иван Бодхидхарма».

Логическим продолжением «Дня серебра» стал альбом «Дети декабря» 1985 года, немного более мрачный, но близкий по стилистике; впрочем, мрачность во многом задаётся начальной песней «Жажда», исполнявшейся и раньше, но по-новому аранжированной для «Детей декабря». В то же время совершенно противоположный настрой несут такие песни, как «Она может двигать» и «2-12-85-06». Альбом был записан с участием двенадцати человек, не считая продюсера Андрея Тропилло (хотя и он внёс небольшой исполнительский вклад, произнеся в «2-12-85-06» текст частушки).

Выход из «подполья»

Десятый альбом «Аквариума» — «Десять стрел» (1986) — стал концертным. В альбом были включены записи, сделанные на выступлениях за два года, предшествовавшие его выходу. Единственная студийная запись на альбоме — песня «Город» (часто авторство её музыки и стихов ошибочно приписывают соответственно Франческо да Милано и Алексею Хвостенко[20]), ставшая одной из самых известных композиций «Аквариума». Альбом был посвящён памяти Александра Куссуля, погибшего незадолго до выхода «Десяти стрел».

В том же году в США на средства Джоанны Стингрей тиражом 1 500 экземпляров вышел двойной виниловый сборник советской рок-музыки «Red Wave», в котором одну сторону из четырёх занимал «Аквариум». Вскоре после этого с мёртвой точки дело сдвинулось и в СССР: появилась первая официальная пластинка группы (так называемый «Белый Альбом»), изданная фирмой «Мелодия» в 1987 году и представлявшая собой компиляцию песен из «Дня серебра» и «Детей декабря». Всеволод Гаккель даже связывает между собой выход двух этих пластинок:

Одну копию она (Стингрей) послала Рейгану, другую Горбачёву, сопроводив это заявлением, что то, что не могут достичь политиканы на дипломатическом уровне, с успехом получается у рок-музыкантов обеих стран. В результате чего Горбачёв спросил у своих советников: Какой такой Аквариум? Почему у них нет пластинки? И Министерство культуры дало директиву фирме «Мелодия» в срочном порядке выпустить пластинку этой группы, дабы создать иллюзию того, что пластинки этих групп давно выпущены и продаются. (Всеволод Гаккель, «Аквариум как способ ухода за теннисным кортом»[21].)

Впрочем, полноценным выходом из подполья эти события назвать было нельзя: «Аквариум» не давал больших концертов, о нём редко говорили в прессе и на телевидении. Музыканты продолжали общаться с лидерами советского андеграунда: кинорежиссёрами Александром Сокуровым и Сергеем Соловьёвым, музыкантами Виктором Цоем и Сергеем Курёхиным, журналистом Артемием Троицким. Близкие отношения установились у «Аквариума» с митьками.

Однако именно в этот период группа начинает приобретать всё бо́льшую известность, а 1987 год можно считать «годом великого перелома» в истории «Аквариума». Ещё в марте 1984 года группа приглашается Тамарой и Владимиром Максимовыми на запись первой передачи «Музыкальный ринг» на ленинградском телевидении[22]. 24 октября 1986 года ансамбль появляется на «Музыкальном ринге» во второй раз[23], а 17 января 1987 года это выступление транслируется уже по первой общесоюзной программе[24]. «Музыкальный ринг» становится первой «визуализацией» «Аквариума» «в полный рост» — в режиме студийного ток-шоу и концерта и в масштабе всего СССР. Это было своеобразным свидетельством окончательного выхода группы из подполья, ее официального признания и узнавания как существенного элемента советской молодежной музыкальной культуры того времени. До этого группа была известна главным образом среди поклонников и товарищей «по цеху». Уже в марте 1987 года журнал «Юность» назвал «Аквариум» лучшим музыкальным ансамблем страны. Лучшим музыкантом был признан БГ[25].

В 1987 году на «Мосфильме» был отснят фильм Сергея Соловьёва «Асса», в котором было использовано пять песен «Аквариума», в том числе «Город». Параллельно с фильмом вышел одноимённый саундтрек, включающий в себя пять песен «Аквариума» в собственном исполнении.

В том же году на «Мелодии» вышел альбом «Равноденствие», первый студийный после двухлетнего перерыва и последний перед четырёхлетней паузой, связанной с временным прекращением деятельности «Аквариума». БГ охарактеризовал его как лебединую песню «Аквариума» 80-х и в целом был недоволен пластинкой:

И вот мы связались с ними (с «Мелодией»), записали «Равноденствие» и провалили нашу, может быть, самую лучшую пластинку. Все нормально, контроль был целиком у нас, но то, как работает «Мелодия» — все маленькие штучки, заковырочки, неполадки с кабелями, что-то вырубается, у кого-то головная боль… И все это выразилось в полной желеобразности. (Из интервью БГ журналу «Урлайт»[26].)

Автор обложки «Равноденствия» — кинорежиссёр Сергей Дебижев, в следующем, 1988, году снявший два фильма с музыкой «Аквариума» и клип к песне «Поезд в огне».

БГ на Западе

3 июня 1988 года группа сыграла свой первый концерт за границей — в канадском Монреале, после которого БГ записал две песни («Китай» и «King Arthur») для своего будущего сольного англоязычного альбома. В августе 1988 он работает в США и Великобритании над сольником, получившим название «Radio Silence» («Радио Тишина»). Осенью и зимой «Аквариум» даёт несколько концертов, но БГ постоянно отлучается в США, появляется в прессе и даёт концерты независимо от группы[27]. Деятельность «Аквариума» как единого коллектива окончательно приостанавливается. Позднее Гребенщиков однозначно выразится по этому поводу:

— Скажи, Боб, «Аквариум» исчез навсегда?
— Да, «Аквариум» перешёл в область мифологии и легенд.
(Из интервью с БГ в газете «Выбор», Вятка, 11 октября 1991 года[28].)

Группа «Аквариум» существовала с 1972 года. Всё, что мы могли сделать, мы уже сделали.
(Из интервью с БГ в Ярославле, 17 ноября 1991 года[29].)

«Radio Silence» вышел в Европе и США в начале лета 1989 года. В его записи принимали участие Гаккель и Дюша Романов, однако на обложке указан не «Аквариум», а БГ. О работе над альбомом режиссёр Майкл Аптед (Michael Apted) создал фильм «Долгая дорога домой» (англ. «The Long Way Home»), который в июне 1989 года был показан по MTV.

В 1989 году возникает «Русско-Абиссинский оркестр». Под этим названием бывший «Аквариум» записывает саундтрек к фильму Сергея Дебижева «Золотой сон» (1989) и картине Сергея Соловьёва «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1989).

В это же время не прекращаются попытки других участников «Аквариума» организовать собственные группы. «Трилистник» Дюши Романова был основан ещё в 1987 году; Титов в 1990 году объявил о создании проекта «Восток-1»; позже возникли «Три Сашка» с участием Ляпина и Титова; в декабре появился ансамбль «Турецкий чай», которую возглавили Ляпин, Гаккель и всё тот же Титов. В начале 1991 года Титов записал сольный альбом «Ностальгия по холодному пиву» (название включало явный намёк на раннюю песню «Аквариума» «Холодное пиво»).

Осенью 1990 года бывшие музыканты «Аквариума» начинают записывать песни для фильма С. Соловьёва «Дом под звёздным небом» и одновременно для очередного альбома группы. Не смотря на то, что фильм состоится, песни из этого фильма так и не появятся в виде самостоятельного издания вплоть до 2000 года. Десять лет спустя студия «Триарий» впервые выпустит саундтрек «Дом под звёздным небом» под названием «Сделано на Мосфильме» с подзаголовком, поясняющим, что песни были записаны во время съёмок вышеупомянутого фильма[30].

В 1990 году БГ приступает к записи второго сольного альбома на английском языке — «Radio London» («Радио Лондон»). Задуманный альбом будет впервые выпущен лишь через шесть лет компанией «SoLyd Records» в стадии демо-записи.

«БГ-Бэнд»

«БГ-Бэнд» был впервые собран 4 апреля 1991 года. В него вошли БГ, Олег Сакмаров, Сергей Щураков и Андрей Решетин. За время своего существования (1991—1992) новая группа дала немало концертов в Москве, Ленинграде—Санкт-Петербурге, Казани, Харькове и нескольких провинциальных городах Поволжья и Сибири, на которых исполнялись совершенно новые песни и некоторые из прежнего репертуара БГ и «Аквариума». Существует концертный альбом коллектива, выпущенный в 1993 году под названием «Письма капитана Воронина. Концерт в Вятке».

В январе—феврале 1992 года Гребенщиков и музыканты из состава «БГ-Бэнда» записывают в Москве «Русский альбом», основанный на песнях этого периода. В ноябре того же года «Русский альбом» выходит в виде виниловой пластинки и становится символом окончательного возвращения БГ на родину. Альбом представлял своим слушателям абсолютно новый коллектив: теперь лирика, мелодии и исполнение основывались на русских песенных традициях — от этой стилистики не отходит ни одна из композиций альбома. В текстах используются православные образы: таковы песни «Никита Рязанский» и «Кони беспредела»; вступительный инструментал называется «Архистратиг» (то есть архангел Михаил).

Пожалуй, единственным альбомом в истории русской музыки — если не считать каких-нибудь контр-культурных акций, канувших в Лету, — имеющим какое-либо непосредственное отношение к тому, что именуется «dark-folk» или «folk noir», был «Русский альбом» Гребенщикова (который в ту пору увлекался творчеством Дэвида Тибета), наполненный заимствованиями и ссылками на Current 93 (так когда-то «Сергей Ильич» ознакомил население Страны Советов с «Cat Black» Болана), хотя как раз-то этот альбом как «дарк-фолк» совсем не воспринимается… (Из статьи «England was burning… а Россия горит по-своему»[31].)

При переиздании «Русского альбома» на компакт-диске в 1995 году к 11 основным композициям были добавлены еще пять песен периода «БГ-Бэнда» (концертные и студийные записи 1991 и 1992 годов). В настоящее время альбом официально относят к творчеству собственно «Аквариума»[32], однако на обложке название группы не указано, поэтому «Русский альбом» формально можно причислить к сольным альбомам БГ.

Не смотря на то, что в это время «Аквариум» под оригинальным названием практически уже не существует, выходят его сборники: два новых «тома» истории группы — «Архив. История Аквариума — Том 3» (1991) и чуть позже — «Библиотека Вавилона. История Аквариума — Том 4» 1993).

Возрождение «Аквариума»

Новый «Аквариум» был собран в сентябре 1992 года. В него вошли только два члена старого «Аквариума» (БГ и Титов) и один музыкант «БГ-Бэнда» (Сакмаров). Ещё трое появились вообще впервые: Алексей «Лорд» Рацен, Алексей Зубарев и Андрей Вихарев. Чуть позже к этой шестёрке присоединился Сергей Щураков (аккордеон, мандолина) — ещё одна приметная фигура «БГ-Бэнда».

На обложке записанных в 1993 году «Любимых песен Рамзеса IV» было указано название «Аквариум» — впервые за семь лет с момента появления «Равноденствия»; таким образом, этот альбом стал номинально первым альбомом возрождённого «Аквариума».

Альбом «Пески Петербурга», выпущенный в 1994 году, несколько отошёл от стилистики, заданной «Русским альбомом» и «Любимыми песнями…»: он был составлен из песен 80-х годов, ранее не выходивших на студийных альбомах. Единственной новой песней стал «Юрьев день», дописанный из давно существовавших первых двух строчек[33].

Развитие русской традиции в сочетании с вальсовыми мотивами получило успешное продолжение в альбоме «Kostroma mon amour» (1994), заглавная песня которого — своеобразный гимн русской провинции. В это время Гребенщиков вслед за дзэном открыл для себя ламаистский буддизм, и первая же песня альбома «Русская нирвана», написанная на музыку Тихона Хренникова из фильма «Верные друзья», изобилует буддийскими терминами и заканчивается в чём-то самоиронической строкой: «Ой, Волга, Волга-матушка, буддийская река». Песня «Пой, пой, лира» написана на одно из ранних стихотворений Джорджа.

В 1994 году в свет выходят два сольных альбома БГ — «Песни Александра Вертинского» и «Задушевные песни» (последний записан совместно с «Аквариумом», обозначенным на обложен как «Квартет Анны Карениной»). Кроме того, во Франции для европейских слушателей появляется сборник «Boris Grebenchikov & Aquarium 19911994».

В 1995 году в составе группы впервые за четыре года (немалый срок для «Аквариума») произошли изменения: ушёл Рацен, но появился скрипач Андрей Суротдинов. В новом составе был записан в Лондоне альбом «Навигатор». Он вышел 1 сентября 1995 года и по стилистике мало чем отличался от «Kostroma mon amour»: те же вальсы («Навигатор», «Голубой огонёк», «Самый быстрый самолёт»), немного буддийской тематики («Фикус религиозный», то есть Дерево Бо, в тени которого Будда обрёл просветление[34]) и русские фолк-мотивы («Последний поворот»).

Отчётный концертный альбом за 1995 год получил название «Центр циклона» и вышел в начале 1996 года. Студийный «Снежный лев», появившийся в 1996 году, оказался практически неотличим от «Навигатора», даже в мелодии некоторых песен прослеживались самоповторы. Стало ясно, что «Аквариуму» надо меняться.

Перемены наступили в 1997 году. Сначала под названием «Русско-Абиссинского оркестра» «Аквариум» выпускает инструментальный сборник «Bardo», который записывался в течении семи лет (начиная с саундтрека к фильму «Золотой сон», датированного 1989 годом). Затем увидела свет эпически-мифологическая «Гиперборея». Звучание группы становится жёстче, добавляется больше «электричества» в ущерб акустике, расширяется спектр инструментов: в записи использованы клавесин, контрабас, хомуз.

«Лилит»

В 1997 году БГ предпринял ещё одну попытку утвердиться на западной рок-сцене и вместе с «The Band» (бывшая группа Боба Дилана) выступил с серий концертов в нью-йоркских клубах, а также записал альбом «Лилит», вышедший в двух вариантах (русском и американском). Диск был записан без участия других постоянных членов «Аквариума» (не считая БГ), однако обычно причисляется к дискографии всей группы[32].

Аквариум 3.0

1998 год стал началом периода «Нового электрического пса». «Электрический пёс» — ранняя песня «Аквариума», вошедшая в «Синий альбом»; в 1998 году так была названа и концертная программа, с которой «Аквариум» выступил с большим туром по городам России и ближнего зарубежья. Таким названием БГ как бы объявил о возвращении к истокам. Он произвёл новый «набор» музыкантов в группу, и она пополнилась Николаем Кошкиным (ударные), Александром Пономарёвым (гитара), Дмитрием Веселовым (перкуссия) и Борисом Рубекиным (клавишные). Первые трое покинули группу уже через год, когда период «Нового электрического пса» закончился; Рубекин является членом «Аквариума» до сих пор. Кроме них, за год до этого в группу пришёл Олег «Шар» Шавкунов.

В том же году «Аквариум» выпускает альбом-антологию «Кунсткамера», который состоит из записей, сделанных с конца 80-х до середины 90-х годов. Cольная дискография БГ пополняется сразу тремя альбомами: «Прибежище» — альбомом мантр, записанным совместно с Gabrielle Roth & «The Mirrors»; «Борис Гребенщиков и Deadушки» с техноверсиями старых песен «Аквариума» и «Молитва и пост» — концертным альбомом, который изначально был создан как Internet-only альбом. Лишь в 2001 году по многочисленным просьбам слушателей альбом, наконец, был издан на компакт-дисках.

В мае 1999 года появился сольник БГ «Борис Гребенщиков поёт песни Булата Окуджавы». Как и в случае с «Песнями Александра Вертинского», БГ сам аккомпанировал себе на гитаре, но запись всё равно прошла не без участия других членов «Аквариума».

Первым студийным альбомом «Аквариума» третьего созыва стал диск «Ψ» («Пси») — двадцатый альбом группы за всю её историю. В его создании принял участие Альберт Потапкин, участник группы с 1999 года. По утверждению БГ, в альбоме нет никакой концепции, он просто стал отражением состояния группы в тот момент. И действительно, нельзя сказать, что все песни сделаны в одном ключе: на диске есть и позитивные («Маша и медведь», «Пока несут сакэ»), и более мрачные («Луна, успокой меня», «Имя моей тоски») песни. Впервые за много лет появилась регги-композиция («Стоп машина»).

25 мая 2000 года был выпущен альбом «Пятиугольный грех». Этот альбом вышел под псевдонимом «Террариум», так как на альбоме, кроме БГ, присутствуют приглашённые рок-музыканты, которые исполняют свои песни на стихи Джорджа. 1 ноября 2000 года одновременно в России и Германии выходит альбом-сборник «Территория», состоящий из старых песен, две из которых для альбома были специально перезаписаны.

В январе 2002 года в Америке и Европе, а в в начале мая в России, выходит 13-й сольный альбом БГ «Переправа» («Bardo»); в его записи опять принимают участие Gabrielle Roth & «The Mirrors». Альбом представляет из себя переработку инструментальных композиций из одноимённого альбома «Бардо» «Русско-Абиссинского Оркестра» (то есть «Аквариума» под псевдонимом) 1997 года.

Первый за три года полностью новый альбом «Сестра Хаос» появился только в 2002 году. Диск оказался не похож ни на что из того, что раньше делал «Аквариум». Как и «Ψ», альбом получился очень эмоциональным и разносторонним (БГ определил «Сестру Хаос» как первый разноцветный альбом в истории музыки[35]). Снова появилось регги — ироническая песня «Растаманы из глубинки».

Альбом должен был называться «Псалмы», просто, старцы отговорили меня от этого названия. Альбом представляет собой псалмы. Там не один псалом, там девять псалмов. (Из интервью БГ[35].)

В том же году группа получила премию «Побороll» за вклад в развитие музыки. Начался выпуск на CD «Антологии» — за два года все альбомы переизданы на компакт-дисках с бонусными треками.

В альбоме «Песни рыбака» (2003) БГ в полной мере проявил себя как мелодист — альбом во многом держался именно на музыке, а не на текстах. Несмотря на несколько мрачную композицию «Человек из Кемерова», альбом оказался необычайно позитивен. Чуть позже, к пятидесятилетию Гребенщикова, лимитированным тиражом в 300 экземпляров вышел двойной альбом-сборник «50 БГ», который продается исключительно только на концертах группы.

В 2003 году к «Аквариуму» присоединилось два музыканта-духовика — Фёдор Кувайцев (кларнет) и Игорь Тимофеев (саксофон и флейта), а в самом начале 2005 года группу покинул барабанщик Альберт Потапкин.

В 2004 году был также лимитированным тиражём выпущен 14-й сольный альбом БГ «Без слов». На альбоме 16 инструментальных композиций, представляющих из себя японско-китайские мотивы.

Логическим продолжением деятельности группы в 2005 году стал альбом «ZOOM ZOOM ZOOM» — как и «Песни рыбака», позитивный и мелодичный, но, в отличие от предыдущих нескольких альбомов, цельный по композиции.

В 2005 году на официальном сайте «Аквариума» появилось объявление о том, что по просьбе студии «Союз» в свет должны будут выйти два тематических сборника. В итоге в 2005 году появился сборник «Reggae» с одной новой песней «Слова растамана», подтвердивший восстановление интереса БГ к растафарианству и в 2006 году — «Песни о любви» со студийной версией песни «Ключи от моих дверей». «Reggae» и «Песни о любви» не представляют собой сборники от самого «Аквариума», а являются сборниками от студии «Союз», изданными с разрешения группы.

В том же году у «Аквариума» снова сменился басист — им стал Андрей Светлов, уже давно время от времени помогавший группе.

На настоящий момент последний альбом «Аквариума» — «Беспечный русский бродяга», вышедший в апреле 2006 года. В альбом вошли две песни, исполнявшиеся на концертах ещё с конца 1990-х («Афанасий Никитин буги» и «Скорбец»), несколько композиций, близких по стилю к «Аквариуму» 1980-х («О смысле всего сущего», «Духовные люди») и к предыдущим альбомам «Песни рыбака» и «ZOOM ZOOM ZOOM» («Дело за мной», «Терапевт»). Встречаются на альбоме и нехарактерные для творчества группы эксперименты, вроде того же «Афанасий Никитин буги». Сразу несколько песен, в том числе и заглавная, посвящены алкогольной теме, причём с разных точек зрения.

«Аквариум» продолжает активно выступать с концертами по всему миру, в основном — по России и ближнему зарубежью.

Влияние на поп-культуру

«Аквариум» — одна из первых и наиболее популярных рок-групп Советского Союза — оказала большое влияние на целое поколение, фигура же БГ и вовсе превратилась в культовую. Лирика «Аквариума» часто цитируется в литературе и печати:

В одном вагоне сразу в трёх местах пели под гитару — и, кажется, одну и ту же песню, гребенщиковский «Поезд в огне», но разные части: одна компания начинала, другая уже заканчивала, а третья пьяно пережёвывала припев, только как-то неправильно — пели «этот поезд в огне, и нам некуда больше жить» вместо «некуда больше бежать».
(Виктор Пелевин, «Жёлтая стрела»[36]. Цитируется песня «Поезд в огне».)

Кирсанов. Надрались?
Зоя Сергеевна. Нет. Во всяком случае, в меру. Слушают музыку и играют в какую-то игру. На специальной доске.
Кирсанов. В нарды, что ли?
Зоя Сергеевна. Нет. Какое-то коротенькое название. То ли японское, то ли китайское
Кирсанов. В го?
Зоя Сергеевна. Да, правильно. В го.

Пауза. В отдалении Гребенщиков стонуще выводит:
Этот поезд в огне — и нам не на что больше жать,
Этот поезд в огне — и нам некуда больше бежать.
Эта земля была нашей, пока мы не увязли в борьбе...

Кирсанов. Вождь из племени га сидит и играет в го.
(Аркадий и Борис Стругацкие, пьеса «Жиды города Питера, или невесёлые беседы при свечах»[37]. Цитируется песня «Поезд в огне».)

А сегодня с утра новое чувство вступило: чувствовал себя Бенедикт умным и богатым, и охота было, чтоб все видели: вот он идет, Бенедикт, умный и богатый. И щедрый. Остановился, слепцов послушал. Они как раз старинное, бойкое грянули: «Два двенадцать восемьдесят пять ноль бэ! Два двенадцать восемьдесят пять ноль вэ! Два двенадцать восемьдесят пять ноль гэ!» — послушал и кинул им мышей связку. Ага, целую связку! Гуляем! (Татьяна Толстая, «Кысь»[38]. Цитируется песня «2-12-85-06»[39].)

Но наши отряды, ух, Отборные.
И те, что нас любят, все смотрят нам в след.
Да только глядь на образа, а лики-то чёрные.
И обратной дороги нет!
(Константин Кинчев, песня «Сумерки», альбом «Шабаш» группы «Алиса». Цитируется песня «Рок-н-ролл мёртв».)

Нередко используется образ Гребенщикова:

Это несколько сбило его с толку, и несколько секунд он вспоминал, зачем сюда пришел. Вспомнив, оторвал листок туалетной бумаги и записал:
«1) Брэнд-эссенция (легенда). Вставлять во все концепции вместо «психологической кристаллизации».
2) «Парламент» с танками на мосту — сменить слоган. Вместо «дыма Отечества» — «All that jazz». Вариант плаката — Гребенщиков, сидящий в лотосе на вершине холма, закуривает сигарету. На горизонте — церковные купола Москвы. Под холмом — дорога, на которую выползает колонна танков. Слоган:
«ПАРЛАМЕНТ. ПОКА НЕ НАЧАЛСЯ ДЖАЗ».
Спрятав листок в нагрудный карман и спустив для конспирации воду, он вернулся на кухню и подошел вплотную к плакату с краснознаменной «Кока-колой».
(Виктор Пелевин, «Generation „П“»[40].)

Часто пародируется лирика или образ БГ. Яркий пример — флэш-мультфильм «Бывший Аллах» студии «Антимульт»[41]. Примеры пародий в литературе и текстах других музыкантов:

Я знаю, что мне осталось недолго
И мне уже все равно
Но если б я мог выбирать себя
Я был бы Гребенщиков
Я бы стучался в двери травы
И пел бы про Вавилон
Я бы cтучался в двери травы
И пел бы про Вавилон
(Егор Летов, песня группы «Гражданская оборона», 1986.)

Некоторые слова и обороты речи, впервые прозвучавшие в песнях «Аквариума», введены в обиход в молодёжной среде, а слово «типа» из песни «2-12-85-06» закрепилось в разговорной и письменной речи совершенно разных слоев населения[42] (приближаясь по смыслу к английскому разговороному аналогу «like»):

Урок английского языка для нового русского:

Неопределенный артикль «a» переводится как «типа». Например: a table — типа стол.
Определенный артикль «the» переводится как «чисто». Например: the table — чисто стол!
(Из анекдотов о новых русских.)

В Бишкеке, Кыргызстан, есть кафе-клуб «Великий дворник» (название песни «Аквариума»)[43].

Существует картина «Аквариум», её автор — Дмитрий Шагин[44]. На картине изображены БГ, Дюша Романов и Всеволод Гаккель.

Интересные факты

  • Первое интервью «Аквариум» дал корреспонденту газеты «Ленинградский университет» в 1974 году[45].
  • «2-12-85-06» - номер телефона из одноименной песни (альбом «Дети декабря», 1986). Песня изначально была подарена Гребенщиковым Алексею Вишне[46]. Существуют разной степени достоверности легенды о природе этого телефонного номера. По одной из них, это телефон тех лет самого Гребенщикова. По другой, это был номер так называемого "эфира". В середине 1980-х годов в Ленинграде на одной из АТС случилась ошибка, в результате которой все звонившие по этому номеру соединялись между собой[42]. Сам БГ утверждает, что номер придуман им совершенно случайно[47].
  • Слова «Ласто бет ламмен», звучащие в конце альбома «Треугольник» (1991), означают «Внемли моим словам» на придуманном Толкином эльфийском языке.
  • «В поле ягода навсегда» (название песни из альбома «Арокс и Штёр», 1982) — это очень некорректный перевод в журнале «Юность» названия песни «Битлз» «Strawberry Fields Forever»[21].
  • «Жить не по лжи» — название статьи-письма А. И. Солженицына. В песне «Мама, я не могу больше пить» (альбом «Беспечный русский бродяга», 2006) есть слова «Боже, как достало жить не по лжи»[48].
  • У «The Rolling Stones» есть альбом «December’s Children» (1965), название которого переводится как «Дети декабря», и существует одноименный рассказ у Роджера Желязны [49].
  • «Не пей вина, Гертруда» (название песни из альбома «Kostroma mon amour», 1994) — цитата из пятого акта трагедии Шекспира «Гамлет» в переводе Б. Л. Пастернака:

Королева
Дай, Гамлет, оботру тебе лицо.
Вот мой платок. Как ты разгорячился!
Я, королева, пью за твой успех.

Гамлет
О матушка…

Король
Не пей вина, Гертруда!

Королева
Я пить хочу. Прошу, позвольте мне.

  • Мелодия песни «Сергей Ильич (Песня для Марка Болана)» (альбом «Треугольник», 1981) полностью взята из «Cat Black» Марка Болана.

Оформление альбомов

«Аквариум» был одной из первых советских рок-групп, выпускавших альбомы с полноценным оформлением. Обложки первых, «подпольных», магнитоальбомов зачастую наклеивались на конверты самими участниками группы.

Первым по-настоящему оформленным альбомом «Аквариума» был «Синий альбом» (1981), на обложке которого фотографом Андреем «Вилли» Усовым были запечатлены члены группы на лестничной клетке старого подъезда.

Фото на «Треугольнике» (1981) оказалось гораздо загадочнее и сюрреалистичнее: две странные тёмные фигуры в каком-то помещении, у одной из которых вместо головы — металлический шар. Любопытно, что этот мистический снимок на самом деле был сделан в коридоре Дома пионеров на Охте: на переднем плане композиции — БГ с отражателем от калорифера на голове, на заднем — спрятавшийся за занавеску Всеволод Гаккель[21].

Сюрреалистический подход был применён и к последующим альбомам и достиг пика на обложке «Радио Африка» (1983), ни на одной из лицевых сторон которого не было названия группы, зато был загадочный получеловек-полускульптура, роль которого исполнил тот же Гаккель[50].

В общей сложности Усов работал над обложками восьми альбомов «Аквариума», первым из которых был «Все братья — сёстры» (1978), а последним — «Дети декабря» (1985). Единственный альбом этого периода, в оформлении которого он не участвовал, — «День серебра» (1984), на обложке которого был изображён ацтекский символ входа и выхода — линия, которая закручивается в спираль и выходит из неё, не прервавшись.

Начиная с «Дня серебра», «Аквариум» в оформлении альбомов всё больше склоняется к живописи — обложки «Дня серебра» (1984) и «Равноденствия» (1987; пейзаж некоей местности, в небе над которой висят одновременно солнце и луна) выполнены Сергеем Дебижевым, «Десяти стрел» (1986; небольшие картинки на темы песен) — Александром Флоренским, «Русского альбома» (1992; изображение птицы с человеческой головой в орнаменте — очевидно, имеется в виду Сирин, Алконост или Гамаюн) — Виталием Вальге.

Обложки альбомов 1990-х были достаточно абстрактны: глаз в иллюминаторе («Навигатор», 1995), каменный кельтский крест в поле («Гиперборея», 1997), куда-то утягивающий зелёный водоворот («Ψ»). В альбомах XXI века на лицевой стороне снова появились участники «Аквариума», причём на трёх из них это был только Гребенщиков («Сестра Хаос», 2002; «Песни рыбака», 2003; «Беспечный русский бродяга», 2006), и только на одном — «ZOOM ZOOM ZOOM» (2005) — вся группа.

Надписи на обложках

На обложках многих альбомов «Аквариума» сделаны благодарственные надписи, обращения к слушателям, эпиграфы. Вот некоторые из этих надписей:

  • «Треугольник» (1981) — надписи «Аквариум» двумя видами рунического эльфийского письма.
  • «День серебра» (1984) — «Боящийся в любви несовершенен».
  • «Десять стрел» (1986) — «Посвящаем альбом памяти Саши Куссуля (ум. 1986)».
  • «Гиперборея» (1997) — «Аквариум благодарит Галсана Тохтох, Дж. Харрисона, хор монастыря Гъюто, Юнгчен Лхамо, Хю фон Бинген, безымянного коня, Квентина Тарантино, черное море, короре кокоре и прочих близких и неизвестных друзей. ПОСВЯЩАЕТСЯ АКУСТИЧЕСКОМУ ВОИНУ».
  • «Пятиугольный грех» (2000) — «ТЕРРАРИУМ БЛАГОДАРИТ Господа Бога, Аллаха, Махашуньяту, Брахмана, Макса Ландэ, Вадима Рубекина и Ступу Боднатх. ВО_БЛАГО_ВСЕМ_СУЩЕСТВАМ!».
  • «Территория» (2000) — «Спасибо всем, кто причастен к „Аквариуму“. Спасибо всем. Альбом „Территория“ благодарит: Криса Ваксмута [за идею], J.F. Bailina [за праведность], Л. Кавину [за терменвокс], Б.Рубекина [за Стахановскую звукозапись], Господа Бога [за поддержку]».
  • «Песни рыбака» (2003) — «Спасибо всем, кто помогал в записи этого альбома! Слава Богу!».
  • «Аквариум. Reggae» (2005) — «Воистину Джа направляет и поддерживает! Да укрепит он всех, кто будет это слушать!».

Состав

Нынешний состав

Музыканты прошлых составов

В скобках указан год, в который участник впервые появился в группе.

  • Анатолий «Джордж» Гуницкий (1972)
  • Михаил «Фан» Файнштейн-Васильев (1973)
  • Андрей «Дюша» Романов (1973)
  • Всеволод «Сева» Гаккель (1975)
  • Евгений Губерман (1976)
  • Александр «Фагот» Александров (1977)
  • Александр Ляпин (1980)
  • Сергей Курёхин (1981)
  • Александр Беренсон (1981)
  • Пётр Трощенков (1982)
  • Александр «Тит» Титов (1983)
  • Александр Куссуль (1984)
  • Сергей Щураков (1987)
  • Андрей «Рюша» Решетин (1987)
  • Олег Сакмаров (1989)
  • Сергей Березовой (1989)
  • Олег Гончаров (1991)
  • Алексей «Лорд» Рацен (1992)
  • Алексей Зубарев (1992)
  • Андрей Вихарев (1992)
  • Владимир Кудрявцев (1996)
  • Александр Докшин (1997)
  • Николай Кошкин (1998)
  • Александр «Панама» Пономарёв (1998)
  • Дмитрий Веселов (1998)
  • Альберт Потапкин (1999)
  • Фёдор Кувайцев (2003)

Дискография

См. также дискографию БГ в статье Борис Гребенщиков.

Порядковые номера указаны только для «естественных»[32] альбомов «Аквариума» (выделены жирным шрифтом).

Год Название Примечания
1973 Искушение святого Аквариума Первый «доисторический» магнитоальбом. Выпущен на CD в 2001 году в составе сборника «Доисторический Аквариум»
1973 Менуэт земледельцу Второй «доисторический» магнитоальбом. Утерян
1974 Притчи графа Диффузора Третий «доисторический» магнитоальбом. Выпущен на CD в 2001 году в составе сборника «Доисторический Аквариум»
1975 Таинство брака Четвёртый «доисторический» магнитоальбом. Утерян
1976 С той стороны зеркального стекла Пятый «доисторический» магнитоальбом. Выпущен на CD в 2001 году в составе сборника «Доисторический Аквариум»
1978 Все братья — сёстры Шестой «доисторический» магнитоальбом (совместно с Майком Науменко)
1979 Музыка общественный туалетов Седьмой «доисторический» магнитоальбом. Выпущен на CD в 2002 году бонус-диском к сборнику «Доисторический Аквариум»
1980 Скоро кончится век Компиляция
1981 Синий альбом Первый альбом «Аквариума». Студийный альбом
1981 Треугольник Второй альбом «Аквариума». Студийный альбом
1981 Акустика. История Аквариума — Том 1 Третий альбом «Аквариума». Студийный альбом
1981 Электричество. История Аквариума — Том 2 Четвёртый альбом «Аквариума». Концертный альбом/Студийный альбом
1982 Арокс и Штёр Концертный альбом
1982 Табу Пятый альбом «Аквариума». Студийный альбом
1982 Аквариум. 10 лет Концертный альбом
1982 Электрошок Концертный альбом
1983 Радио Африка Шестой альбом «Аквариума». Студийный альбом; в 1988 году фирма «Мелодия» выпускала альбом в виде виниловой пластинки (без «Вана Хойа» и «Твоей звезде»)
1984 БГ (стихи, песни) Первый альбом БГ. Концертный альбом
1984 Ихтиология Седьмой альбом «Аквариума». Концертный альбом
1984 День серебра Восьмой альбом «Аквариума». Студийный альбом
1984 M.C.I. Студийный бутлег, вышел по инициативе Тропилло, без ведома БГ. Сборник забракованных самим «Аквариумом» версий, записанных, по свидетельству БГ, для «Табу».
1985 Дети декабря Девятый альбом «Аквариума». Студийный альбом
1986 Десять стрел Десятый альбом «Аквариума». Концертный альбом (одна песня записана в студии); выпущен товариществом «Сестра» в виде виниловой пластинки в 1992 году
1986 Red Wave. 4 Underground Bands from the USSR Компиляция. На двойном виниловом диске, выпущенном в США благодаря Джоанне Стингрей, «Аквариум» занимает одну сторону (на других записаны «Кино», «Алиса» и «Странные Игры»)
1987 Аквариум (Белый Альбом) Компиляция из альбомов «День серебра» и «Дети декабря». Первый советский винил «Аквариума»
1987 Жажда Компиляция. Советский миньон с песнями из альбомов «День серебра» и «Дети декабря»
1987 Асса Саундтрек к одноименному фильму. Впервые выпущен на «Мелодии» в виде виниловой пластинки, переиздан на CD в 2000 году в составе сборника «Фильмография»
1987 Равноденствие Одиннадцатый альбом «Аквариума». Студийный альбом, впервые был выпущен «Мелодией» в виде виниловой пластинки
1988 Искусство быть смирным Советский сингл к альбому «Радио Африка», выпущенному «Мелодией» в виде виниловой пластинки в 1988 году
1988 Капитан Африка Советский сингл к альбому «Радио Африка», выпущенному «Мелодией» в виде виниловой пластинки в 1988 году
1989 Radio Silence Второй альбом БГ. Студийный альбом (США, Великобритания)
1990 Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви Саундтрек к одноименному фильму. Впервые выпущен на «Мелодии» в виде винилового двойного альбома, переиздан на CD в 2000 году в составе сборника «Фильмография»
1990 Radio London Третий альбом БГ. Студийный альбом (Великобритания; две песни записаны в СССР)
1990 Дом под звёздным небом Саундтрек к одноименному фильму. Впервые издан на CD в 2000 году в составе сборника «Фильмография» под названием «Сделано на Мосфильме»
1991 Однажды в Рок-клубе Сборник из четырех виниловых пластинок. Записи сделаны вживую на фестивале, посвященном 10-летию Ленинградского Рок-клуба. «Аквариуму» на одной из этих пластинок принадлежит композиция «Я — Змея»
1991 Архив. История Аквариума - Том 3 Антология. Впервые выпущен «SNC Records» в виде виниловой пластинки в 1992 году
1992 Русский альбом Четвёртый альбом БГ. Двенадцатый альбом «Аквариума». Студийный альбом, выпущенный компанией «Курицца Рекордс» в виде виниловой пластинки в 1992 году
1993 Библиотека Вавилона. История Аквариума - Том 4 Антология. Альбом выпущен компанией «FeeLee» в виде виниловой пластинки в 1993 году
1993 Письма капитана Воронина. Концерт в Вятке Пятый альбом БГ. Концертный альбом (одна песня записана в студии)
1993 Визит в Москву Концертный альбом «Аквариума»
1993 Любимые песни Рамзеса IV Тринадцатый альбом «Аквариума». Студийный альбом; выпущен компанией «FeeLee» в виде виниловой пластинки в 1993 году
1994 Пески Петербурга Четырнадцатый альбом «Аквариума». Студийный альбом
1994 Kostroma mon amour Пятнадцатый альбом «Аквариума». Студийный альбом
1994 Песни Александра Вертинского Шестой альбом БГ. Студийный альбом
1994 Задушевные песни Седьмой альбом БГ (совместно с «Аквариумом» под псевдонимом «Квартет Анны Карениной»). Студийный альбом
1994 Аквариум на Таганке Концертный альбом «Аквариума»
1994 Boris Grebenchikov & Aquarium 1991—1994 Компиляция. Альбом издан для европейских слушателей (Франция)
1995 Навигатор Шестнадцатый альбом «Аквариума». Студийный альбом
1995 Центр циклона Концертный альбом «Аквариума»
1996 Снежный лев Семнадцатый альбом «Аквариума». Студийный альбом
1996 Чубчик Восьмой альбом БГ. Студийный альбом
1996 Сезон для змей Концертный альбом «Аквариума»
1996 Двадцать лет спустя Концертный альбом «Аквариума»
1997 Гиперборея Восемнадцатый альбом «Аквариума». Студийный альбом
1997 Bardo Студийный альбом «Аквариума» под псевдонимом «Русско-Абиссинский Оркестр»
1997 Лилит Девятый альбом БГ. Девятнадцатый альбом «Аквариума» (совместно с группой «The Band»). Студийный альбом
1997 Аквариум-25. История Концертный альбом «Аквариума»
1997 Аквариум. Хрестоматия (1980-87) Компиляция. Сборник, посвященный 25-летию группы
1998 Кунсткамера Антология
1998 Легенды Русского Рока. «Аквариум» Компиляция
1998 Прибежище («Refuge») Десятый альбом БГ (совместно с Gabrielle Roth & «The Mirrors»). Студийный альбом (США)
1998 Борис Гребенщиков и Deadушки Одиннадцатый альбом БГ (совместно с группой «Deadушки»). Студийный альбом
1998 Молитва и пост Двендцатый альбом БГ. Концертный альбом (США)
1999 Песни Булата Окуджывы Тринадцатый альбом БГ. Студийный альбом
1999 Ψ Двадцатый альбом «Аквариума». Студийный альбом
1999 20 Лучших Песен. Хрестоматия. Версия 1.1 Компиляция
1999 20 Лучших Песен. Хрестоматия. Версия 1.2 Компиляция
1999 Золотая Коллекция. Хрестоматия. Версия 1.3 Компиляция
1999 Лучшие песни Компиляция
2000 Пятиугольный грех Студийный альбом «Аквариума» под псевдонимом «Террариум» (совместно с Максимом Леонидовым, Егором Белкиным, Вячеславом Бутусовым, Чижом и др.)
2000 Территория Компиляция
2002 Переправа («Bardo») Четырнадцатый альбом БГ (совместно с Gabrielle Roth & «The Mirrors»). Студийный альбом (США)
2002 Сестра Хаос Двадцать первый альбом «Аквариума». Студийный альбом
2002 Russian Songwriter: a Collection from Boris Grebenshikov Компиляция. Альбом издан для американских слушателей (США)
2003 Песни рыбака Двадцать второй альбом «Аквариума». Студийный альбом
2003 50 БГ Юбилейная компиляция к 50-летию БГ. 2 CD. Коллекционное издание, ограниченный тираж, распространяется только на концертах
2004 Без слов Пятнадцатый альбом БГ. Лимитированное издание, распространяется только на концертах
2005 ZOOM ZOOM ZOOM Двадцать третий альбом «Аквариума». Студийный альбом
2005 Аквариум. Reggae Компиляция. Альбом издан студией «Союз» с разрешения группы
2006 Аквариум. Песни о любви Компиляция. Альбом издан студией «Союз» с разрешения группы
2006 Беспечный русский бродяга Двадцать четвёртый альбом «Аквариума». Студийный альбом

Кроме того, БГ и «Аквариум» принимали участие в записи ряда альбомов и сборников других исполнителей. Существуют также самостоятельные записи отдельных членов «Аквариума» и созданных ими групп.

См. также

Примечания

  1. Справочное пособие для «БГ-ологов» и «аквариумофилов».
  2. Справочное пособие для «БГ-ологов» и «аквариумофилов».
  3. Справочное пособие для «БГ-ологов» и «аквариумофилов».
  4. Справочное пособие для «БГ-ологов» и «аквариумофилов».
  5. Справочное пособие для «БГ-ологов» и «аквариумофилов».
  6. Справочное пособие для «БГ-ологов» и «аквариумофилов».
  7. Гребенщиков Б. Б. Правдивая автобиография Аквариума. (Письмо Артемию Троицкому, 1980 год.)
  8. Есть предположения о том, что альбом записан в 1979 году, поскольку: а) качество записанного материала намного превосходит качество записи на первых «доисторических» альбомах «Аквариума»; б) Джордж Гуницкий не может припомнить, чтобы в его бытность этот альбом был записан, и даже не слышит себя на этой записи; в) цифра «9» в письменном виде могла вполне сойти за «4».
  9. а б Троицкий А. К. Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е…. — М.: Искусство, 1991.
  10. Справочное пособие для «БГ-ологов» и «аквариумофилов».
  11. Справочное пособие для «БГ-ологов» и «аквариумофилов».
  12. В книге Рыбина и др. «Аквариум. Сны о чём-то большем…» (см. Библиографию) сообщается, что в 1981 году «Аквариум» записал четыре альбома, то есть «Синий Альбом», «Треугольник», «Акустику» и «Электричество». Другой вопрос, когда они были выпущены.
  13. Старцев А. Краткая история «Аквариума» на 15 октября 1985 г.
  14. Справочное пособие для «БГ-ологов» и «аквариумофилов».
  15. Вопросы и ответы на официальном сайте Аквариума.
  16. Справочное пособие для «БГ-ологов» и «аквариумофилов».
  17. а б Справочное пособие для «БГ-ологов» и «аквариумофилов».
  18. Справочное пособие для «БГ-ологов» и «аквариумофилов».
  19. Справочное пособие для «БГ-ологов» и «аквариумофилов».
  20. Согласно исследованию Зеева Гейзеля, настоящие авторы — ленинградский музыкант Владимир Вавилов, сочинивший эту музыку приблизительно в 19671968 годах, и ленинградский поэт Анри (Андрей) Волохонский, написавший в ноябре 1972 года стихотворение «Рай» на услышанную с пластинки Вавилова музыку.
  21. а б в Гаккель В. Аквариум как способ ухода за теннисным кортом. — М.: Сентябрь, 2000.
  22. Справочное пособие для «БГ-ологов» и «аквариумофилов».
  23. Справочное пособие для «БГ-ологов» и «аквариумофилов».
  24. Справочное пособие для «БГ-ологов» и «аквариумофилов».
  25. Справочное пособие для «БГ-ологов» и «аквариумофилов».
  26. Справочное пособие для «БГ-ологов» и «аквариумофилов».
  27. Справочное пособие для «БГ-ологов» и «аквариумофилов».
  28. Справочное пособие для «БГ-ологов» и «аквариумофилов».
  29. Справочное пособие для «БГ-ологов» и «аквариумофилов».
  30. Песня «Хочу быть влюблён» входит только в сборник «Фильмография». На отдельных изданиях она либо отсутствует, либо вместо неё записано живое исполнение песни «Горный хрусталь».
  31. Shelley. England was burning… а Россия горит по-своему (размышления о русском дарк-фолке к его пятилетию). 2001.
  32. а б в См. дискографию на официальном сайте «Аквариума».
  33. Гребенщиков Б. Б. Краткий отчет о 16-ти годах звукозаписи. 1997.
  34. Справочное пособие для «БГ-ологов» и «аквариумофилов».
  35. а б Справочное пособие для «БГ-ологов» и «аквариумофилов».
  36. «Жёлтая стрела» на официальном сайте Виктора Пелевина.
  37. Стругацкий А., Стругацкий Б. Хромая судьба; Пять ложек эликсира: Фантастические романы, повести, рассказы, пьесы. — М.: Издательство АСТ, 1998.
  38. «Кысь» Т. Толстой в библиотеке Максима Мошкова.
  39. Эта же песня прозвучала в оригинальном исполнении в одном из эпизодов в раннем фильме Карена Шахназарова «Курьер» (Мосфильм, СССР, 1986).
  40. «Generation „П“» на официальном сайте Виктора Пелевина.
  41. Скачать мультфильм «Бывший Аллах» с сайта студии «Антимульт».
  42. а б См. статью Mr.Parker, «Дорогая редакция…».
  43. Справочное пособие для «БГ-ологов» и «аквариумофилов».
  44. Справочное пособие для «БГ-ологов» и «аквариумофилов».
  45. Справочное пособие для «БГ-ологов» и «аквариумофилов».
  46. Запись в живом журнале Алексея Вишни.
  47. Справочное пособие для «БГ-ологов» и «аквариумофилов».
  48. Справочное пособие для «БГ-ологов» и «аквариумофилов».
  49. Справочное пособие для «БГ-ологов» и «аквариумофилов».
  50. Справочное пособие для «БГ-ологов» и «аквариумофилов»

Библиография

Фильмография

Фильмы об «Аквариуме»

Фильмы с музыкой «Аквариума»

Кроме того, существует несколько фильмов, участником которых является БГ, независимо от «Аквариума».

Ссылки


Статья является кандидатом в избранные статьи с 24 ноября 2006.
Возможно, требуется доработка статьи. См. Обсуждение#Требуются доработки.
Оставить отзыв по статье и проголосовать за неё можно на странице голосования.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home