Ту-144

Ту-144советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный КБ Туполева в 1960-е годы. Наряду с Конкордом, Ту-144 является одним из двух сверхзвуковых авиалайнеров, которые когда-либо использовались авиакомпаниями для коммерческих перевозок.

Содержание

История

Несмотря на то, что Ту-144 менее известен, чем его «напарник» Конкорд, первый полёт Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года, то есть на две недели раньше Конкорда. Ту-144 также является первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер (5 июня 1969 г.)

Ту-144 совешил свой первый рабочий рейс 26 декабря 1975 года на маршруте Москва—Алма-Ата, перевозя почту и посылки, а с ноября 1977 года на том же направлении начались и пассажирские перевозки. К сожалению, коммерческая карьера Ту-144 оказалась недолгой: в мае 1978 года улучшенный опытный вариант самолёта, Ту-144Д после возгорания топлива в зоне мотогондолы 3-ей силовой установки из-за разрушения топливопровода, задымления в кабине и отключения экипажем двух двигателей совершил вынужденную посадку на поле у деревни Ильинский Погост, неподалеку от города Егорьевска. После приземления через форточку кабины экипажа покинули самолет командир экипажа В.Д. Попов, второй пилот Э.В. Елян и штурман В.В.Вязигин. Находившиеся в салоне инженеры В.М. Кулеш, В.А. Исаев, В.Н. Столповский покинули самолет через переднюю входную дверь. Бортинженеры О.А. Николаев и В.Л. Венедиктов оказались зажатыми на рабочем месте деформировавшимися при посадке конструкциями и погибли. (Отклоненный носовой обтекатель коснулся грунта первым, сработал как нож бульдозера, набирая землю, и провернулся под живот, войдя в фюзеляж. 1 июня 1978 года Аэрофлот навсегда прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы. Впоследствии Ту-144Д использовался только для грузовых перевозок между Москвой и Хабаровском. В общей сложности, Ту-144 совершил 102 рейса под флагом Аэрофлота, из них 55 — пассажирских.

Позже Ту-144 совершали только испытательные полеты и несколько полетов с целью установления мировых рекордов. С 1995 по 1999 годы один значительно модифицированный Ту-144Д под нзванием Ту-144ЛЛ использовался американским космическим агенством НАСА для исследований в области высокоскоростных коммерческих полётов с целью разработать план для создания нового, современного сверхзвукового пассажирского самолёта. На Ту-144ЛЛ были установлены двигатели НК-32 в связи с отсутствием пригодных к эксплуатации НК-144 или РД-36-51, аналогичные используемым на Ту-160, разнообразные датчики и испытательная контрольно-записывающая аппаратура.

Технические характеристики

  • экипаж: 3 человека
  • вместимость: 120-140 пассажиров
  • длина фюзеляжа: 65,5 м
  • размах крыла: 28,8 м
  • общая высота: 10,5 м
  • пустая масса: 85 000 кг
  • запас топлива: 70 000 кг
  • максимальная скорость: M 2.35 (2 500 км/ч)
  • крейсерская скорость: M 2.16 (2 300 км/ч)
  • дальность: 6 500 км
  • служебный потолок: 18 000 м

Недостатки самолета

  • Высокий расход топлива и недостаточная дальность полета
  • Высокая стоимость производства и эксплуатации
  • Отсутствие реверса тяги (предусматривался но никогда не устанавливался) и применение тормозного парашюта

Опытные самолеты и модификации

Строившиеся и переоборудованные:

  • Ту-144(«044») первый опытный образец № 68001 c двигателями НК-144. Сильно отличался многими элементами конструкции (формой и профилем крыла, размещением двигателей и стоек шасси, конструкцией стоек шасси, длиной и формой отдельных элементов фюзеляжа, катапультируемыми креслами экипажа, отстреливаемыми люками для выхода катапультируемых кресел и другими особенностями) от предсерийного и серийных и представлял собой скорее всего отдельную модель самолета.
  • Ту-144(«004») предсерийный опытный образец № 77101 c двигателями НК-144.
  • Ту-144С серийные (опытные и эксплуатировавшиеся) самолеты c двигателями НК-144A.
  • Ту-144Д опытные серийные самолеты c двигателями РД-36-51.
  • Ту-144ЛЛ — опытный самолет Ту-144Д c двигателями НК-32

Нереализованные в производстве проекты:

Сохранившиеся экземпляры

Оставшихся в летном состоянии в настоящее время не существут (возможно Ту-144ЛЛ №77115 и ТУ-144Д №77114 могут быть восстановлены вновь до летного состояния).

  • ТУ-144Д №77114 хранится на аэродроме в Жуковском
  • ТУ-144ЛЛ №77115 хранится на аэродроме в Жуковском

Самолеты №77114 и №77115 будут скорее всего установлены в качестве памятников или экспонироваться на аэродроме в Жуковском. В 2004-2005 г. с ними были совершены некие сделки по продаже их на металлолом, но протесты авиационной общественности привели к сохранению их. Опасность продажи их на металлолом полностью не устранена. Вопросы о том в чью собственность они перейдут окончательно не решены.

В музеях находятся:

  • ТУ-144 №77106 в музее ВВС в Монино под Москвой
  • ТУ-144 №77110 в музее гражданской авиации в Ульяновске
  • ТУ-144Д №77112 в музее в города Зинсхайм (Германия) является наиболее качественно отреставрированным экземпляром. Установлен рядом с Конкордом.

На хранении находятся:

  • ТУ-144 №77107 хранится в Казанском авиационном институте.
  • ТУ-144 №77108 хранится в Самаре на аэродроме СГАУ и принадлежит авиационному институту.

Ссылки


Самолёты ОКБ им. Туполева

Серия АНТ
АНТ-1 | АНТ-2 | АНТ-3 «Пролетарий» | АНТ-4 «Страна Советов» | АНТ-5 | АНТ-6 | АНТ-7 | АНТ-8 | АНТ-9
АНТ-13 | АНТ-14 | АНТ-16 | АНТ-17 | АНТ-20 «Максим Горький»
АНТ-21 | АНТ-22 | АНТ-23 | АНТ-25 | АНТ-26 | АНТ-27 | АНТ-29
АНТ-31бис | АНТ-37 | АНТ-40 | АНТ-42 | АНТ-44 | АНТ-46 | АНТ-58

Самолёты военного назначения
ДИ-8 | ДИП | И-4 | И-8 | И-12 | И-14 | МИ-3 | Р-3 | Р-6 | Р-7 | СДБ | ТБ-1 | ТБ-3 | ТБ-4 | ТБ-6 | ТШ-Б | ФБ
Ту-1 | Ту-2 | Ту-4 | Ту-6 | Ту-8 | Ту-10 | Ту-12 | Ту-14 | Ту-16 | Ту-20 | Ту-22/Ту-22М | Ту-24 | Ту-28 | Ту-64 | Ту-73 | Ту-75 | Ту-78 | Ту-80 | Ту-81
Ту-82 | Ту-85 | Ту-88 | Ту-89 | Ту-91 | Ту-95 | Ту-96 | Ту-98 | Ту-107 | Ту-119 | Ту-121 | Ту-126 | Ту-128 | Ту-135 | Ту-138 | Ту-142 | Ту-160

Пассажирские самолёты
Ту-70 | Ту-104 | Ту-110 | Ту-114 | Ту-116 | Ту-124 | Ту-134 | Ту-136 | Ту-144 | Ту-154 | Ту-155 | Ту-156 | Ту-164 | Ту-204 | Ту-214 | Ту-234 | Ту-324| Ту-330 | Ту-334| Ту-414 | Ту-444

Амфибии
МДР-2 | МДР-4 | МК-1 | МР-6 | МРТ-1 | МТБ-1 | МТБ-2 | МЭР

Беспилотные аппараты
ВР-2 | ВР-3 | ДБР-1 | Ту-123 «Ястреб» | Ту-130 | Ту-141 «Стриж» | Ту-143 «Рейс» | Ту-243 «Рейс-Д» | Ту-300 «Коршун»

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home